"С 2011-го по 2013-й гг. наблюдаются тревожные антиукраинские тенденции в вопросе украинского национально-патриотического воспитания". Такими словами начинается обращение украинских ученых, общественных деятелей и работников образования к власти и всем неравнодушным украинцам. Всего 67 подписей. Крым, Луганск, Львов, Киев.
"Много было и таких, кто отказывался подписывать, - рассказывает инициатор обращения, президент Международного фонда имени Ярослава Мудрого Валентина Стрелько. - Говорили: вы же понимаете, могут и с работы уволить. Другие свой отказ прикрывали иными причинами".
- Валентина Васильевна, сегодня дискуссии ведутся преимущественно вокруг новых стандартов обучения, программ, учебников. Почему именно сейчас вы затронули тему патриотического воспитания?
- Проанализировав с коллегами новые Государственные стандарты базового и полного общего среднего образования, мы увидели, что там практически отсутствует украинское содержание. Понятие "государственный язык" подменяют термином "родной", что открывает возможности для продвижения русского языка в образовательное пространство. Государственный язык - украинский - не выделяется отдельным разделом, а идет в разделе "языка и литературы", через запятую с "языками национальных меньшинств"... Видимо, чтобы избежать прописывания главной цели и составляющих ее изучения.
Мы проанализировали учебники по украинскому языку для начальных классов. Это в целом
743 страницы. На них - всего 27 тезисов либо предложений, где упоминаются слова, связанные с Украиной. Лишь дважды в упражнениях употребляется термин украинский язык: "Украинский язык - государственный язык Украины" и "Мы - украинцы. Язык наш - украинский". Ни в одном из проанализированных учебников по языку нет упражнений с текстами о его красоте и мелодичности, о песнях и народном творчестве.
Поразило и то, что в "Книгах для чтения" для начальных классов нет рассказов из истории Украины, о героях-казаках, героях борьбы за независимость Украины. На каких же примерах воспитываются дети?
История Украины также не выделяется как важная составляющая учебного процесса. Она входит в общий раздел "обществоведение". Вместо термина "украинская нация, украинский народ" употребляется термин "население Украины".
В новых государственных стандартах образования не ставится цель сформировать у детей фундаментальные знания об Украине, ее истории, культуре и традициях.
Сегодня в начальных классах, обучающихся по старым стандартам, пока еще есть такой предмет "Я и Украина". Я всегда критиковала его содержание за то, что там ставятся акценты на негативных характеристиках украинцев. Например, смешными и нелепыми выглядят советы мыть голову не менее раза в неделю. Но этот курс, по крайней мере, был. Его можно было усовершенствовать, подправить. Теперь я получила письмо-ответ Министерства образования, в котором указано, что по новым стандартам через несколько лет курса "Я и Украина" в начальной школе не будет.
- Но ведь официально никто не отрицает патриотическое воспитание в школе. Разработана даже специальная государственная программа в его поддержку.
- Да, открыто об этом не говорят, все делается "тихой сапой". На сайте Министерства образования и науки долгое время "висел" проект Концепции общегосударственной целевой социальной программы патриотического воспитания молодежи на 2013–2017 гг. Была создана рабочая группа для ее разработки. Но когда мы с коллегами начали спрашивать у чиновников, началась ли ее реализация, и каковы первые результаты, выяснилось, что программы уже не существует. Потому что в Национальном плане действий на 2012 г. предусмотрено сокращение количества государственных целевых программ. А "патриотическим воспитанием" решено дополнить уже существующую Государственную целевую социальную программу "Молодежь Украины" на 2009–2015 гг., не касающуюся, кстати, учащихся общеобразовательных школ.
Считаю, что антиукраинским является и проект Концепции гражданского образования и воспитания в Украине. Он направлен на воспитание космополитов, так как преследует цель "воспитания гражданина, ощущающего принадлежность к мировому сообществу". Понятие украинского национального воспитания в этом документе полностью отсутствует, а понятие патриотизма нивелируется понятием "гражданское воспитание".
В Концепции литературного образования воспитательные акценты смещены, даже опасны, поскольку подводят к осознанию украинского языка и литературы как второстепенных. Они закрепляют колониальный статус Украины и фиксируют травмы советского прошлого в сознании новых поколений.
В "Национальной стратегии образования", принятой III съездом работников образования, содержался абзац о необходимости "разработки и реализации Концепции национального воспитания", а "ключевым направлением образовательной политики" должно было стать "построение эффективной системы национального воспитания, развития и социализации детей и молодежи". В самой же стратегии, утвержденной указом президента на основании решения съезда работников образования, этот абзац по неизвестным причинам исчез. А ведь решение было поддержано единогласно делегатами съезда. Кто позволяет себе единолично править коллективное решение? И как это называется?
Проанализировав "достижения" последних лет, я ужаснулась тому, какими быстрыми темпами выбрасывается все украинское из образовательного пространства. Украинские школы уже давно стали неукраинскими!
Чтобы привлечь внимание как можно более широкого круга общественности к проблемам воспитания в системе образования и выработать предложения по кардинальным изменениям в этой области, наш фонд инициировал всеукраинские научно-практические конференции "Украинское национально-патриотическое воспитание:
реалии, тенденции, перспективы".
- И вам удалось "зажечь" всю страну?
- Пока не удалось. Если бы средства массовой информации больше освещали наши мероприятия, а в нашем государстве было больше решительных людей - больше бы и сделали. Начинали работу среди учителей и ученых. Разослали предложения во все педагогические вузы страны и классические университеты (а это примерно 400 учебных заведений). Чтобы с нами не боялись сотрудничать, фонд обратился к президенту Национальной академии педагогических наук Украины
В.Кременю - давайте проведем эту работу совместно. Наша команда благодарна президенту АПН за поддержку.
На предложение отозвалось менее 20 вузов. Преимущественно те, где знали меня лично. Обидно, что откликнулись, прежде всего, на мое имя, а не на тему. Думаю, большая часть руководителей боялась темы обсуждения. Один ректор так и сказал мне в телефонном разговоре: "Я боюсь этой темы, как огня". В его учебном заведении так и не была проведена конференция. А там, где всеукраинские конференции об украинском национально-патриотическом воспитании все же состоялись, ректоры или заведующие кафедрами подчас не приходили на эти мероприятия. От греха подальше.
Обращались мы и в СМИ, предлагали стать информационными спонсорами, разослали около
40 писем-приглашений. Поразило то, что не отозвался ни один журналист из профессиональных образовательных газет или журналов. Откликнулась газета "Голос Украины". И мы благодарны за это ее коллективу.
Зато одна очень известная в Украине ежедневная газета, позиционирующая себя как патриотическая, первое, что сказала в ответ на наше обращение, - "платите деньги". И выставила огромную для нас сумму в полсотни тысяч грн за освещение каждой конференции (дескать, это реклама). Да еще и поставила условие: мы должны выкупить тираж, оформить подписку и продавать на конференции книги, издаваемые этой газетой. Я сказала: "Извините, если вы считаете тему коммерческой, то глубоко ошибаетесь. Тогда нам не по пути". Они все-таки согласились освещать нашу инициативу - дали кое-какой материал, лишь бы мы отстали.
Разумеется, для проведения мероприятий нужны были средства. Мы хотели печатать материалы конференции, распространять интересные доклады, выводы. Написали письма в почти 500 фирм. Откликнулась одна, из Ровно. Ее владелец перечислил нам 300 грн. И мы очень благодарны за это, ведь дело не в сумме. Если бы все, к кому мы обратились, перечислили по
300 грн, мероприятия можно было бы провести гораздо эффективнее.
- Как следует из официальной информации, соорганизатором ваших конференций было Минобразования. Ведомство критиковало само себя за то, что "зарубило" патриотическое воспитание?
- Нет, конечно. Мы заключили с Институтом инновационных технологий и содержания образования договор о сотрудничестве и приступили к работе. Какого-то особого сопротивления со стороны МОН мы не испытывали. Как и поддержки. Но незримо на наших конференциях чиновники присутствовали. Не зря ведь некоторые руководители учебных заведений боялись приходить к нам.
Когда наш фонд направил в МОН резолюцию конференции о неудовлетворительном состоянии патриотического воспитания в стране, мы получили ответ: "Считаем недостоверной информацию об отсутствии на государственном уровне системы патриотического воспитания молодежи в Украине и соответствующей законодательной базы". Нам прислали на целых пяти страницах перечень мероприятий, способствующих, по мнению министерства, патриотическому воспитанию: "Зарница", "Молодая гвардия", празднование победы в Великой Отечественной войне и т.д.
- Чтобы решения конференций не оставались красивыми словами на бумаге, они должны иметь практическое значение и отвечать как минимум на главный вопрос: что делать?
- На основании решений конференций мы планируем разработать конкретные мероприятия и предложить их государственным мужам. Понятие украинского национально-патриотического воспитания необходимо закрепить на законодательном уровне. Внести соответствующие изменения в Закон об образовании. А еще лучше - разработать и принять закон о национально-патриотическом воспитании учащихся, государственной программе украинского национально-патриотического воспитания молодежи. Вы знаете, что в России закон о патриотическом воспитании уже прошел первое чтение? А соответствующая программа финансируется из государственного бюджета почти 20 лет. Чем мы хуже?
Мы хотим, чтобы наши дети помнили и гордились именно тем, что они украинцы. Чтобы с гордостью говорили: я - украинец, я - еврей украинского происхождения, я - грузин украинского происхождения, я - русский украинского происхождения и никуда с Родины уезжать не хочу. Нам не нужны космополиты. Без настоящей украинской нации никогда не будет настоящего украинского государства. Великий Платон когда-то сказал гениальные слова: "Скажите мне, какое поколение вы воспитываете, и я скажу, какое государство вы строите".
Решение каждой нашей конференции мы отправляем депутатам Верховной Рады. Чтобы они осознали угрозу национальной безопасности Украины, которую несет неудовлетворительное состояние воспитания в образовательных учреждениях. Мы хотим совместно с ними разработать соответствующие законопроекты.
Проанализировав состав парламента, определили примерно 200 депутатов из разных политических партий, которых считаем "небезнадежными" и на которых надеемся. Откликнулись лишь 39 народных избранников. Одни сказали: давайте нам на руки материалы, мы готовы. Другие написали, что учтут предложения. Еще двое ответили - это не наша компетенция, пишите письма в комитет по образованию и науке. Но, извините, если, например, завтра война, то это должно волновать лишь комитет по вопросам национальной безопасности и обороны?
Следует также доработать и существенно наполнить украинским содержанием принятые нормативно-правовые акты в сфере образования. Ввести на телеканалах регулярные образовательные программы на государственном языке.
Именно эти шаги очерчены в обращении участников всеукраинских научно-практических конференций. Его подписали 67 ученых, педагогов, общественных активистов из разных регионов Украины: Киева, Львова, Луганска, Дрогобыча, Николаева, Симферополя, Запорожья и т.д. Кстати, крымчане удивлялись - почему так мало киевлян подписало наше обращение? Тех, кто хочет перемен в образовании, - много. Тех, кто может об этом сказать, - мало.
Иногда мне говорят: ничего, пройдет время, сменится власть, и все будет по-другому. Но я реалист и понимаю - если мы сегодня не позаботимся о воспитании патриотически настроеного поколения, ничего хорошего в будущем не выйдет. И нашего государства тоже может не быть.
Знаете, что писала Екатерина II в инструкции генеральному прокурору князю Вяземскому, когда взялась за "обрусение Малой России"? "Сии провинции надлежит легчайшими способами привести к тому, чтоб они обрусили и перестали смотреть как волк в лесу. К тому приступ весьма легкий, если разумные люди набраны будут начальниками... Когда ж в Малороссии гетьмана не будет, то должно стараться, чтоб во век и имя гетьманов исчезло...". В этом смысле правильные начальники управляют нашим образованием...
Нельзя сидеть сложа руки. Знаете, какое продолжение у известной украинской пословицы "моя хата с краю"? "Первым врага встречаю".