В СЕТЯХ СЕТИ

16 августа, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №31, 16 августа-23 августа

Более 3 тысяч компьютерных клубов и интернет-кафе действуют сегодня по всей стране. Ежедневно их посещает около 300 тысяч человек...

Более 3 тысяч компьютерных клубов и интернет-кафе действуют сегодня по всей стране. Ежедневно их посещает около 300 тысяч человек. 75% из них приверженцы модного вида досуга — компьютерных игр. Однако как всякое новое явление в нашей жизни компьютерные игры вызывают жаркие дебаты в обществе.

Народ — «за»!

Одним из поводов к дискуссии послужила статья «Компьютерное бешенство», опубликованная в «ЗН» № 19 от 25 мая с. г. Самое интересное, что в защиту компьютерных клубов и игр выступили не только юные геймеры, но и люди старшего возраста, наверняка познакомившиеся с компьютером уже вместе с собственными детьми.

«В начале 60-х, — пишет один из наших читателей, — когда я учился в школе, компьютеров не было. Но подростки, которые воровали и пили, несмотря на наличие запрещающих законов, были. Как было много и случаев угона подростками мотоциклов и машин. Но вряд ли кому-нибудь пришло в голову говорить о вреде мотоциклов. Впрочем, о вреде водки писали немало, но подростки все равно пили, а водку как явление не запретили. Разница в том, что взрослым водка и автомобили были нужны. А сейчас среди взрослых доля играющих в компьютерные игры мала. Ситуация изменится лет через десять, когда теперешние подростки заведут собственных детей — число претензий к компьютерным залам снизится, родители будут лучше понимать подрастающее поколение и смогут показать ребенку, что не только игры интересны».

Не менее эмоциональны и другие отклики. «Выход в том, чтобы, с одной стороны, вслух говорить о проблемах, с другой — усилить законодательную ответственность взрослых за детей, которых они опекают (не только родителей — если ученик младших классов уходит из школы в компьютерный зал, за это ответственность несет учитель), и все больше увеличивать число компьютерных залов — цены на услуги и нагрузка на семейный бюджет снизятся».

«Изучите статистику по малолеткам в любом городе: сколько сидит «на игле», сколько зарегистрированных «нюхачей», сколько алкоголиков, сколько убегают от родителей и становятся бомжами? Вот горе где! Да слава Богу, что есть хоть что-то у детей, где можно нормально провести время. И заметьте, не государством предложенное. Так давайте и это быстренько прикроем? Выгоним всех их в подворотни, подъезды и подвалы. Пусть там жизни учатся?..»

«Проблема подмены реальности виртуальностью — действительно серьезная. Помню, в моем детстве считалось геройством дать по морде незнакомому прохожему или кинуть с крыши на проезжающее авто железный шарик. У меня от такого шарика на брови до сих пор два шва (сантиметром ниже — был бы одноглазым). Говорят, некоторых прохожих не только били, но и подрезали слегка. Так вот, если такая реальность заменяется «Counter-Strike» — я «за». Ребятам надо самоутверждаться — пусть делают это в сети, а не в подворотнях. Да и проходит это, как грипп или какая-нибудь простуда».

На учебу — в ближайший клуб

Главная претензия родителей к компьютерным клубам: дети проводят в них все свое свободное и несвободное от занятий время, иногда даже там по нескольку ночей кряду. В клуб несут все сэкономленные на мороженом и соках деньги, а если их не хватает, ребята начинают изыскивать различные способы добычи средств на вожделенную игру — от выпрашивания у родителей до воровства. Да и сами клубы нередко не препятствуют просмотру детьми порносайтов, увлечению алкоголем и наркотиками. Так, может, действительно, все компьютерные клубы и игры вместе с ними — зло, с которым нужно бороться?

Вот что говорит по этому поводу глава Всеукраинской ассоциации компьютерных клубов (ВАКК) Александр БЕРНАТОВИЧ:

— Таких клубов, как вы описали, на самом деле не так уж много. В большинстве своем — это вполне респектабельные места проведения досуга, где абсолютно не приветствуются не только алкоголь и наркотики, но и нецензурная брань. Что касается доступа к порносайтам, то в хорошем клубе имеется система, оповещающая администратора, когда посетитель заходит в один из таких сайтов: если этот посетитель — ребенок, сайт блокируется. Также и с компьютерными играми — на каждой имеется указание, на какой возраст она рассчитана. Кроме того, во всем следует соблюдать меру, в том числе и в общении с компьютером. Но обойтись без него в современном обществе уже невозможно — успешная карьера предполагает умение быть с компьютером на «ты». Можно ли этого достичь только на уроках информатики? Вряд ли.

Решить проблему компьютерной грамотности такие клубы могут весьма успешно. Для этого есть все необходимое: современная техника, программное обеспечение, опытные администраторы, охрана. Сейчас разрабатываются специальные проекты. Так, с сентября в ряде клубов, отобранных ВАКК, начнется обучение компьютерной грамотности учеников близлежащих школ. Причем для ребят это обучение будет бесплатным.

— Это очень важный момент. Многие родители не прочь обучать своего ребенка работе на компьютере в клубе, но цены для рядового украинца высокие, в особенности за пользование Интернетом.

— Цены высокие, но это тот минимум, который могут позволить себе хозяева. На самом деле, компьютерный клуб — малорентабельное предприятие. Если в нем 5—6 компьютеров, то он просто обречен на вымирание. А клуб с 10—15 компьютерами полтора-два года работает только на окупаемость. Ведь помимо текущих коммунальных платежей нужно выплачивать кредит, платить за аренду, закупать программное обеспечение и так далее.

— Наряду с вполне приличными компьютерными клубами существуют и такие, которые на самом деле больше напоминают хулиганские притоны. Как быть с ними?

— Чиновники предлагают ввести лицензирование деятельности компьютерных клубов, принять ряд соответствующих законов. Сегодня практически в каждом крупном городе имеется распоряжение местных властей о закрытии компьютерных клубов, если в них в учебное или ночное время будут обнаружены школьники.

— Что-то вы говорите об этом без особого энтузиазма.

— В наших условиях прогрессирующей коррупции подобные меры приводят к еще худшим результатам: ведь должностное лицо за взятку готово разрешить что угодно.

— Во всем мире контролем за деятельностью компьютерных клубов занимаются общественные организации. Насколько реально влияние ВАКК на работу клубов, входящих в организацию?

— Наша ассоциация была создана в то время, когда шла настоящая охота на клубы, использующие нелицензионное программное обеспечение. В скобках замечу: сегодня это не может позволить себе ни один компьютерный клуб. Всего за полгода мы добились от «Майкрософт» ряда беспрецедентных решений в пользу украинских компьютерных клубов. Эти решения не имеют аналогов в других странах. Главным из них стал так называемый «мораторий «Майкрософт», согласно которому корпорация разрешила в течение полугода (до 31 августа нынешнего года) бесплатно использовать свои программы в украинских клубах, постепенно осуществляя легализацию. ВАКК защищает своих членов от недобросовестных сотрудников правоохранительных органов, помогает с программным обеспечением. А так как мы клубам что-то даем, то они в результате к нам прислушиваются. На мой взгляд, это самый действенный механизм. Наша цель — сделать так, чтобы нарушать естественные нормы клубам было невыгодно.

В группе «риска» — холостяки и безработные

Единого мнения психологов, как западных, так и отечественных, о воздействии компьютерных игр на психику человека, и подростка в частности, не существует. Выводы большинства зарубежных исследователей неоднозначны. С одной стороны, они подтверждают возникновение зависимости, которая выражается в психопатологических симптомах, сложности переключения на другие виды развлечений, появлении чувства мнимого превосходства над окружающими, оскудении эмоциональной сферы и так далее. Компьютерные игры, по мнению ряда авторов, провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, экстремизм. В качестве последствий указывают на сужение круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности, социальную изоляцию и трудности в межличностном общении.

Дети, предпочитающие жестокие игры, более агрессивны. Этот вывод сделан Американской ассоциацией психологов. Их коллеги из университета в немецком городе Бохум выяснили одну весьма примечательную деталь. Оказывается, дети из обеспеченных семей, в которых существуют нормальные отношения между домочадцами, менее склонны к увлечению агрессивными картинками, чем их сверстники из необеспеченных или страдающих внутренними проблемами семей. Более того, некоторые британские психологи утверждают: действительно, компьютерные игры способны вызвать агрессию, но не изменение характера ребенка, а лишь кратковременные всплески импульсивности, свойственные всем играм, где велик элемент состязательности, как, например, в футболе.

Существует и немало исследований, посвященных вопросам так называемой компьютерной зависимости. Страдают от нее, как выяснилось, не только дети. В Германии даже создана специальная организация помощи людям, которые слишком много времени проводят в Интернете. Установлены признаки интернет-зависимости: сужение диапазона деятельности, стремление постоянно модернизировать свой компьютер, чтение специализированных журналов. Другой критерий — потеря контроля за временем. Все это сопровождается нервозностью и беспокойством, резким снижением интереса к работе, возникновением сложностей в отношениях с друзьями. Однако и в этом случае, отмечают специалисты, в «группу риска» входят прежде всего холостяки и безработные, то есть люди, имеющие проблемы в жизни.

— Конечно, бывают разные случаи — и страстного увлечения компьютерными играми, и социальной дезадаптации на этой почве, — полагает кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории новых информационных технологий обучения Института психологии АПН Украины Наталия ПЛАСТУН. — Но есть много детей, которых компьютер вернул с улицы, сделал людьми — они заинтересовались им профессионально. Дело не в компьютере, а в окружающем мире и отношении к нему. Ребенок со здоровой психикой «перерастет» через любое чрезмерное увлечение и станет тем, кем и должен стать, — нормальным человеком с разносторонними интересами.

Школьник, играющий в компьютерные игры, одновременно овладевает и навыками работы на самом компьютере. Он учится запускать программу, перемещать и удалять файлы, управлять курсором, манипулировать мышью, разбираться с меню и диалоговыми боксами, ориентироваться в структуре директорий, перемещаться между окнами, настраивать рабочее окружение. Кроме того, компьютер позволяет тренировать память, внимание (это очень важно для отстающих в школе), вырабатывать грамотность (текстовые редакторы отмечают орфографические и стилистические ошибки), графические программы улучшают пространственное воображение, развивают моторику рук.

Родителей же, возмущающихся тем, что их дети пропадают в компьютерных клубах, хочется спросить — а где они были раньше? Мало познакомить ребенка с компьютером, нужно еще и рассказать ему о правилах работы с ним, о гигиене умственного труда. При соблюдении техники безопасности и пользовании современными компьютерами — не старше 5—7 лет, — негативных последствий можно избежать.

Сходную точку зрения имеет и российский психотерапевт Николай Нарицын. Он полагает, что с головой уходят в игры те, кому плохо в реальной жизни. А родители вместо помощи и устранения причины явления пытаются бороться с ее последствиями. Причем часто родительскому «тоталитаризму» есть вполне прозаичное объяснение. «Они просто боятся (часто не осознавая это), — полагает врач, — как бы ребенок не стал умнее их! Как это — они к компьютеру на пушечный выстрел боятся подойти, а ребенок запросто с ним общается! Конечно, можно и самим освоить несложную грамоту, но многим мамам и папам проще запретить ребенку подходить к компьютеру — мол, вредно! Между тем, сегодня не учить ребенка работе на компьютере — все равно что не отдавать его в школу».

Отстающий? За компьютер!

Активно против компьютерных клубов выступают и учителя школ. Причем совершенно напрасно, считает преподаватель информатики одной из столичных гимназий Владимир АЛЕКСЕЕНКО.

— Конечно, дети сбегают с нудных и неинтересных уроков, а учителя вместо того, чтобы лучше готовиться, винят во всем компьютерные клубы. Между тем, именно последние могли бы оказать школе неоценимую помощь. Использование игр в рамках школьной программы может сделать любой «неинтересный» предмет — математику, иностранный язык, анатомию, географию и другие — живым и увлекательным. Таким образом можно помочь детям, которым тяжело учиться. В процессе игры даже самый неспособный легко выучит и освоит то, что ему же совершенно недоступно на обычном уроке.

Для малышей большим подспорьем могли бы стать так называемые «социальные» игры, моделирующие ситуации в магазине, метро, на улице. С их помощью можно обучать школьников правилам поведения в общественных местах. Сейчас продается масса полезных игр и для совсем маленьких — по подготовке к школе, изучению иностранного языка, математики, обучению чтению и письму, развивающие память и логическое мышление («Клиффорд учится читать по-английски», «Каникулы Клиффорда», «Тарарам на улице Сезам»). Есть игры, с помощью которых можно разыгрывать настоящие исторические баталии или строить конструкции из «Лего». Все это вполне может быть использовано в детских дошкольных учреждениях и младшей школе.

— А как же «вредное воздействие компьютерных игр на психику»?

— Естественно, оно существует. Точно так же, как и «вредное воздействие телевизора» или дешевых детективов. Я сам через это прошел. Мое увлечение компьютером началось именно с игр. Еще в школе у нас была большая компания, мы собирались, играли в игры, обсуждали их. К слову, все мои друзья в будущем избрали профессии, так или иначе связанные с компьютерами.

— То есть компьютерная зависимость прошла как насморк или «свинка»?

— Конечно. Я недавно вычитал, что именно этим компьютерная зависимость и отличается от наркотической. Возникает она помимо воли человека: стоит несколько раз поиграть — и ты попал. Появляется непреодолимое желание играть. Но постепенно оно проходит. Со временем начинаешь играть все меньше и меньше, и в конце концов на игры выделяется столько же времени, сколько и на любой другой вид отдыха.

— А как же агрессия?

— Никакой агрессии. Если вы общались с компьютерщиками (а все они в прошлом заядлые геймеры), то заметили, что это на удивление мирные люди. Есть данные, что игроки в компьютерные игры, вопреки бытующему мнению, лучше строят взаимоотношения с окружающими, нежели их «неиграющие» сверстники. Способствуют «игрушки» и развитию интеллекта. Маленькие игроки преуспевают в области математики, чтения и правописания. Говорят, довольно скоро в США компьютерные игры включат в учебный план. Психологи уже составили целый список самых полезных. Среди них — SimCity, с помощью которой дети строят виртуальные города и даже создают общества; Championship Manager, позволяющая ребенку в одиночку управлять целой футбольной командой, — учит детей пользоваться базой данных, с которой приходится «советоваться» для предсказания действий футболистов.

Игроки «со стажем» более умны и инициативны, а потому после окончания учебы получают более престижную работу. У геймеров лучше развита координация и способность фокусировать внимание на конкретной проблеме. Есть исследования, свидетельствующие, что приключенческие игры могут поддерживать тонус мозга. Это помогает детям продолжать обучение после окончания академического года, а не терять знания, погружаясь в летнюю умственную «спячку».

— Но ведь для большинства наших школьников доступ в виртуальное пространство по финансовым причинам ограничен.

— Вот тут как раз и могла бы помочь родная школа, взяв «под крылышко» какой-нибудь компьютерный клуб. Если предоставить помещение за невысокую арендную плату или вовсе бесплатно, то дети получат свободный доступ к компьютерам и современным информационным технологиям.

Вместо мамы… монитор

Единственное, на чем сходятся практически все западные исследователи, — крайне негативное воздействие агрессивных игр на малышей до девяти лет. А большинство отечественных детских психологов вообще против всех компьютерных игр для малышей. Среди них детский психолог, научный сотрудник Института психологии им. Г. Костюка АПН Украины Лариса КОНДРАТЕНКО:

— Проблема в том, что родители вместо живого общения с ребенком отправляют его в клуб или сажают за домашний компьютер. Сегодня детям практически некуда пойти после школы, на улицу родители их пускать боятся. Потому мам-пап вполне устраивает, когда ребенок сидит у монитора — и занят, и на глазах. Я довольно близко знаю одного такого подростка, который с первого класса все свое свободное время проводил у компьютера. Пригласив меня на 11-летие, его мама предоставила целый список «полезных» подарков: развивающие игры, конструкторы, книжки и так далее. Я все же решила посоветоваться с будущим именинником, который после перечисления потенциальных подарков остановился на автомате, стреляющем пульками. Получив долгожданную игрушку, ребенок тут же отправился с нею во двор. Но не прошло и получаса, как его привели домой разгневанные родители других ребят. Оказывается, он вместе со своим приятелем бегал по двору за малышами и стрелял в них из автомата. «Героя» в честь праздника не ругали, а лишь выдали очередную сумму и отправили в компьютерный клуб.

— Значит, ребенок в 11 лет не отличает реальный мир от виртуального?

— Получается так. Но на этом негативное воздействие компьютерных игр на детей не заканчивается. Почему лучше, чтобы маленький ребенок не засиживался у компьютера? Дело в том, что развитие мозга происходит вместе с развитием всех структур организма. Исследования показали, если у ребенка не развивается рука, то не формируются и определенные функции мозга.

— Но ведь компьютерные игры не только развлекают, но и развивают.

— Действительно, есть очень хорошие компьютерные игры, с помощью которых дети осваивают цвета, счет, буквы, изучают иностранные языки, развивают логическое мышление. Но все хорошо в меру. Ведь такие игры заменяют манипулирование реальными предметами виртуальными, меняется вся структура развития ребенка. Он не ощущает материал, с которым работает. Тот же кубик может быть деревянным и пластмассовым, белым и красным. Играя реальным предметом, ребенок учится различать на ощупь материал, цвет.

— Как можно различать на ощупь цвет?

— Давайте проведем небольшой эксперимент: закройте глаза и попробуйте на ощупь разделить карандаши по цвету на «теплые» и «холодные».

Я добросовестно закрыла глаза и начала ощупывать карандаши. Признаться, резких отличий не почувствовала и потому делила карандаши интуитивно. Каково же было мое удивление, когда, открыв глаза, обнаружила, что в одной кучке находятся красный, желтый и оранжевый, а в другой — серый, голубой и белый. Да уж, изучая цвета исключительно с помощью компьютера, подобной, можно сказать, подсознательной сенсорики не добьешься — у ребенка, который имеет дело исключительно с виртуальными предметами, никогда не сложатся определенные связи в коре головного мозга, — продолжает Л.Кондратенко. — Мир будет плоским. Трехмерное пространство, которое не прочувствовано, никогда не будет трехмерным. Строить, скажем, пирамиды из кубиков со временем можно научиться. А вот с умением строить взаимоотношения с окружающими дело обстоит значительно сложнее. Привыкнув общаться с компьютерными «друзьями», ребенок не понимает, как другой человек может ему не подчиниться. Ведь в игре он всегда мог выбрать такой вариант, при котором он в итоге оставался победителем: если противник не поддается, то достаточно перейти на более легкий уровень, и тот сдастся. Не отличая реальность от виртуальности, дети пытаются правила виртуального мира перенести в реальный.

— Тем не менее компьютер все активнее входит в нашу жизнь. Во многих школах существуют компьютерные классы.

— Обучаться работе на компьютере можно и с первого года учебы. Но работе, а не игре. Ребенок с самого начала должен усвоить, что компьютер — не игрушка, а рабочий инструмент, с помощью которого можно находить информацию, посылать и получать почту, работать над докладом.

***

Психологи, владеющие техникой разрешения конфликтов, знают: если оппонент с вами не согласен, не стоит пытаться «задавить» его собственным авторитетом. Лучше постараться найти такое решение, при котором будут учтены интересы обеих сторон.

Явление под названием «компьютерные игры» существует, и что бы ни говорили психологи, недовольные родители и учителя, дети в них играть будут. Так, может, не стоит обвинять во всех смертных грехах владельцев компьютерных клубов? Может, стоит вместе подумать над оптимальным решением проблемы? По крайней мере, почему бы не попытаться?..

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 7 декабря-13 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно