ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ — СУГУБО МОНОПОЛЬНЫЙ

2 августа, 1996, 00:00 Распечатать

Отвечает ли современное состояние образования потребностям украинского общества? Способствует ли новый закон Украины «Об образовании» трансформационным процессам в образовании и обществе?..

Отвечает ли современное состояние образования потребностям украинского общества? Способствует ли новый закон Украины «Об образовании» трансформационным процессам в образовании и обществе? Каким должно быть соотношение общественных институций и государства в формировании и реализации современной образовательной политики в Украине? На эти и другие вопросы попытались найти ответы участники «круглого стола», организованного международным фондом «Відродження». Эта новая инициатива фонда направлена на привлечение общественности к процессу формирования национальной политики в области образования на основе постоянных контактов между представителями общественных и государственных организаций. «Общество и государство: диалог для развития образования» - так определена общая тема регулярных встреч в помещении фонда «Відродження». Уже первая встреча засвидетельствовала, что их инициаторы попали, что называется, в самую болевую точку: несмотря на каникулярно-отпускной сезон, заинтересованных в таком диалоге оказалось много и к его началу почти все места предполагаемых участников были «приватизированы», за исключением некоторых высших государственных руководителей, отвечающих за состояние сферы образования либо ее курирующих.

На сегодня, к сожалению, развитие сферы образования остается исключительно монополией государства. В новой редакции Закона об образовании, который регулирует общественные отношения в этой сфере, предусмотрено, что государственная политика в области образования определяется Верховным Советом и осуществляется органами государственной исполнительной власти, но ни в одной статье закона не упоминается роль общества и общественности в формировании этой политики, не говоря уже о механизме обратной связи между теми, для кого существует образование, и теми, кто создает образовательную систему, определяет ее целенаправленность. Вместе с тем, по глубокому убеждению генерального директора международного фонда «Відродження» Богдана Будзана, а также большинства участников диалога за «круглым столом», именно общественность должна существенно влиять на формирование образовательной политики, именно гражданское общество должно быть «заказчиком направленности развития образования, объективным контролером и оценщиком успехов в этой области».

В то же время в статье 16 Закона об образовании прямо сказано, что «полномочия органов общественного самоуправления в образовании определяет в пределах действующего законодательства Министерство образования Украины».

По мнению руководителя программы «Экономическое просвещение» представительства Мирового банка в Украине Веры Нанивской, ни одно правительство ни в одной развитой стране не делало бы того, что оно делает, если бы на него не было постоянного давления со стороны общественности. У нас же что получается: каждый в отдельности «пробивается» к знакомому чиновнику, государственные же структуры не испытывают прессинга общественности, сплоченной общей идеей.

Между тем, исключительная монополия государства на образование сказалась и на новой редакции Закона об образовании. Доцент Национального университета «Киево-Могилянская академия» Константин Корсак так охарактеризовал новый закон:

- На него спокойно можно подавать в суд за грубое нарушение антимонопольного законодательства. Это сугубо монопольный закон.

Поэтому и не удивительно, что частное образование было и считается пасынком в большой семье государственных учебных заведений. Президент образовательной корпорации «Гранд» Владимир Спиваковский в связи с этим привел любопытные цифры. За образование в обход государства население Украины оплачивает приблизительно 150 трлн. карбованцев. «Это достаточно большая сумма, чтобы ее игнорировать, - считает Владимир Михайлович. - Сегодня даже богатые государства не позволяют взять на себя все образование».

Участники диалога затронули насущные проблемы образования в Украине, определив их рейтинг. (Это тема отдельной публикации.)

Диалог будет продолжен в сентябре. Фонд «Відродження» предполагает, что таким образом удастся создать информационную среду, в которой регулярно, раз в месяц, будет происходить обмен мнениями между представителями просветительской общественности и государства о трансформации образования в Украине, а также активизируется работа по решению проблем в образовательной сфере.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно