Университеты — не кукольные театры

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Университеты — не кукольные театры
Как студенты могут влиять на жизнь своего вуза

Традиционно в развитых странах университетскую миссию рассматривают в трех плоскостях: обучение, исследования и служение сообществу. Украинские заведения высшего образования (ЗВО) благодаря советскому наследию в наибольшей степени сфокусированы на обучении.

Разделение образования и науки в СССР привело к чрезмерной сфокусированности отечественных университетов на ретрансляции знаний. Отличия между плановой экономикой СССР и украинским настоящим широко известны, поэтому не утихают дискуссии о подходах к подготовке специалистов в современных условиях. Вызовом остается услышать голоса студентов в этих дискуссиях.

Роль студентов в образовательном процессе, бесспорно, за время независимости изменилась. Украинское государство в основном отказалось от использования студентов как дешевой рабочей силы и принудительного распределения выпускников вузов. Хотя некоторые администрации учебных заведений все еще практикуют так называемый третий трудовой семестр для проведения студенческими силами ремонтных и сельскохозяйственных работ. Между тем студенты могут демократически организовываться и представлять свои интересы через органы студенческого самоуправления и общественные организации как на уровне вуза, так и в органах государственной власти, что, конечно, превышает возможности, которые в свое время имели советские комсомольцы.

Студенческие активисты фактически завоевали право стать субъектами образовательного процесса. Адвокационные кампании, протестные акции и работа в экспертных группах позволили лидерам студенческого самоуправления зафиксировать в профильном законе студентоцентризм как один из основных принципов деятельности ЗВО. Но, как известно, строгость украинских законов компенсируется их избирательным выполнением. Руководители вузов все еще не готовы к сотрудничеству со студентами, а иногда даже публично призывают имитировать участие студентов на заседаниях профильного комитета Верховной Рады, будто бы идеи студенческого участия — от лукавого.

Однако участие молодежи — нормальная практика в Европе, и не только в заведениях высшего образования, но и в громадах в целом. Совет Европы в своих исследованиях ссылается на лестницу Харта, которая очерчивает разные этапы участия молодежи и точно определяет, что имитация таковой не является. Наиболее эффективно участие молодежи в том случае, когда молодежь работает наравне с другими участниками процесса. Студентоцентризм именно и создает немало возможностей для реализации этой идеи и развития студентов и университетов.

НТУУ КПИ им. Игоря Сикорского/facebook

Создание условий для активного участия студентов в образовательном процессе в перспективе будет способствовать повышению качества высшего образования. Многочасовые лекции, которые во времена ограниченного количества печатной литературы были эффективным способом передачи знаний, утратили свою целесообразность. Широкий доступ к информации в сети Интернет позволяет изучать материал самостоятельно. Студентов все больше интересуют возможности задать вопрос по уже имеющейся у них информации, выполнить практические задания или поработать над ошибками. Актуальность университетского опыта играет большую роль в мотивации студентов к обучению, ведь все мы видим, как бурно меняется мир вокруг нас. Интерактивные методы привлечения студентов на парах стали еще более актуальными во время пандемии, когда преподаватель конкурирует за внимание студента с его окружением дома. Активное участие студентов в обсуждении на парах позволяет глубже погрузиться в материал, рассмотреть тему в современном контексте, а также побуждает студентов делиться собственным опытом.

Ведущие университеты мира строят свой образовательный процесс в форме, предполагающей значительное пространство для обучения между ровесниками. Каждый студент приходит в ЗВО со своими опытом и интересами, а значит, владеет информацией, навыками и контактами, которые могут заинтересовать одногруппников или даже более широкий круг студентов. Содействие обмену опытом и информацией между студентами позволяет университету значительно расширить возможности для студенческого саморазвития и рефлексированности. Преподаватели планируют свои курсы в форматах, которые предполагают не только индивидуальную работу, но и работу в группах. Студенты могут работать над совместными исследованиями, проектами или даже разрабатывать решения для задач реального бизнеса, получая таким образом опыт сотрудничества с потенциальными работодателями. Часть украинских вузов также уже использует аналогичные подходы.

Действующие условия обеспечения качества высшего образования также предполагают участие студентов. Замысел этого процесса заключается в том, чтобы получатели высшего образования воспринимались не просто как получатели услуг, а как агенты, которые могут предлагать идеи для изменений в образовательных программах и приобщаться к их внедрению. Анкетирование студентов — простейший способ привлечь их к обеспечению качества высшего образования. Студенты могут оценивать качество курсов, преподавания, внеклассных мероприятий, а также инфраструктуру. Однако увеличить субъектность студентов можно в том числе за счет повышения их роли в генерировании и анализе данных о программах. Студенты могут не только отвечать на опросники, но и приобщаться к их разработке и анализу данных. Получатели высшего образования могут проводить фокус-группы для более глубокого исследования качества образовательной программы и перспектив ее развития. Повышение роли студентов в обеспечении качества высшего образования позволяет развить их понимание роли исследований и данных в принятии управленческих решений. Студенты могут на практике применить исследовательские методы и открыть свою страсть к науке.

Студенты могут участвовать в научных исследованиях на всех уровнях высшего образования, так что для развития отечественной науки необходимо расширять соответствующие возможности. Сегодня наука часто кажется студентам непонятной и неинтересной, о чем говорят лидеры студенческого самоуправления. Ученые не устают повторять, что часто талантливая молодежь покидает Украину для проведения исследований за рубежом. То есть заинтересовать студентов приобщиться к научному сообществу является вызовом, который необходимо преодолеть. Создать возможности для студентов уже с первых курсов попробовать себя в науке — это действенный подход, используемый за рубежом и кое-где в Украине. Сначала студенты учатся писать аналитические эссе или критические анализы научных статей. Такие задания более полезны, чем письменные экзамены, проверяющие чаще способность к списыванию, чем владение материалом. Студенты старших курсов могут проводить небольшие исследовательские работы в рамках своих курсов. В конце концов, студенты могут многому научиться, работая в командах опытных исследователей над их проектами. Личный опыт с разными методами исследований и темами поможет студентам формулировать идеи для новых университетских исследований и проектов. Студенты смогут делиться своим опытом за пределами университета, популяризируя науку. Например, немало школьников могут заинтересоваться наукой, услышав о ней простыми словами от своих немного старших, но все же недавних коллег.

Наконец, следует помнить о третьей миссии университетов — служить сообществу, в котором они находятся. Студенты могут играть немалую роль как в формировании разнообразия внеклассных возможностей для университетского сообщества, так и в связях вуза с громадой. Из-за централизованной системы управления высшим образованием, господствовавшей в Украине большую часть времени, формулирование уникальной роли университетов в их громадах встречается весьма редко. Студенты могут воспользоваться этой возможностью и дать толчок расширению связей университетов с громадами через культурные, благотворительные, образовательные и другие проекты. Студенты с опытом международной мобильности (офлайновой или онлайновой) могут немного приоткрыть окно в мир для жителей громады, которые не имели возможности путешествовать. Соискатели высшего образования могут содействовать развитию отношений работодателей с университетами, ведь многие студенты работают или проходят стажировку еще во время обучения. Часть украинских вузов успешно использует эти идеи и для повышения актуальности своих программ, ведь студенты с опытом работы могут предложить к рассмотрению на курсе реальные бизнес-кейсы. Разработка идей для ответа на вызовы громады — основной инструмент служения университетов как интеллектуального центра.

Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина/facebook

Значительную роль в развитии субъектности студентов играют органы студенческого самоуправления (ОСС). У них есть инструменты влияния на процессы в вузе, а также ресурсы для поддержки студенческих инициатив. Подходы к работе ОСС в отечественных университетах отличаются: где-то коллегии объединяют десятки студенческих организаций, а где-то парламенты становятся площадками для встречи разных факультетов, тогда как советы реализуют свои проекты. Гибкость ОСС в их структуре и сферах деятельности является, безусловно, преимуществом, позволяющим подстроиться под потребности студентов. Часто вызовом в деятельности ОСС становится неопытность студентов в общественной деятельности, что порой позволяет администрациям превратить органы студенческого самоуправления в неокомсомол. Конечно, такие практики негативно сказываются на участии студентов, ведь сигнализируют о неготовности университетского сообщества воспринимать их как полноценных участников процесса образования.

Обретение студентами субъектности требует кропотливой работы со стороны как студенческих организаций, так и преподавателей и администраций вузов. Активное участие становится возможным при условии, что студенты понимают свою среду и правила игры, что есть доступ к ресурсам и конструктивная обратная связь. Поступив в университет, студенты попадают в новую среду, весьма консервативную и бюрократическую, так что их адаптация и вовлечение должны быть сознательными и целенаправленными. Коммуникация играет в этом ключевую роль. Обратите хотя бы внимание на сайты вузов, которые чаще используют сухую лексику нормативно-правовых документов, чем понятный молодежи язык. Всем участникам образовательного процесса надо сотрудничать для создания среды свободы, самопознания, исследования мира.

Больше статей Елизаветы Щепетильниковой читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме