Улучшение плохого еще больше ухудшает состояние дел

9 октября, 2009, 14:57 Распечатать

Ни одну проблему невозможно решить на том же уровне, на котором она возникла. Альберт Эйнштейн В за...

Ни одну проблему невозможно решить на том же уровне, на котором она возникла.

Альберт Эйнштейн

В заголовок статьи вынесены слова нынешнего министра образования и науки Ивана Вакарчука: «Если реформы проводить не радикальные — их можно и не проводить. Поскольку улучшение плохого делает еще больше состояние дел».

Цитирую, чтобы подчеркнуть, что и на вершине образовательной иерархии, и «на передовой» есть осознание того, что нужны радикальные изменения в этой крайне консервативной сфере жизни.

Недавно завершился международный образовательный форум «Артековские диалоги»-2009, на котором состоялись презентации двух вариантов «Белой книги украинского образования». Широкое общественное обсуждение этих проектов должно повысить роль публичных дискуссий в процессе выработки адекватной реалиям времени образовательной политики.

Радует, что и «Белая книга...» от Академии педагогических наук — взгляд ученых), и «Белая книга» от просвещенской «сохи», то есть взгляд педагогов-практиков, являющихся лидерами современного украинского образования, содержат план действий, направленный на коренную трансформацию нынешней системы образования.

Мне выпала честь стать составителем лидерского проекта «Белой книги...», подготовленного педагогами-практиками. На ее страницах около тридцати представителей профессионального сообщества взяли на себя смелость показать реальную ситуацию в образовании. Конечно, нашим преимуществом является то, что авторы не только пропагандируют, но уже и реализуют на практике новые подходы к построению современного образования.

Мы не стремились сделать «Белую книгу...» с черной отметиной. Нашей целью была не констатация многочисленных проблем образования, мы стремились очертить простую и понятную всем программу действий.

Надеюсь, что «Белая книга...» станет одним из инструментов реформирования образовательной сферы открытым способом, с учетом мнения профессионалов.

Именно это крайне нужно, ведь приходится констатировать, что в течение всех лет независимости на всех уровнях управленческой иерархии в образовании те или иные решения принимаются:

а) неадекватно (без глубокого изучения образовательных реалий и привлечения профессионалов от просвещенского «плуга», из-за чего, к сожалению, глубина анализа процессов, происходящих в образовательной сфере Украины, зачастую не глубже, нежели в известной фразе: «ветер появляется потому, что ветви деревьев шевелятся»);

б) авторитарно (определяющим является влияние того или иного «начальника» на принятие решения и влияние на «начальника» лиц, имеющих «доступ к телу»);

в) кулуарно (без широкого общественного обсуждения и открытой профессиональной экспертизы).

Авторский коллектив «Белой книги...» стремится помочь тем, кто принимает решения, избавиться от иллюзии, что кризис в украинском образовании можно преодолеть на базе устаревших представлений о нем.

Мы убеждены, что занимать лидерские позиции в мире может только такая система образования, которая: учит детей «как думать», а не «что думать»; обеспечивает им равные возможности, а не равенство; помогает овладеть новейшими знаниями, а не заставляет зазубривать «вчерашние» и т.д.

Много говорится о том, что наша система образования серьезно больна. Но, оздоровляя образование, мы непременно должны позаботиться о том, чтобы лекарства, которые начинаем применять, не оказались опаснее болезни. Это замечание касается и такой горячей темы, как внешнее оценивание знаний, сторонником которого я являюсь.

На мой взгляд, школьному образованию нового тысячелетия предстоит найти адекватные ответы на два вызова времени: во-первых, переход к личностно-ориентированному обучению; во-вторых, переход к процессно-ориентированному управлению.

Вызов индивидуализации обучения требует от нас, педагогов, создания реальных возможностей для ученика самому быть инициатором своего учебного процесса, стать творцом собственной индивидуальной образовательной траектории, которую он выстраивает внутри широкой образовательной реальности.

Если раньше в центре сферы образования было учебное заведение, то во второй половине ХХ века возникла иная зона, ядром которой стала индивидуальная образовательная программа. Особенно активно процесс демократизации знаний происходил в последнее десятилетие — благодаря колоссальным темпам развития Интернета как глобального образовательного фактора.

Изменение образовательной реальности привело к тому, что вторая зона образования начала диктовать условия первой: учащиеся превратились для учебных заведений в заказчиков образовательных услуг. Нынешнее поколение учеников все активнее заявляет своим педагогам: сущность учебного процесса в школе не должна сводиться к «проверке заученного нами выбранного вами за нас содержания образования», он должен сосредоточиваться на развитии творческих способностей, навыков критического мышления, овладении медиаграмотностью и т.д.

Если учебные заведения будут оставаться на прежних позициях (навязывание ученикам унифицированных учебных курсов), их постигнет участь динозавров. Поэтому задача номер один для выживания школ в новом тысячелетии — начать меняться и учиться гибко реагировать на изменения в мире и в образовательной реальности. Прежде всего, строя «школу, которая не школа», нужно согласиться с правом ребенка на свой, уникальный и неповторимый, путь в жизни, свободное развитие своих личных, субъективных и нестандартных знаний.

Переход к процессно-ориентированному управлению (второй вызов) ставит перед руководителями на всех уровнях образовательной иерархии настоятельное требование научиться руководить не людьми, а процессами. Только так можно достичь саморегулируемости образовательной системы, овладеть современными методами навигации в постоянно усложняющейся образовательной реальности. Только это дает возможность увидеть ту или иную педагогическую систему в целом.

Осуществление доминирующего сегодня функционально-ориентированного управления требует на уровне школы постоянного, примитивного, жесткого и часто откровенно циничного администрирования работы педагогического персонала. На уровне района — существования специально «выдрессированного» суперлояльного, суперуслужливого и суперзашуганного директорского корпуса. При таком подходе чем дальше от школы управления образования того или иного уровня, тем меньше просматривается за спинами начальников фигура живого ребенка и педагога, который за закрытой дверью класса реализует образовательную политику государства или становится ее очередной жертвой. Едва ли подход к управлению творческими коллективами по известной формуле «ты — начальник, я — дурак» приемлем (по крайней мере хочется в это верить) даже в стране, являющейся пока что «молодой демократией».

Переход к процессно-ориентированному управлению невозможен без овладения современными управленческими технологиями. Люди, стоящие у школьного штурвала, должны научиться описывать и моделировать существующие процессы с тем, чтобы глубже понять их предназначение и оптимизировать их. Конечно, менеджеру образования любого уровня, кроме овладения методологией процессно-ориентированного управления, нужно предоставить реальную возможность для реализации на практике методологии процессного мышления. Только при этом условии могут возникнуть и авторские модели управления процессами в школьном образовании, и процессно-ориентированные должностные инструкции для сотрудников школы и т.п.

Всегда есть соблазн давать простые ответы на сложные вопросы, но они зачастую неправильны...

В образовании чудес не бывает, и не стоит надеяться на то, что глубинные изменения произойдут будто по мановению волшебной палочки (например путем принятия нового закона или поправок к какому-то положению).

Так, могу со стопроцентной гарантией заверить, что, например, решительно ничего не изменится в языковой палитре наших школ после того, как в постановлении Кабинета министров Украины от 30 сентября 2009 г. №1033 «О внесении изменений в Положение об общеобразовательном учебном заведении» пункт 46 дополнили новым абзацем следующего содержания: «В рабочее время в государственном и коммунальном общеобразовательном учебном заведении постоянно использовать украинский язык, а в государственном и коммунальном общеобразовательном учебном заведении с обучением на языке национального меньшинства наряду с украинским языком — также язык, на котором осуществляется учебно-воспитательный процесс в этом учреждении».

Учителя в массе своей, как всегда, проигнорируют очередную «вказівку» сверху, которая ничего, кроме раздражения и немого сопротивления, вызвать не может. Директора школ сымитируют работу «на выполнение». Чиновники же отрапортуют о «принятых мерах» и о «достигнутом прогрессе» в деле украинизации школы.

Ни одна реформа образования ни в одной стране не имела успеха, если ее проводили сверху. Это общее правило, в котором не бывает исключений.

***

Нужны изменения. С этим согласны все. Но это — как утренняя гимнастика: все знают, что должны ее делать, но немногие ее делают. Ведь утренняя физзарядка, несмотря на все преимущества, имеет один-единственный недостаток — ее нужно делать! Не хочется, но все-таки нужно производить и коренные изменения в образовании.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно