Традиционно в развитых странах университетскую миссию рассматривают в трех плоскостях: обучение, исследования и служение сообществу. Украинские заведения высшего образования (ЗВО) благодаря советскому наследию в наибольшей степени сфокусированы на обучении.
Разделение образования и науки в СССР привело к чрезмерной сфокусированности отечественных университетов на ретрансляции знаний. Отличия между плановой экономикой СССР и украинским настоящим широко известны, поэтому не утихают дискуссии о подходах к подготовке специалистов в современных условиях. Вызовом остается услышать голоса студентов в этих дискуссиях.
Роль студентов в образовательном процессе, бесспорно, за время независимости изменилась. Украинское государство в основном отказалось от использования студентов как дешевой рабочей силы и принудительного распределения выпускников вузов. Хотя некоторые администрации учебных заведений все еще практикуют так называемый третий трудовой семестр для проведения студенческими силами ремонтных и сельскохозяйственных работ. Между тем студенты могут демократически организовываться и представлять свои интересы через органы студенческого самоуправления и общественные организации как на уровне вуза, так и в органах государственной власти, что, конечно, превышает возможности, которые в свое время имели советские комсомольцы.
Студенческие активисты фактически завоевали право стать субъектами образовательного процесса. Адвокационные кампании, протестные акции и работа в экспертных группах позволили лидерам студенческого самоуправления зафиксировать в профильном законе студентоцентризм как один из основных принципов деятельности ЗВО. Но, как известно, строгость украинских законов компенсируется их избирательным выполнением. Руководители вузов все еще не готовы к сотрудничеству со студентами, а иногда даже публично призывают имитировать участие студентов на заседаниях профильного комитета Верховной Рады, будто бы идеи студенческого участия — от лукавого.
Однако участие молодежи — нормальная практика в Европе, и не только в заведениях высшего образования, но и в громадах в целом. Совет Европы в своих исследованиях ссылается на лестницу Харта, которая очерчивает разные этапы участия молодежи и точно определяет, что имитация таковой не является. Наиболее эффективно участие молодежи в том случае, когда молодежь работает наравне с другими участниками процесса. Студентоцентризм именно и создает немало возможностей для реализации этой идеи и развития студентов и университетов.
Создание условий для активного участия студентов в образовательном процессе в перспективе будет способствовать повышению качества высшего образования. Многочасовые лекции, которые во времена ограниченного количества печатной литературы были эффективным способом передачи знаний, утратили свою целесообразность. Широкий доступ к информации в сети Интернет позволяет изучать материал самостоятельно. Студентов все больше интересуют возможности задать вопрос по уже имеющейся у них информации, выполнить практические задания или поработать над ошибками. Актуальность университетского опыта играет большую роль в мотивации студентов к обучению, ведь все мы видим, как бурно меняется мир вокруг нас. Интерактивные методы привлечения студентов на парах стали еще более актуальными во время пандемии, когда преподаватель конкурирует за внимание студента с его окружением дома. Активное участие студентов в обсуждении на парах позволяет глубже погрузиться в материал, рассмотреть тему в современном контексте, а также побуждает студентов делиться собственным опытом.
Ведущие университеты мира строят свой образовательный процесс в форме, предполагающей значительное пространство для обучения между ровесниками. Каждый студент приходит в ЗВО со своими опытом и интересами, а значит, владеет информацией, навыками и контактами, которые могут заинтересовать одногруппников или даже более широкий круг студентов. Содействие обмену опытом и информацией между студентами позволяет университету значительно расширить возможности для студенческого саморазвития и рефлексированности. Преподаватели планируют свои курсы в форматах, которые предполагают не только индивидуальную работу, но и работу в группах. Студенты могут работать над совместными исследованиями, проектами или даже разрабатывать решения для задач реального бизнеса, получая таким образом опыт сотрудничества с потенциальными работодателями. Часть украинских вузов также уже использует аналогичные подходы.
Действующие условия обеспечения качества высшего образования также предполагают участие студентов. Замысел этого процесса заключается в том, чтобы получатели высшего образования воспринимались не просто как получатели услуг, а как агенты, которые могут предлагать идеи для изменений в образовательных программах и приобщаться к их внедрению. Анкетирование студентов — простейший способ привлечь их к обеспечению качества высшего образования. Студенты могут оценивать качество курсов, преподавания, внеклассных мероприятий, а также инфраструктуру. Однако увеличить субъектность студентов можно в том числе за счет повышения их роли в генерировании и анализе данных о программах. Студенты могут не только отвечать на опросники, но и приобщаться к их разработке и анализу данных. Получатели высшего образования могут проводить фокус-группы для более глубокого исследования качества образовательной программы и перспектив ее развития. Повышение роли студентов в обеспечении качества высшего образования позволяет развить их понимание роли исследований и данных в принятии управленческих решений. Студенты могут на практике применить исследовательские методы и открыть свою страсть к науке.
Студенты могут участвовать в научных исследованиях на всех уровнях высшего образования, так что для развития отечественной науки необходимо расширять соответствующие возможности. Сегодня наука часто кажется студентам непонятной и неинтересной, о чем говорят лидеры студенческого самоуправления. Ученые не устают повторять, что часто талантливая молодежь покидает Украину для проведения исследований за рубежом. То есть заинтересовать студентов приобщиться к научному сообществу является вызовом, который необходимо преодолеть. Создать возможности для студентов уже с первых курсов попробовать себя в науке — это действенный подход, используемый за рубежом и кое-где в Украине. Сначала студенты учатся писать аналитические эссе или критические анализы научных статей. Такие задания более полезны, чем письменные экзамены, проверяющие чаще способность к списыванию, чем владение материалом. Студенты старших курсов могут проводить небольшие исследовательские работы в рамках своих курсов. В конце концов, студенты могут многому научиться, работая в командах опытных исследователей над их проектами. Личный опыт с разными методами исследований и темами поможет студентам формулировать идеи для новых университетских исследований и проектов. Студенты смогут делиться своим опытом за пределами университета, популяризируя науку. Например, немало школьников могут заинтересоваться наукой, услышав о ней простыми словами от своих немного старших, но все же недавних коллег.
Наконец, следует помнить о третьей миссии университетов — служить сообществу, в котором они находятся. Студенты могут играть немалую роль как в формировании разнообразия внеклассных возможностей для университетского сообщества, так и в связях вуза с громадой. Из-за централизованной системы управления высшим образованием, господствовавшей в Украине большую часть времени, формулирование уникальной роли университетов в их громадах встречается весьма редко. Студенты могут воспользоваться этой возможностью и дать толчок расширению связей университетов с громадами через культурные, благотворительные, образовательные и другие проекты. Студенты с опытом международной мобильности (офлайновой или онлайновой) могут немного приоткрыть окно в мир для жителей громады, которые не имели возможности путешествовать. Соискатели высшего образования могут содействовать развитию отношений работодателей с университетами, ведь многие студенты работают или проходят стажировку еще во время обучения. Часть украинских вузов успешно использует эти идеи и для повышения актуальности своих программ, ведь студенты с опытом работы могут предложить к рассмотрению на курсе реальные бизнес-кейсы. Разработка идей для ответа на вызовы громады — основной инструмент служения университетов как интеллектуального центра.
Значительную роль в развитии субъектности студентов играют органы студенческого самоуправления (ОСС). У них есть инструменты влияния на процессы в вузе, а также ресурсы для поддержки студенческих инициатив. Подходы к работе ОСС в отечественных университетах отличаются: где-то коллегии объединяют десятки студенческих организаций, а где-то парламенты становятся площадками для встречи разных факультетов, тогда как советы реализуют свои проекты. Гибкость ОСС в их структуре и сферах деятельности является, безусловно, преимуществом, позволяющим подстроиться под потребности студентов. Часто вызовом в деятельности ОСС становится неопытность студентов в общественной деятельности, что порой позволяет администрациям превратить органы студенческого самоуправления в неокомсомол. Конечно, такие практики негативно сказываются на участии студентов, ведь сигнализируют о неготовности университетского сообщества воспринимать их как полноценных участников процесса образования.
Обретение студентами субъектности требует кропотливой работы со стороны как студенческих организаций, так и преподавателей и администраций вузов. Активное участие становится возможным при условии, что студенты понимают свою среду и правила игры, что есть доступ к ресурсам и конструктивная обратная связь. Поступив в университет, студенты попадают в новую среду, весьма консервативную и бюрократическую, так что их адаптация и вовлечение должны быть сознательными и целенаправленными. Коммуникация играет в этом ключевую роль. Обратите хотя бы внимание на сайты вузов, которые чаще используют сухую лексику нормативно-правовых документов, чем понятный молодежи язык. Всем участникам образовательного процесса надо сотрудничать для создания среды свободы, самопознания, исследования мира.
Больше статей Елизаветы Щепетильниковой читайте по ссылке.