Zoom-лекциями отделаться не удастся

23 сентября, 2020, 17:03 Распечатать
Отправить
Отправить

COVID-19 и новый учебный год в университетах.

Zoom-лекциями отделаться не удастся
© Pixabay

В этом году 1 сентября двери университетов открылись не для всех. С началом осени к учебе вернулись студенты старших курсов, а вот для первокурсников и новичков магистерских программ обучение стартовало с 15 сентября. Да и то не везде очно — некоторые из первокурсников приехали в вузы, сняли квартиру или устроились в общежитии, а потом узнали, что обучение будет онлайн.

Пандемия внесла коррективы в традиционные учебные планы и методы преподавания не только в Украине. Университеты по всему миру в течение лета готовились к вызовам нового учебного года в эпоху COVID-19. И большинство решений, и ответственность легли именно на университеты, а не на органы государственной или местной власти.

Самый распространенный вопрос нового учебного года — могут ли студенты вернуться в аудитории после того, как весной коронавирусная пандемия вытеснила образование в онлайн. Для многих в Украине это стало экспериментом. В то же время многие иностранные инноваторы и эксперты в сфере образования прогнозировали переход обучения в онлайн уже давно.

Так, Билл Гейтс в ежегодном письме говорил об этом еще в 2015 году. Профессор Нью-Йоркского университета Ханс Тапария в блоге для «Нью-Йорк таймс» уверяет аудиторию, что университеты должны продолжать давать образование онлайн из-за неконкурентоспособной стоимости очного образования в период экономического кризиса.

Карантинные ограничения украинского правительства запрещают осенью обучение только в тех заведениях высшего образования (ЗВО), которые размещены в так называемой красной зоне. В частности онлайн начали учебный год ЗВО в Черновцах и Ивано-Франковске, а по состоянию на 20 сентября очные занятия не могли проводить в 27 заведениях высшего образования, большинство из которых размещены в Тернопольской области.

В то же время не все заведения в других зонах спешат собирать студентов в аудиториях. Большинство предпочитают смешанное обучение, предусматривающее как онлайн-компонент, так и очные встречи. Например, многие ЗВО предлагают студентам присоединяться к лекциям онлайн, а семинарские занятия проводят уже в университете. В частности об обучении по такому принципу рассказывают студенты КНЭУ им. В.Гетьмана. Большей частью ЗВО позволяют факультетам и кафедрам принимать решение о преподавании онлайн или очно самостоятельно. Например, преподаватели Национального педагогического университета им. Драгоманова (НПУ) комментируют ситуацию, когда один из факультетов решил проводить обучение исключительно онлайн, в то время как другие работают со студентами и в аудиториях. Организовано много способов обеспечить и ротацию студентов в помещениях ЗВО. В частности в НПУ первокурсников приглашают на учебу после того как старший курс отправился на практику. В Украинском католическом университете студентов делят на подгруппы, чтобы обеспечить социальное дистанцирование и безопасность всех участников образовательного процесса.

За рубежом решения о способе обучения тоже принимают в рамках университетской автономии. Например, в Соединенных Штатах Америки ни одна из моделей учебного процесса не практикуется в большинстве университетов. Согласно анализу профессионального издания The Chronicle of Higher Education, 34% колледжей и университетов чаще всего преподают онлайн, 23% — большей частью в кампусе (то есть в аудиториях), а 21% использует смешанную модель. Только 10% американских ЗВО продолжают работать исключительно в онлайн-режиме, и лишь 3,9% вернулись к полноценному обучению в кампусе.

Многие университеты США изменили свою модель преподавания уже после начала обучения. Самой громкой стала ситуация в Университете Северной Каролины (Чапел Гилл), который был первым публичным исследовательским университетом США, начавшим обучение в кампусе. Их семестр стартовал 10 августа, но уже через девять дней заведение перешло на онлайн-обучение, ведь 130 студентов заболели коронавирусом.

В то же время во Франции Бизнес-школа NEOMA открыла стопроцентно онлайн-кампус.

На платформе студенты создают свои аватары, которые полноценно взаимодействуют с другими участниками академического сообщества в онлайн-пространстве. Ты можешь открыть дверь, поднять руку или даже поиграть в футбол, не беспокоясь о своем здоровье. Визуальная идентификация аватаров с помощью имен владельцев и их должностей в университете позволяет различать участников образовательного процесса очень просто. Аватары перемещаются по онлайн-университету, посещая лекции, семинары и встречи с одногруппниками или профессорами, так, как студенты делали это в реальной жизни. Такие студенческие сервисы, как карьерный центр, центр здоровья и библиотека тоже доступны онлайн. Более подробную экскурсию по новому кампусу заинтересованные могут посмотреть по ссылке.

Сначала идею онлайн-кампуса разрабатывали для обучения иностранных студентов, которые физически не могли приехать учиться из-за карантинных ограничений, но теперь она расширена для использования всеми студентами и преподавателями.

Подстраиваться под возможности иностранных студентов пришлось всем ЗВО. В Украине карантинные ограничения сначала вообще сделали невозможным въезд иностранцев для поступления в университеты, но в результате адвокационной кампании Украинский государственный центр международного образования в сотрудничестве с народными депутатами убедили правительство в необходимости изменений правил въезда иностранных граждан, и уже в конце августа украинские ЗВО начали приглашать на обучение абитуриентов из других стран. Следующим вызовом для иностранных студентов, чаще всего изучающих в Украине медицину, стала сдача экзамена «Крок». Дополнительная сессия этого экзамена была назначена, когда в Украине продолжали действовать карантинные ограничения на въезд иностранцев. Но, реагируя на обращения студентов, Центр тестирования при Министерстве здравоохранения решил проводить дополнительные сессии тестирования после приезда студентов в Украину.

С аналогичными вызовами столкнулись студенты, планировавшие учиться в Европе, США и Китае, ведь многие посольства не выдавали студенческие визы летом. Иностранные студенты, планировавшие ехать на обучение в Германию, довольно долго привлекали внимание правительства к неопределенности их ситуации, которая закончилась успешным рассмотрением студенческих заявлений. Посольства США сделали рассмотрение заявлений на студенческие визы приоритетным, поэтому в странах, где это позволяли карантинные ограничения, поступающие смогли получили визы уже в августе.

Бесспорно, наличие визовых документов не гарантирует возможности физически доехать до места обучения, поэтому университеты предложили различные гибкие планы начала образовательных программ. Например, в Швеции программы, имеющие значительную долю иностранных студентов, начали учебный год онлайн, чтобы обеспечить всем равные условия. Американские ЗВО предлагали студентам начать обучение онлайн или перенести старт их программы на весенний семестр. В Гонконге студентам, не имевшим возможности приехать, также предложили онлайн-обучение, в то время как студенты на территории Специального автономного округа имеют возможность учиться как в аудитории, так и онлайн.

Онлайн-обучение обеспечивается с помощью различных технических средств. Многие университеты отдали выбор программного обеспечения на усмотрение самих преподавателей. Украинские университеты для видеолекций и семинаров активно используют Zoom. Этот сервис во время пандемии стал одним из самых прибыльных в мире. Свыше 265 тысяч компаний теперь пользуются его программой. Но использование Zoom содержит риски для безопасности данных, которые в апреле обнародовали исследователи из Университета Торонто (читайте Bill Marczak and John Scott-Railton Move Fast and Roll Your Own Crypto. A Quick Look at the Confidentiality of Zoom Meetings, а также Zoom’s Waiting Room Vulnerability). Поэтому многие зарубежные университеты отдают предпочтение сервису Microsoft Teams. Более популярным во времена COVID-19 стал и Google-класс, который используют преподаватели для хранения и распространения учебных материалов, коммуникации со студентами и оценки их знаний.

Самой распространенной системой управления обучением в Украине стал Moodle. За границей он тоже является лидером, но там в университетах все же более широкий выбор программного обеспечения. Многие заведения используют такие системы управления обучением, как Edmondo, Blackboard, SumTotal Systems и другие. Зарубежные университеты также инвестировали время в разработку приложений для смартфонов, расширяющих доступ студентам к информации. Например, библиотека Университета Гонконга предлагает собственное приложение, которое быстро загружает необходимую литературу на смартфон студента.

Но безопасность студентов не ограничивается только методом обучения. Многие молодые люди живут в общежитиях, поэтому университеты должны позаботиться об их безопасности и в неучебное время. В Украине уже было несколько ситуаций заражения коронавирусом именно в общежитиях, поэтому университеты разработали дополнительные правила безопасности. Но все мы были студентами и знаем, как выглядит большинство наших общежитий: вызовы, связанные с нехваткой пространства для социального дистанцирования и своевременной изоляции студентов с симптомами коронавируса, остаются как никогда актуальными. За границей общежития тоже находятся под пристальным вниманием. Многие университеты закрыли комнаты общего пользования с целью ограничить контакты между студентами.

В Гарвардском университете единственной открытой комнатой общего пользования осталась прачечная, чем студенты, конечно, очень недовольны, но политика университетов в отношении наказания нарушителей ограничений очень жесткая. Например, Северо-Восточный университет отстранил осенью от обучения 11 студентов, которые, вопреки запрету, собрались в одной комнате.

Несмотря на ожидание, новый учебный год пока не обещает быть проще предыдущего, но мы начинаем его уже со значительным опытом образования в эпоху COVID-19. Главной задачей остается сделать опыт студентов интересным, эффективным и безопасным. Преподавание осенью 2020-го будет требовать большего, чем Zoom-лекции, ведь видеокурсы можно проходить и вне университета. Способность создать интерактивный опыт в онлайн- или смешанном формате будет определять качество знаний и навыков будущих специалистов. Перед студентами в свою очередь тоже стоят сложные задачи, ведь они должны найти эффективный способ не только учиться в новой среде, но и подготовиться к вхождению в профессию в абсолютно новых условиях, которых пока никто до конца не понимает.

По материалам: ZN.UA /
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК