С начала учебного года в 763 школах Украины появились офицеры службы образовательной безопасности, а до конца года таких школ будет уже 2000. Родители и учителя восприняли это нововведение с энтузиазмом, ведь безопасность детей и работников школы, да еще и во время войны, очень важна. Настолько важна, что нормы о службе образовательной безопасности уже даже собираются закрепить в Законе «О полном общем среднем образовании», и в парламенте зарегистрировали соответствующий законопроект (далее — проект закона).
Однако для любой идеи чуть ли не самое главное — ее реализация. И месяц работы образовательных офицеров в школах выявил проблемы, о которых никто не думал раньше. Более того, Ассоциация директоров школ Киева даже обратилась с открытым письмом к профильному парламентскому комитету, предлагая не вносить эти изменения в закон. Начали появляться замечания и от родителей.
Что беспокоит педагогов?
Школа не имеет отношения к правоохранительным органам, и образовательный офицер, который отныне сидит в школе, носит табельное оружие, имеет доступ к внутренним документам и общается с детьми, не является ее работником. Он не связан никакими правоотношениями с директором школы и учителями, потому что подчиняется МВД. Документ, регламентирующий деятельность образовательных офицеров, — «Положение об Управлении организации службы образовательной безопасности Национальной полиции Украины (далее — Положение), утвержден именно приказом МВД. А Минобразования вообще в нем не фигурирует, и это очень странно. Обычно такие документы являются межведомственными, для их разработки создают рабочие группы, куда входят представители от двух министерств. Так Минобразования когда-то сотрудничало, например, с Минздравом.
Кажется, все, что дало сегодня МВД школам для безопасности, — это офицер. Говорят, что есть еще и его должностная инструкция, но в открытом доступе мы ее не нашли. А остальное ему должны обеспечить учебные заведения и их основатели. Например, предоставить, «если возможно», рабочее место офицера полиции — стол, стул, рабочий железный шкаф для хранения личных вещей, полки для учебных материалов и… оргтехнику, то есть персональный компьютер и принтер. Об этом говорится и в письме, которое получили департаменты образования от МОН. Но в наших школах не все учителя имеют такие условия. Образование и так недостаточно финансируется, а из-за войны на плечи школ и местной власти, кроме собственно учебных вопросов, легли и укрытия, и пункты несокрушимости, и питание детей. В Положении четко указано, что служба образовательной безопасности — это структурное подразделение МВД. Почему же его должно финансировать только образование, почему не совместно с Министерством внутренних дел или отдельной программой по госбюджету?
А еще в письме МОН и в проекте закона есть идея возвести ограду вокруг школы, поставить стационарные металлодетекторы, тревожную кнопку для вызова полиции и осуществить «другие инфраструктурные мероприятия». «В большинстве заведений изгородь находится если не в аварийном, то в неудовлетворительном состоянии, — говорится в письме Ассоциации директоров школ Киева. — Ограждение территории заведения общего среднего образования стоит от 5 до 7 млн грн. Такие суммы весьма значительны для местных громад. Государство должно разработать программу, которая бы финансировала работу по переобустройству изгородей из государственного бюджета».
Директора также напоминают депутатам, что согласно Закону «Об образовании» школа имеет право сама решать финансовые и организационные вопросы: «Согласно статье 23 закона Украины «О полном общем среднем образовании», учебным заведениям государство гарантирует автономию, которая заключается в самостоятельности, независимости и ответственности в принятии решений по академическим (образовательным), организационным, финансовым, кадровым и другим вопросам деятельности».
Что беспокоит родителей?
С родителями идеи создания службы образовательной безопасности не обсуждали на этапе ее вызревания. Как сопредседатель сообщества «Родители SОS» с первых дней сентября я начала получать вопросы от родителей с предостережениями о работе образовательного офицера в школе: о ношении им оружия в детском коллективе, его полномочиях, о том, почему это должностное лицо, которое не является работником школы, не пускает родителей в учебное заведение, каков его функционал и обучался ли офицер полиции специально работе с детьми. Более того, в нашу общественную организацию, которая системно помогает сотрудничеству родителей и школы, поступила жалоба от мамы семиклассницы о ситуации с образовательным офицером. Вместе с руководством школы он принимал участие в воспитательной беседе со школьницей, круглой отличницей, победительницей олимпиад и старостой класса. От ребенка ожидали признания в действиях, которых она не совершала. Да дело даже не в этом, на то они и беседы, чтобы прояснить ситуацию и определить виновных. Но когда в проблемах разбирается учительница или директор, это одно, а если рядом сидит полицейский с оружием, да еще и без педагогического образования, — это совсем другая психологическая ситуация для ребенка, которую можно расценивать как давление. «Звучали фразы «мы все знаем», «или ты прямо сейчас признаешься и мы не скажем твоим родителям, или тебе будет плохо», — рассказывает мама. — Ребенок начал плакать».
Посоветовали обратиться с жалобой в Департамент патрульной полиции в городе Киеве — получили ответ, что «при исполнении служебных обязанностей образовательный офицер действовала в рамках полномочий и способом, предусмотренным законодательством». Напомню, речь идет о 12-летнем ребенке. Даже если действия офицера были «в рамках и способом», то какой нормой национального законодательства разрешено допрашивать малолетнего или несовершеннолетнего ребенка в отсутствие родителей или законного представителя?
Мы как родительская ОО начали выяснять, что же вписано в полномочия службы образовательной безопасности. Первое, на что мы обратили внимание, — отсутствие конкретно выписанных правил взаимодействия педагогического коллектива, администрации заведения и этой службы. На десяти листах расписаны задачи управления, функции, права, организация деятельности, структура и штат. Из функций новообразованного управления узнаем о содействии ведению учета детей в школе (непонятно, каким образом); обеспечении безопасной среды (общими фразами); обеспечении превентивной работы (профилактики) по домашнему насилию, жестокому обращению детей и с детьми; выявлении и прекращении уголовных, административных правонарушений участников образовательного процесса; недопущении втягивания детей в попрошайничество, пьянство, наркоманию, антигуманную деятельность. Это, собственно, и все.
Родители также встревожены вопросами финансирования предложенных мер безопасности, ведь в проекте закона предусмотрены нечеткие нормы — с одной стороны, за счет основателя, а с другой — из «других источников, не запрещенных законодательством». Это случайно не о сборах в родительские фонды и родительские комитеты? Здесь нужна четкая формулировка, что меры образовательной безопасности не могут реализовываться или обеспечиваться (полностью или частично) за счет родителей и/или учеников. Родители прекрасно знают, как проходит ремонт в школе, в классе, в укрытии и т.п. Тоже должно было бы быть не за счет родителей, но бывает по-разному.
Беспокоит родителей и идея установки на входе в школу стационарных металлоискателей (турникетов и рамок). Они преграждают выход из школы при возможной эвакуации в случае пожара или прилета. В правилах пожарной безопасности для учебных заведений (приказ МОН от 16 августа 2016 года №974) четко указано, что запрещено устраивать на путях эвакуации пороги, выступы, турникеты, раздвижные, подъемные двери и другие устройства, препятствующие эвакуации людей.
Несомненно, что задача по созданию безопасной образовательной среды важна. Но его нужно тщательно подготовить, продумать и профинансировать. И для этого необязательно вносить изменения в закон, все можно урегулировать общим подробным приказом МОН и МВД.
Безопасная образовательная среда в школах — это очень важно. Школы нуждаются в защите, но сами они не смогут ее профинансировать. Это должна быть общая ответственность и министерств, и местных органов власти — основателей школ, и в целом государства (на уровне государственной программы). Образовательный офицер помогает организовать безопасную образовательную среду — это хорошо, но нужно урегулировать его место и роль в образовательном заведении, согласовать его действия с другими участниками процесса. То есть во всех вопросах — и организационных, и финансовых — не хватает согласованности и тщательной проработки. Надеюсь, это будет исправлено.