Волшебный пинок карантина

20 марта, 11:55 Распечатать Выпуск №1286, 14 марта-20 марта

О плюсах и минусах школьного дистанционного обучения.

Нынешний школьный карантин не похож на предыдущие. Теперь перед школой стоят совсем другие вызовы и новые задачи, требующие гибкости и быстрых решений. Поэтому все больше школ задумываются над тем, как организовать дистанционное обучение. Пора уже переходить от теоретических разговоров об изменениях в образовании к реальным действиям.

Дистанционное обучение: есть желание, но нет возможностей

С каждым днем становится все очевиднее, что старый дедовский метод "набросаем детям задач в Вайбер" не работает. Сколько на нем можно протянуть? Неделю, максимум — две. А потом непройденный материал будет расти как снежный ком. Как и задания, которые в полном объеме выполнят буквально единицы. А кто-то спишет из сборников готовых домашних задач, — или мама поможет.

Школам пришлось срочно переходить на дистанционное обучение. Не всем, а тем, у которых есть, во-первых, желание, а во-вторых, возможности.

О желании. Частные школы отреагировали на ситуацию мгновенно, потому что беспокоятся о своей репутации в глазах родителей и хотят быть конкурентоспособными. А вот для большинства государственных вопрос конкурентоспособности не стоит, — и так все стабильно, репутация заведения в основном сводится к рейтингам по результатам ВНО. Но если карантин продлится долго, похоже, рейтинги по ВНО могут накрыться медным тазом.

О возможностях. Для того чтобы организовать онлайн-уроки, у учителя и ученика должны быть техника и хороший Интернет. И если частные школы могут при необходимости обеспечить своих учителей ноутбуками, а для учеников это не проблема, то в государственных школах часто ситуация иная.

"Муж работает дома дистанционно, сын-студент выполняет свои задания и слушает лекции, и на всех у нас один ноут. Но если бы я и хотела, не смогу проводить уроки онлайн. Не на чем, и школа мне здесь не поможет", — говорит знакомая киевская учительница. А как с этим вопросом в сельских школах, где иногда даже туалеты на улице, — можно себе представить. Похожие проблемы и у учеников: часто в семьях один компьютер на всех, и отдать его ребенку на полдня работающие родители не могут.

Поэтому когда я слышу, что власть рекомендует школам перейти на дистанционное обучение,  понимаю, как это важно, но так и хочется спросить: а технику дадите? Может, у вас есть какая-то государственная программа?

Была надежда, что эти проблемы как-то озвучат в МОН во время онлайн-трансляции с заместителем министра образования Любомирой Мандзий, которая должна была рассказать о дистанционной работе учителей во время карантина. Но не сложилось.

Зато чиновница посоветовала педагогам использовать карантин для самообразования и овладеть ІТ-компетентностью. На вопрос, что делать, если у учителя нет компьютера, она ответила: "Возможно, у кого-то из педработников есть хороший телефон, поддерживающий Интернет, и с этого телефона можно воспользоваться теми ресурсами, которые на сегодняшний день доступны". И добавила, что карантин — это лучший период для самообразования.

Создается впечатление, что в МОН понимают утопичность идеи всем перейти на дистанционное обучение. "В основном мы сейчас должны говорить о самостоятельно-дистанционных элементах обучения учеников, — сказала Мандзий. — Мы понимаем, что, очевидно, не все ученики на сегодняшний день выполняют те задания, которые им пересылает или каким-то другим образом коммуницирует учитель, но на сегодняшний день есть очень много ресурсов, где демонстрируются уроки, которые можно посмотреть".

Но как бы то ни было, надо искать альтернативу Вайберу. Это неизбежно, и это начинают понимать во всех школах.

О плюсах и бонусах для отважных

Зато тем, кто уже смог войти в онлайн, дистанционное обучение дало дополнительные бонусы. И дело здесь не только в том, что дети могут полноценно учиться, не выходя из дома, а родители — вздохнуть свободнее, потому что их уже никто не будет пытать уроками.

В последние годы учителя жаловались, что их авторитет падает, а общество не ценит их работу. Флешмобы в соцсетях наподобие "Учителя важны" ситуацию, конечно, не изменили. Теперь родители смогут оценить уровень профессионализма учителей, оказавшихся в состоянии гибко реагировать на вызовы. А также увидеть в реале, как работают с классом педагоги (ведь теперь онлайн-трансляцию может смотреть вся семья), как ребенок выполняет задание, где теряет темп или качество. И это намного нагляднее и понятнее, чем записи в дневнике: "Вася плохо себя вел на уроке" и душеспасительные разговоры на родительском собрании.

Еще один плюс от организации дистанционного обучения — небезразличные родители увидят реальное качество обучения в школе. Потому что до сих пор они все знали только из сарафанного радио. Можно ожидать, что при наблюдении родителей за уроками развеется много мифов и о школах, и об отдельных учителях: кто-то окажется голым королем, а кто-то — настоящим бриллиантом.

Карантин станет стресс-тестом и для школьников, — сформированы ли у них такие важные для будущего вещи, как тайминг (умение распоряжаться своим временем) и самообразование. Это два кита, на которых строится будущее. И если родители хотят, чтобы дети чего-то достигли в жизни, эта ситуация поможет им осознать, насколько дети к ней подготовлены.

Полезные ссылки для родителей и учителей

Ну а пока дистанционное обучение не дошло до каждой школы, ZN.UA решило собрать полезные ссылки, которые пригодятся во время карантина и родителям, и учителям.

Подготовка к ВНО по всем школьным предметам — языку, истории, математике, физике, химии и другим:

Первые массовые онлайн-курсы

Рrometheus

Студия онлайн образования ЕdEra.

ILearn   

Учебные курсы и видеоуроки

Khan Academy - уроки по всемирной истории, естественным наукам, искусству, математике. На украинском языке здесь.

Проект DESK — видеолекции по естественным наукам и математике для 5–11 классов.

Ютуб канал ТопШкола — онлайн-уроки по математике и физике для 5–11 классов.

 

Кроме того, видеоуроки обещают транслировать на региональных телеканалах. А канал "Рада" и YouTube канал МОН начинают трансляцию лекций по украинскому языку и литературе, биологии, математике, истории Украины (правда, пока это только уроки для старшеклассников — подготовка к ВНО).

Интерактивные задания и учебные игры

Они помогут закрепить выученный материал. Яркие современные игры дети будут воспринимать со значительно большим интересом, чем скучные упражнения из учебника. Учителя могли бы использовать эти задания как "домашку" во время карантина, и не только.

Портал Learneng.ua, где есть упражнения и интерактивные задания по всем предметам и всем темам школьной программы, начиная с первых классов. Но не все они бесплатные.

Платформы для изучения математики: Matific.com (в 1–6 классах) и Vchy.com (в начальной школе).

"Розумники", где размещены интерактивные задания по языку и математике для учеников начальной школы. Большой плюс для тех, кто уезжает на время карантина на дачу или к бабушке: задания можно закачать на планшет, а потом выполнять их офлайн. На период карантина открыт бесплатный доступ ко всем заданиям.

Возможности для "домашки"

С "домашками" во время карантина есть несколько проблем. Первая — они растут как снежный ком, и без эффективного фидбека смысла в них нет. Ну и, будем откровенны, ответ на задачу в учебнике можно списать из Интернета. "Нам просто вывешивают задания, ничего не объясняя и не консультируя", — жалуются родители в соцсетях.

"Да снимите хотя бы видео с объяснением!" — просят педагогов мамы. "Я бы не против снять видеоролик, даже на самокате, если надо, — говорит знакомая учительница. — Но не знаю, где его потом опубликуют и с какими комментариями. Вам же известно, как относятся к учителям".

Но даже без видео выполнение "домашки" можно сделать более эффективным. Вот несколько популярных платформ, помогающих учителям наладить коммуникацию с учениками — проверять выполненные задания и продуцировать свои.

ClassDojo  — у каждого ученика есть портфолио, в котором скапливаются выполненные им работы. Учитель имеет возможность загрузить задание, прокомментировать, как его выполнять, и даже указать, в какой форме надо прислать ответ: фото страницы тетради, рисунок, видео (рассказать стихотворение, пересказать текст или высказать мнение по какому-то вопросу), а также поставить оценку.

Google Classroomпозволяет не только коммуницировать с учениками, но и создавать свои разные задания, прикреплять мультимедийный контент, совместно работать над документами.

Classtime  — как и в Google Classroom, здесь можно создавать задания (в частности и интерактивные) и тесты.

Понятно, что продолжительный карантин имеет много минусов. Но есть один большой плюс: он дал нашему образованию волшебный пинок и заставил двигаться.

Все статьи Оксаны Онищенко читайте здесь.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Wladimr Wladimr 20 березня, 19:18 Ля ля ля тополя а в конце ссылки. К сожалению автор не понимает, что есть юридическая сторона вопроса. Нужно сначала объявить дистанционку учебным процессом со всеми вытекающими последствиями:вычиткой материала, оценками, тестами. Но, как оценить ученика занимающегося дистанционно ? Кто ответит на этот вопрос? Никто не готов к этому. Поэтому развлекаем детей дальше. согласен 3 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно