Как получить достоверные и сопоставимые данные об уровне обучения в наших школах? Базовым компонентом формирования системы мониторинга качества образования является создание таких объективных процедур и технологий, которые бы обеспечивали непредвзятое оценивание.
Проанализировав опыт образовательных систем большинства развитых и постсоциалистических стран, можно утверждать: инструментом объективного оценивания является внешнее единое тестирование. По данным международного исследования естественно-математического образования TIMSS-R, большинство стран проводит государственные экзамены путем внешнего тестирования. А двойную функцию — выпускных за курс средней школы и одновременно вступительных, результат которых учитывается высшим учебным заведением, — экзамены выполняют в 16 странах, в частности в Австралии, Англии, Болгарии, Италии, Словении, Венгрии, Финляндии. К ним можно еще прибавить Германию и Францию, где результаты выпускных экзаменов также являются основанием для приема в университет. Систему единого внешнего тестирования в последние годы активно вводят и на просторах постсоветского пространства — в Литве, Киргизстане, Узбекистане, Азербайджане, России.
Тестирование базируется на безличных компьютерных технологиях и предотвращает влияние частных лиц на один из важнейших вопросов социальной справедливости — равного доступа к высшему образованию. Неудачный эксперимент 1992—1994 гг. по проведению выпускных экзаменов путем тестирования спровоцировал предвзятое отношение к нему, существующее и поныне. Подробный анализ причин поражения этого эксперимента еще раз подтвердил, что введение тестирования требует большой продуманной работы по трем направлениям: формирование банка качественных тестов, создание и соблюдение тестовых процедур, подготовка сообщества просвещенцев.
Почему тестирование должно быть внешним? Образование — чуть ли не единственная сфера, где по-прежнему конечная оценка качества продукта осуществляется самим производителем. Учителя, обучавшие учеников, сами же и оценивают их знания и умения. Это порождает субъективизм и вызывает, разумеется, недоверие высших учебных заведений к результатам государственной итоговой аттестации.
Почему речь идет о внешнем едином тестировании? Результаты такого тестирования, оформленные в виде сертификата, могут быть засчитаны в качестве оценок государственной итоговой аттестации и приниматься как результаты вступительных экзаменов в высшие учебные заведения (учитывая условия, указанные в правилах приема каждого отдельного вуза). Таким образом, ученик не будет сдавать дважды экзамен по одному и тому же предмету в соответствии с совсем разными требованиями. При существующей системе выпускных—вступительных экзаменов можно утверждать, что в образовательной системе не обеспечивается преемственность этапов обучения средняя школа—университет. Компенсируют этот разрыв, как правило, репетиторы, зачастую те, которые владеют информацией о содержательных и процедурных особенностях вступительных экзаменов в определенный вуз. Когда мы говорим о преемственности между средней и высшей школой, сразу возникает еще одна проблема — отсутствие образовательных стандартов. Именно создание качественных тестовых заданий с привлечением представителей средней и высшей школы может помочь в процессе определения и описания образовательных стандартов по определенным предметам.
Учитывая сложность и масштабность проблемы, Международный фонд «Відродження» в сотрудничестве с Министерством науки и образования Украины предлагает поддержку экспериментального этапа создания и внедрения модели внешнего тестирования. При этом основной акцент будет сделан на сотрудничестве с университетами, уже применяющими тестирование при вступительных экзаменах или же заинтересованными в его введении.