Не секрет, что есть в Украине суперпрестижные учебные заведения, куда поступить, несмотря на достаточно высокую плату за обучение, крайне сложно. В числе вузовской элиты — Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет (ХНАДУ). Бывший ХАДИ, известный в пределах постсоветского пространства от Сахалина до Львова, а за рубежом — от Европы до Латинской Америки, пройдя нелёгкий путь, сумел не только сохранить высокий престиж в Украине, но и хорошую репутацию у зарубежных партнёров. Инженеры-автомобилисты, строители дорог, мостов и аэродромов, подготовленные в Харькове (за 72 года своего существования вуз выпустил около 50 тысяч инженеров), сегодня возглавляют крупные компании, заводы, департаменты, министерства.
У Харьковского автомобильно-дорожного — три зарубежных филиала в Европе и Азии. В них преподают бывшие студенты, аспиранты и докторанты ХАДИ, ныне — профессора, опытные инженеры, менеджеры. Меняются времена, меняются способы получения образования. Если раньше студенты-иностранцы приезжали в Харьков, то ныне преподаватели-украинцы читают лекции за рубежом. Спрос на диплом Харьковского автомобильно-дорожного по-прежнему высок. Как же сделать технический вуз престижным? Формула успеха ХНАДУ такова.
Правило первое: абитуриент должен преодолеть высокую планку требований на вступительных испытаниях. Все десять индивидуальных задач по математике, которые даются вступившим на тропу борьбы за место в студенческой аудитории ХНАДУ, решают не более 20% абитуриентов. Как правило, это выпускники подготовительного отделения университета, лицея при университете, медалисты, участники олимпиад. К примеру, нынешним летом таких абитуриентов было около двухсот.
Рассказывает проректор ХНАДУ Сергей Ходырев:
— Приём на учебу первокурсников проходил по пятнадцати специальностям. В девяти регионах Украины университет провёл выездные олимпиады. В них участвовали 1240 человек, что, по сути, равно количеству абитуриентов годового набора. По итогам олимпиад заключено 243 полноплатных договора. Ряд абитуриентов зачислили на учебу без вступительных экзаменов.
Тем не менее уже с первого курса обнаруживается проблема — не все студенты могут успешно осваивать программу. Сегодня в большинстве школ отсутствует преподавание дисциплин, необходимых будущему инженеру, к примеру, вообще нет черчения. В технических же вузах базовыми для первого курса являются именно инженерная и компьютерная графика, начертательная геометрия, а первокурсники к ним не готовы. В школах намного слабее стало преподавание физики, возможно, потому что в вузах нет вступительных экзаменов по этому предмету. Поэтому, дабы выяснить уровень знаний первокурсников, кафедры высшей математики, физики, начертательной геометрии ХНАДУ в этом году проводили «нулевые» контрольные работы во всех группах.
Хороший уровень подготовки будущих студентов обеспечивает межрегиональный лицей ХНАДУ, организованный областным управлением образования. Первоначально в него принимались дети из сёл Харьковской области, сегодня — практически из всех областей Украины. Ребята со школьной скамьи окунаются в студенческие будни, делают первые шаги в науку, знакомятся с вузовскими лабораториями. Расписание занятий у них особое. Домашние задания выполняют в лицее, в классе обязательно присутствует консультант. Компьютеры, библиотека — всё под рукой. Только пользуйся, учись учиться!.. И ребята не отказываются от своего шанса. Уровень знаний выпускников-лицеистов таков, что их вполне можно было бы зачислять как минимум на второй курс университета. Но, к сожалению, по закону мы не имеем права зачислять лицеистов на старшие курсы, хотя они могли бы еще в лицее пройти программу первого курса.
Выпускные экзамены в лицее являются вступительными в вуз. Есть и другие критерии отбора: если лицеист получил очень хорошую оценку, его зачисляют на бюджетное отделение, средний балл — на полноплатное, но на ту специальность, которую он выберет. Ведь в ХНАДУ есть такие специальности, куда попасть очень и очень сложно.
Второе «золотое» правило автодорожного университета: если абитуриенту высокая планка вступительных экзаменов оказалась не по силам, но он попал в число студентов-контрактников, то к концу первого курса никаких пробелов в знаниях быть не должно. Для отстающих с 1 сентября организовываются дополнительные занятия (конечно, это платная услуга). Мы пришли к выводу, что пробелы в школьных знаниях хочешь не хочешь, а надо пополнять именно в вузе. Иначе не сохранить престиж диплома. Как из бюджетников, так и из «полноплатников» сформировали группы студентов для дополнительных занятий. Кто может оплатить обучение — оплачивает, кто нет — всё равно учится, чтобы к концу первого семестра выйти на необходимый уровень.
Вот как анализирует ситуацию Евгений Босенко, пятикурсник, председатель студенческого совета самоуправления ХНАДУ:
— В принципе, дополнительные занятия — хорошая помощь студентам. В нашем университете на протяжении трёх-четырёх лет проводятся «нулевые» контрольные среди первокурсников, с помощью которых определяют основные «проблемы» в знаниях ребят. С учетом этих недостатков разрабатывается система их ликвидации, — например, те же дополнительные платные консультации. Студент также может изучать ряд дисциплин, не предусмотренных программой первых курсов, если этих предметов не было в школе, может выбрать второй иностранный язык. Но случаев, когда преподаватели намеренно ставят заниженные оценки, чтобы потом заставить платить за дополнительные занятия, за всё время, которое я работаю председателем совета самоуправления, не было.
Нужно шире развивать студенческое самоуправление в вузах, и учащиеся смогут сами о себе заботиться. Их голос должен иметь вес, и не только в деле организации учебного процесса, но и отдыха. У нас самоуправление существует уже четвертый год. В каждом общежитии есть студсовет, в каждой группе — совет группы, помогающий отстающим. Занимаемся мы и организацией различных студенческих мероприятий, праздников, а главное — социальной защитой студентов.
Минимальная стипендия обычных студентов, не отличников, 42 гривни. На такие деньги разве что неделю можно как-то продержаться. Обеспеченность ребят, которые приходят учиться, — средняя и чуть ниже. В этом году более 50 процентов — иногородние. Им, проживающим в общежитии, нужно порядка 200 гривен в месяц. Но есть и такие, кому хочется больше. Подзаработать можно в самом университете — летом, в стройотряде, мы ремонтируем общежития. Конечно, этого не хватит на весь учебный год, но ведь кроме того можно попытаться найти вечернюю работу, поработать в выходные или в свободное время — на различных должностях в студгородке, административно-хозяйственной части, типографии, студенческом клубе.
И здесь мы подошли к правилу третьему, на сей раз — традиционному для ХНАДУ, неуклонно соблюдаемому с первых дней существования вуза. Студент, если того желает, может стать коллегой научных сотрудников и преподавателей. То есть он может участвовать в разработке различных научных тем с бюджетным и хозрасчётным финансированием. И, соответственно, зарабатывать умственным трудом, заодно обогащаясь новыми знаниями, получая навыки практической работы. К примеру, лаборатория скоростных автомобилей организована еще в 50-е годы, с 1961-го при ней работает студенческое проектно-конструкторское бюро. Силами студентов создано около 30 моделей автомобилей. Большинство из них уникальны по своей конструкции. На них было установлено свыше 40 рекордов скорости, 16 из которых превышают мировые достижения. Сейчас коллектив лаборатории создает спортивный автомобиль для шоссейно-кольцевых гонок, есть задумки и по криоавтомобилю. Есть ещё одна уникальная возможность для студентов зарабатывать деньги (и довольно приличные) в университете, сражаясь на всеукраинских олимпиадах и конкурсах. Победителям ректор вручает премии порядка 500 — 1200 гривен.
Как правило, ребята, которые придерживаются этой вузовской традиции, впоследствии остаются в аспирантуре, на преподавательской и научной работе. Это «золотая» молодёжь ХНАДУ, для которой главным критерием жизненного успеха является успешная карьера ученого. И хотя в наше время социальной неустроенности научных сотрудников над ними могут подшутить однокурсники: «Горе от ума!» — в аспирантуру ХНАДУ, как и прежде, попасть могут далеко не все желающие — очередь года на два. Эффективность учебы в аспирантуре — 67%, следовательно, каждый седьмой аспирант в срок защищает кандидатскую диссертацию. По этому показателю университет вышел на первое место среди вузов Украины.
В последние два года наблюдается значительный рост научных хоздоговорных исследований, над которыми работают сотрудники ХНАДУ. В нынешнем учебном году их количество возросло на 50%. Активизировалось международное научное сотрудничество между нашей кафедрой физики и университетом Северного Техаса, (США). Создан совместный проект «Разработка оптимального процесса жидкого азота для криогенного транспортного способа» с финансированием работы международным научным фондом CRDF. Стратегическая цель национального университета — международная аккредитация и получение статуса международного высшего учебного заведения.
Хорошо и отлично учиться, участвовать в научных разработках университета — просто выгодно. Быть отличником выгодно вдвойне. Во-первых — высокая стипендия, во-вторых — хорошие перспективы на будущее трудоустройство. В общем, это четвёртое правило ХНАДУ: и студентам, и преподавателям выгодно, чтобы в университете было как можно больше отличников. Это правило установил в ХНАДУ его нынешний ректор Анатолий Туренко:
— Я сам учился только на «отлично», был именным стипендиатом, — говорит А.Туренко. — Над кандидатской диссертацией начал работать ещё на первых курсах. Считаю, мне крупно повезло, когда попал к профессору Андрею Гредескуле, который возглавлял кафедру автомобилей. Позже, работая деканом автомобильного факультета и проректором, с горечью замечал, что в ХАДИ, да и в других вузах, падает престиж отличников, постепенно преподаватели начинают ориентировать группу на «среднего» студента. Таким образом посредственность превращается в норму, а интеллектуалы и эрудиты с третьего-четвёртого курсов «съезжают» на уровень посредственных.
Поэтому, как только меня избрали ректором, одной из первых, совместных с профсоюзной организацией, программ ректората стал проект «Отличник». Он включал обширный комплекс самых различных методов поощрения студентов. Мы направляли в школы благодарственные письма за подготовку отличников, организовывали дни отличников, приглашая их родителей, любимых учителей и директоров школ со всей страны в гости к нам в университет. Эти праздники уже стали традицией.
Если десять лет назад в ХАДИ было 53 студента-отличника, то сейчас более чем из 4 тысяч студентов дневной формы обучения лучших — 777! Представляете, 20 процентов студентов вуза учатся на «отлично»! Для них — обучение по индивидуальной схеме, дополнительная стипендия, бесплатное питание, персональный компьютер, бесплатное пользование Интернетом, собственный адрес электронной почты, внеочередное обслуживание в библиотеке, бесплатное проживание в студенческом общежитии, гарантированное трудоустройство на работу. А для отличников-полноплатников есть и такая система поощрения: сдал одну сессию на «отлично» — на 5 процентов уменьшается стоимость оплаты, еще одну — еще скидка на 5 процентов. За пять лет студент-отличник, занимающийся на контрактной основе, может таким образом на 40 процентов уменьшить оплату за обучение.
Однако общеизвестно: без современной материально-технической базы, без учебной литературы хороших специалистов не подготовишь. Это тоже незыблемое правило ХНАДУ: университет всегда имел солидную учебную базу — полигон дорожно-строительной техники, более 20 современных научных лабораторий, 35 компьютерных классов. В ХНАДУ разработаны и широко используются новейшие компьютерные образовательные технологии. От статических рисунков, схем, чертежей преподаватели перешли к объемной и мультимедийной подаче материала. Установить компьютер с электронным проектором (их в университете восемь) можно в любое время и в любой аудитории.
В ХНАДУ создан внутренний бесплатный самообразовательный портал, куда студенты могут войти, получить и разместить информацию, переписать ее как в аудитории, так и в комнате общежития. Всего в университете имеется почти 900 ПК. Но если компьютером сегодня никого не удивишь, то с учебной литературой и пополнением библиотек у многих проблемы. Типографские услуги очень дороги, издательские тоже не дешевы. Как пополнить вузовскую библиотеку новой литературой, как привлечь авторов к написанию новых учебников? Эту сложную для большинства отечественных вузов проблему тоже решил, причем волевым усилием руководителя, ректор Анатолий Туренко: «Платить деньги городским типографиям не станем, создадим свою». И начал собирать средства для покупки дорогостоящего полиграфического оборудования. Результат: сейчас в университете одна из лучших в Украине вузовских типографий. Издательство выпускает более 150 наименований учебной литературы в год.
Сегодня задача каждого вуза — обеспечить достойную жизнь как студентам, так и преподавателям. Забота о социальном обеспечении учащихся и педагогов в университете также является одним из его «золотых» правил. Вот что говорит по этому поводу Василий Мощенок, председатель профсоюзной организации ХНАДУ:
— В свое время наш университет стал инициатором введения студенческих льгот на проезд в метро. Удалось реализовать городскую программу помощи студентам-сиротам. В этом году на первый курс ХНАДУ зачислено двадцать пять таких ребят, а всего в вузы Харькова — 240. Решена в университете и проблема питания. Раньше столовые Харькова принадлежали тресту студенческих столовых. Мы провели в своем вузе эксперимент. Разработали новую методику оценки эффективности работы студенческой столовой. Раньше она оценивалась по количеству посадочных мест. Сейчас считаем, сколько в столовой в месяц съедается обедов, делим эту цифру на контингент преподавателей и студентов и видим, покупается продукция или нет. Среди студенческих столовых у нас посещаемость — самая высокая в городе.
Срочных реформ требуют сегодня и другие социальные вопросы, например, принципы оплаты больничных листов. Так, анализируя больничные листы, мы обнаружили своеобразное положение. Система оплаты больничных листов высокооплачиваемым категориям сотрудников позволяет получать больше, а малоимущим — меньше. К примеру, заболевают доцент и лаборант одной кафедры, им ставят один и тот же диагноз, лечат одними и теми же медикаментами, но по больничному листу доцент получает больше, так как у него оклад выше. Получают уже после того, как пролечились. Мы провели среди сотрудников опрос, что для них лучше: оплата больничного листа после лечения или перед его началом? Все сотрудники, участвовавшие в опросе, ответили — оплата конкретного лечения. После этого была предложена следующая схема: страховой взнос, человек заболел, больница выписывает счет, и мы перечисляем средства на его лечение. Таким образом, необходимо оплачивать стоимость лечения, а не средний заработок работника. Это позволит не только лечить сотрудников, но и поддерживать систему здравоохранения путём прямого финансирования. Что касается студентов, на стипендию которых не начисляются страховые взносы, а также неработающих пенсионеров, то их можно оставить на бюджете. ХНАДУ с удовольствием взялся бы попробовать эту схему в рамках эксперимента совместно с Харьковской областной студенческой больницей. И результаты, я думаю, не заставят себя ждать.
Оригинально решается в ХНАДУ и жилищная проблема. Старое полуразрушенное общежитие переоборудовали в квартиры для преподавателей и сотрудников, сегодня этот дом в Харькове имеет самую высокую «плотность» кандидатов и докторов наук. Заботятся в университете и о быте студентов. Последние годы его общежития занимают в городе первые места по результатам межвузовских конкурсов. В них нет супердорогого оборудования, зато есть комнаты досуга, филиал поликлиники, бесплатный стоматологический кабинет, кафе, столовая, спортзалы, комнаты для занятий, компьютерные классы с выходом в Интернет.
Еще одно, пожалуй, последнее правило ХНАДУ: всегда помнить о чужих бедах и помогать другим, как бы это ни было сложно. Одним из первых коллектив университета откликнулся на призыв помочь пострадавшим от наводнения в Закарпатье, перечислив для них достаточно большую денежную сумму. Совсем недавно ХНАДУ поддержал и Всеукраинскую благотворительную акцию «Милосердие»: приобрел одежду и обувь для детей-сирот подшефной школы-интерната.
Успех коллектива — всегда успех его руководителя. И приятно, когда этот успех оценивают по заслугам. Свидетельство тому — Почетная грамота Верховной Рады Украины «За особливі заслуги перед українським народом», которой награждён ректор университета, профессор, доктор технических наук Анатолий Туренко в ноябре 2002 года.
…Жизнь в университете идёт своим чередом. Скоро зимняя сессия, подведение итогов года в области учебных и научных достижений. Предстоит напряженная работа по открытию новых филиалов ХНАДУ за рубежом. Профсоюзный комитет готовится к проведению дня отличника. Большая группа иностранцев приехала учиться на подготовительный факультет. Да мало ли забот... Незыблемыми остаются только те принципы, которые чтут в коллективе и которые обеспечивают его слаженную работу, его престиж, его популярность.