Именно сейчас, когда еще идет война, но уже одержана моральная и ценностная победа Украины, когда мы находимся в центре внимания всего мира как страна-лидер, которая, без преувеличения, может повлиять на создание новой мировой системы безопасности, очень важно зафиксировать, что эта война должна ускорить или завершить все главные реформы, начатые в разных сферах украинской общественной жизни.
Мы очень хорошо помним, как после Революции Достоинства и в начале необъявленной российско-украинской войны в 2014 году добровольцы и активисты, представители академического сообщества, возвращаясь к работе или учебе в своих заведениях высшего образования, снова сталкивались с постсоветскими реалиями образовательной сферы. Сейчас Украине необходим качественный рост в высшем образовании и научных исследованиях, поэтому следует напомнить о тех приоритетных изменениях, которые обязательно должны быть осуществлены.
Во-первых. Переход к полной финансовой автономии заведений высшего образования (ЗВО). Это означает фактическое перекладывание ответственности за качество обучения, преподавания и исследований с государства (как это было в советские времена) на сами университеты, а также возможность для университетов капитализировать собственные академические достижения. Введение финансовой автономии после академической является следующим шагом в направлении введения всесторонней университетской автономии.
Полная самоуправляемость ЗВО — единственный путь к созданию качественных университетов. Вопрос ставится в разрезе «автономия для чего?», а не «автономия от чего или от кого?».
Во-вторых. Качественные украинские университеты (конкурентоспособные на международной арене) могут появиться лишь при условии создания реального репутационного капитала. То есть только в том случае, когда репутационный капитал становится главным залогом успешного развития украинских ЗВО, в том числе с точки зрения принятия важных решений и возможности привлечения различных ресурсов. В контексте развития репутационного капитала также надо рассматривать возможность соблюдения академической добропорядочности.
В-третьих. Обеспечение качества как институциональная политика и ответственность. Украинские ЗВО смогут ответить на все вопросы, связанные с обеспечением качества, которые поднимает Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования в рамках подходов, предлагаемых «Стандартами и установками по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования» (ESG 2015). Эти внешние требования качества должны обеспечиваться безусловно. Вместе с тем следует понимать, что в Украине это происходит в рамках университетской автономии и уникальной внутренней культуры (если таковая есть, конечно).
В-четвертых. Надо признать, что нынешний процесс аккредитации не может надлежащим образом обеспечить выполнение всех необходимых требований. Это касается прежде всего внедрения внутренних систем обеспечения качества, гуманитарной составляющей образовательного процесса и аккредитации структурированных программ доктора философии. В этом контексте следует ожидать больших перемен, связанных с развитием внутренней культуры отечественных университетов. Например, в результате нынешней российской агрессии против Украины, имеющей признаки геноцида украинского народа, постоянное общение исключительно на украинском языке (то есть не только в аудиториях, но и в коридорах) в украинских ЗВО становится морально-этическим вопросом.
В-пятых. Проблематичность аккредитации образовательно-научных программ (третьего цикла образования) связана со сложностью оценивания собственно научно-исследовательской составляющей этих программ. Ведь в Украине во многих аспирантурах ЗВО эта деятельность только имитируется. Аналогичным образом во многих академических институтах, где проводятся научные исследования высокого уровня, имитируется образовательный процесс. Следовательно, необходимо говорить об интеграции высшего образования и научных исследований.
В-шестых. Наше понимание типов заведений высшего образования должно быть широким. Упомянутые требования о проведении научных исследований не должны касаться всех ЗВО. Нам надо адекватно относиться к заведениям, идентифицируемым в западной системе как teaching university (учебный университет). Они сосредоточиваются на персональном росте своих студентов или же характеризуются тесным сотрудничеством с рынком труда.
В-седьмых. Интернационализация должна восприниматься не как бюрократическое «внешнее» требование к качеству, а как единственная возможность быть контекстуальным на глобальной арене. В этом смысле на первый план выходят необходимость интенсификации международного академического сотрудничества, широкое изучение и использование иностранных языков, в частности создание англоязычной среды в украинских университетах.
В-восьмых. Надо провести большую работу по исключению России, в том числе на государственном и институциональном уровне, из Единого европейского пространства высшего образования (EHEA). При этом их место должны занять украинские ЗВО. Речь идет о сотрудничестве в научных исследованиях, организации образовательного процесса, а также, что очень важно, привлечении ресурсов EHEA в развитие украинской академической сферы.
В-девятых. Огромные разрушения учебных заведений, убийства, моральные потери, причиненные российскими захватчиками, как следствие — распыленность академических общин по большим территориям в Украине и за рубежом, непременно повлияет на количество и качество восстановленных после победы украинских университетов. Здесь следует помнить об опасностях «ручного» бюрократического регулирования, особенно по количеству заведений высшего образования. Необходимо учитывать потребности национальной экономики и особенности развития регионов, включать рыночные рычаги, в том числе через введение всесторонней университетской и в частности финансовой автономии, а также формировать в высшем образовании государственную политику, которая определяла бы перспективы развития украинского общества.
В-десятых. Финансирование. Украинское государство должно изменить отношение к сфере высшего образования и научных исследований. Потому что только создание реальных, а не мнимых возможностей для развития качественного нового знания, подготовки лидеров и специалистов, внедрения инноваций, условий для существования интеллектуальных экосистем открывает надлежащие и реальные перспективы для развития самого государства и украинского общества. Мы говорим о значительном повышении заработной платы, капиталовложений в науку, создании необходимой законодательной основы для развития академической сферы, начиная с финансовой автономии.