Тяжелый, бесконечный и однообразный труд без отдыха называют сизифовым. Как известно, именно такую работу посчитали древнегреческие боги самым ужасным наказанием для провинившегося царя Сизифа. Нельзя не вспомнить древнегреческого героя, наблюдая, как обреченно трудятся над домашними заданиями во время школьных каникул многие дети. Беспощадная и бессмысленная зубрежка не дает им свободно дышать даже в праздники и превращает увлекательный процесс познания в муки.
Знакомая посетовала: "Хотели в Буковель поехать всей семьей - на лыжах покататься, но даже не знаю, что делать. На каникулы сыну-четверокласснику задали решить несколько страниц учебника. Учительница говорит, что без этого никак нельзя подготовиться к государственной итоговой аттестации в конце года. А еще задания по другим предметам… Целый портфель с собой тащить на курорт!".
Другая ответственная мама чуть ли не в новогоднюю и рождественскую ночи корпела вместе со своим ребенком над заданиями, потому что в другие дни она работает и не сможет объяснить чаду, как именно нужно выполнять то или иное упражнение. Уверена, что с подобной ситуацией сталкивались многие. Можно ли считать ее нормальной? Конечно, нет. И не потому, что любимая учителями в качестве материала для воспитательных бесед Конвенция прав ребенка гарантирует каждому право на отдых. А потому, что подобная практика наносит непоправимый вред ребенку (ведь принуждение убивает всякое желание учиться) и очень ярко свидетельствует об эффективности работы учителя. Не в пользу последнего.
Перед началом учебного года каждый педагог составляет календарный план по своему предмету, где четко и в соответствии с программой расписывает тему каждого урока так, чтобы ничего не упустить. Процесс выполнения программы контролирует администрация школы. Поэтому, если учитель задает детям на каникулы что-то доделать, дописать, дорешать - это означает, что он не выполнил программу. Следовательно, не преподаватель должен требовать выполнения каких-то заданий на каникулах, а родители и администрация школы должны потребовать от него объяснений: по какой причине это произошло? Чем он занимался на уроках? Насколько эффективно организовал учебный процесс?
Но предположим, программа выполнена, а учитель хочет, чтобы дети закрепили то, что изучали по учебникам. И вашему ребенку (а точнее вам) задали кучу заданий по дополнительным сборникам.
Однако, несмотря на красивые названия ("Творческие упражнения", "Занимательные задания"), чаще всего эти книги не дополняют учебник интересными нестандартными и творческими заданиями, а просто дублируют его. И таким образом продолжают однообразный процесс дрессировки и зубрежки.
Представьте себе председателя колхоза, который хочет получить большой урожай. У него есть два пути: повысить урожайность каждого гектара на уже имеющихся полях (используя новые технологии) или засеять много новых полей при той же низкой эффективности работы (используя старые разбитые тракторы и загоняв работников до седьмого пота). В обоих случаях колхоз добьется результата - урожай увеличится. Но какой ценой? Именно дополнительные сборники и тетрадочки (на которых иногда даже нет грифа Минобразования) и играют роль таких вот полей. А еще красноречиво свидетельствуют о том, что учитель не уверен в качестве своей собственной работы. И надеется, что родители доделают и дообъяснят своим детям все, что он упустил или не заметил. В смысле спасение утопающих… Дальше вы и сами знаете…
Если кто-то из родителей хочет этого - его дело. Но почему от такого положения вещей должны страдать все дети?Вопросы, касающиеся домашних заданий, регламентируются документами Министерства образования. И выполнять эти инструкции - обязанность учителя.
Но когда наблюдаешь за школьной системой домашних заданий, появляется ощущение, что не только родители, но зачастую и учителя не совсем точно представляют себе цель этого вида работы. Так, согласно инструктивно-методическому письму "Вимоги щодо ведення класного журналу в 1–4 класах загальноосвітніх навчальних закладів" домашние задания задают "только в случае их целесообразности". А не всегда и много. Кроме того, в зависимости от цели существуют разные виды и формы этих заданий: общие, дифференцированные, репродуктивно-конструктивные, творческие etc. Часто ли вы замечали такое разнообразие в школе?
А еще - "по основам здоровья, физической культуре, трудовому обучению, музыкальному и изобразительному искусству домашние задания ученикам не задаются и в журнале не записываются". Этот факт очень поразил мою знакомую, которая сутки напролет писала для своего сына доклады по предмету "основы здоровья" и вместе с бабушкой выполняла задания из специального альбома по изобразительному искусству, чтобы ребенок, измученный основными предметами, мог вовремя лечь спать. Об эффективности такой работы нет смысла говорить. Согласно письму МОНМС "Про обсяг і характер домашніх завдань учнів загальноосвітніх навчальних закладів" от 29.10.2007 № 1/9-651, которое актуально и сегодня , в 1-м классе домашние задания вообще не задаются. Ни при каких обстоятельствах. Кроме того, "домашние задания не рекомендуется задавать на каникулы, на выходные и праздничные дни". То есть не только на каникулы и праздники, но и с пятницы на понедельник (вспомните реальность и удивитесь).
И еще один нюанс, без которого эффект от выполнения "домашки" существенно уменьшается: "Не допускается давать домашнее задание во время или после звонка на перемену, после уроков, поскольку оно в полной мере не фиксируется детьми; ученики не имеют возможности задавать вопросы; учитель не успевает объяснить суть задания". А теперь посмотрите на списки страниц, номеров упражнений и задач, заданных на каникулы, и подумайте : кто и когда объяснял эти задания детям и давал возможность спросить о непонятном? Справедливости ради стоит заметить, что практика задавать непомерно большие домашние задания и загружать ими детей на каникулах популярна не у всех учителей.
Но такая тенденция есть, и она становится все более угрожающей. Благодаря бездеятельности или попустительству администрации учебных заведений. Благодаря "качественной" профессиональной подготовке и переподготовке учителей. И благодаря терпимости родителей. При такой ситуации довольно утопично выглядят разговоры о здоровьесохраняющих технологиях, развивающем подходе к обучению. И как никогда далекой и недосягаемой кажется мечта об обществе знаний.
Будут ли дети любить учиться, почувствуют ли вкус открытий и поисков, если задания превращаются для них в кнут, в непрерывный однообразный труд?
Зимние каникулы заканчиваются. Впереди - самая длинная четверть учебного года. А еще - зимне-весенний авитаминоз, эпидемия гриппа. Накопили ли сил за время отдыха наши дети? И как взрослые организовали для них этот отдых? Конечно, проще всего задать побольше задач и быть спокойным: ребенок при деле, под присмотром - значит, каникулы проходят с пользой. Если у родителей есть время, деньги и желание - можно один раз или два пойти всей семьей на спектакль или в цирк. А если нет? На Новый год и Рождество возле главных елок городов проводились какие-то концерты. А в остальное время там можно было только сфотографироваться с Дедом Морозом.
Кто должен позаботиться о досуге детей? На сайте Минобразования бросается в глаза статья под правильным названием "Зимові канікули - найцікавіший час для відпочинку дітей". В ней анонсирована программа Украинского государственного центра внешкольного образования, который по идее и должен позаботиться о досуге детей. Среди запланированных в программе мероприятий, конечно, есть интересные (например, рождественский концерт музыкальной студии, мастер-класс по квиллингу, экспозиция новогодней игрушки).
Но это, собственно, и все. В целом же афиша совершенно не производит впечатления системной работы в государственном масштабе. Во-первых, потому, что большая часть каникул (после 30 декабря и до 8 января) из нее почему-то выпала. А во-вторых - этот план рассчитан в основном на воспитанников Центра: "традиционный новогодний праздник для воспитанников кружков логики, изобразительного искусства, английского языка, музыки"; "новогодний праздник для воспитанников студии спортивного бального танца"; "подготовка к тематическому концерту воспитанников музыкальной студии эстрадного пения "Соломія" (видеосъемки уроков по вокалу, запись фонограмм)".
А кто же позаботится о ребенке с ключом на шее, чья мама работает, а сам он не записан ни в один из кружков? Будет ли он нужен и интересен здесь кому-то? Особенно бледно выглядят идеи государственного центра на фоне планов работы на период зимних каникул частных детских клубов. Открываю один из них - и душа радуется: каждый день начиная со 2 января для всех желающих проводятся всевозможные мастер-классы, интересные опыты, игры. Вот что значит сделано "по уму", с толком и расстановкой, с заботой о детях! Но за деньги. Цена впечатляет - около 3000 грн. Значит, этот праздник жизни доступен далеко не каждому. И ребенок с ключом на шее здесь также может оказаться не у дел. Кто же позаботится о нем?
Думаю, более весомую роль в организации отдыха детей могла бы сыграть школа. Тем более что она так печется о развитии своих учеников на каникулах, что даже задает им домашние задания. Кружки, экскурсии, интересные встречи и чаепития, чтение книг, подвижные игры, занимательные проекты, где пригодятся знания по разным предметам - чем не развитие? Конечно, это требует от педагогов больших усилий, чем составление списков домашних заданий. Но ведь и пользы приносит больше (если, конечно, отнестись к этому не формально, для галочки). Кроме того, воспитательную функцию школы никто не отменял. Но она как-то теряется в погоне за образовательным урожаем. Вот и приходится ребенку, который не может пойти с мамой в театр или поехать на лыжный курорт, в одиночестве в пустой квартире смотреть телевизор или гулять во дворе. А поздно вечером делать уроки. Ничего не скажешь, полезные каникулы.