День принятия Верховной Радой Украины закона о введении с 2001 года двенадцатилетнего пребывания детей в школах совпал со вторым днем работы всеукраинской конференции «Актуальные проблемы изучения естественно-математических дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях Украины». Конференция собиралась, чтобы обсудить основные причины снижения интереса к изучению естественных наук и, как следствие, возможность потери Украиной статуса государства с высокоинтеллектуальным потенциалом со всеми вытекающими последствиями...
Оставим на совести авторов проекта и депутатов Верховной Рады будущие результаты решений финансовых, социальных, методических, организационных и прочих проблем, связанных с очередной реорганизацией школьного образования.
Международный стандарт школьного (допрофессионального) образования в большинстве развитых стран действительно 12 лет, и срок этот связан с быстрым ростом общего объема информации, которую должен освоить школьник ПРИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ, чтобы получить профессиональное образование в эпоху НТР. Но общий объем знаний удваивается, как утверждают специалисты (а специалисты знают все, как все помнят старожилы!), каждые 15 лет. И понятен стон учительский, звучавший и на конференции, и в сборнике ее материалов (почти 200 тезисов со всех краев Украины!): «Добавьте часы на физику! Добавьте на математику и информатику! Верните в школу астрономию!»... «Советскую» систему образования уважали и признавали как раз за глубокие знания в области естественных наук и за широту общего диапазона развития учащихся. И победы наших ребят на многочисленных международных олимпиадах - лучшее тому подтверждение.
Но не едиными «железками» жив человек. И интерес к нему как к личности, участвующей в социальных процессах, и как к объекту, принимающему непосредственное участие в производственном процессе, вызвал бурное развитие гуманитарных наук - философии, истории, психологии, социологии, лингвистики... И соответствующий крик души слышится там, где собираются предметники-гуманитарии: «Добавьте часы!..»
Прогноз исследователей проблем будущего, сделанный еще в 50-е годы, оправдывается полностью: из десяти узловых проблем, которые к 2000 году приобретут во всем мире первостепенное значение, на первом месте будет проблема образования и воспитания. И что, лет через десять опять увеличим срок обучения? А потом опять? Так действительно можно реализовать идею непрерывного образования на протяжении всей жизни...
Отложим этот вопрос и вернемся на конференцию. В чем же основные причины снижения интереса к естественным дисциплинам? Они связаны с экономическими и социально-политическими процессами, и разделить их можно на характерные для большинства развитых стран и чисто «украинские».
Что же характерно для мировой экономики?
1. Широкое развитие высокоавтоматизированного производства, в том числе в сфере интеллектуального труда, уменьшает потребность в специалистах с высоким уровнем знаний естественных наук. Особенно это заметно в тех областях промышленности, в которых шло наращивание «мускулов» человечества (например, в области механики, металлообработки, гидравлики, электроавтоматики, горнодобывающей промышленности и т.д.).
2. Сфера получения наибольших индивидуальных заработков перешла из производственной области в искусство и спорт: хоккеисты и шоумены зарабатывают больше инженеров и ученых.
3. Повышается наукоемкость отдельных производств, но для достижения успеха в них необходимы творческое мышление, сильная интеллектуальная подготовка и большой объем знаний.
4. Человечество вступило в третий, «информационный», этап своего развития (после сельскохозяйственного и промышленного). Поэтому самые развитые страны стремятся сконцентрировать производство технологий и наиболее наукоемких и прибыльных отраслей промышленности на своей территории. В результате в менее развитых странах падает спрос на высокоинтеллектуальные профессии - для сборки нужны в основном «отверточники».
5. Резко повысилось значение человеческого фактора в производственных и социальных отношениях, что привело к росту популярности гуманитарных наук.
6. Использование свободного времени, которое высвобождается в результате технического прогресса, ориентируется обществом не на развитие личности, а на потребление массовой культуры.
В результате хода этих процессов - как естественных, так и искусственно организованных - целью системы общественного образования становится не развитие творческих способностей личности, а подготовка профессионально обученных исполнителей, которые могут обеспечить получение максимальной прибыли на своем рабочем месте. Соответственно снижается престиж знаний, особенно в области естественных наук, как возможный способ реализации себя и достижения успеха в обществе.
В качестве «национальных» причин для Украины можно выделить разрыв связей со странами СНГ и общее падение уровня промышленного производства; низкую конкурентоспособность на мировом рынке выпускаемой ранее продукции и неподготовленность руководящих кадров к перестройке производства; затянувшийся переходный период в политической и экономической жизни страны.
Однако существующие системы образования практически всех стран даже за 12 лет обеспечить подготовку качественно нового специалиста, во-первых, не могут, во-вторых, не хотят.
Не могут, потому что:
- необходимо коренное изменение СОДЕРЖАНИЯ образования;
- нужна принципиально новая подготовка преподавателей;
- нужна принципиально новая система оценки результатов образования со стороны чиновников.
Не хотят:
- чтобы получить одного гения, нужно «выращивать» как минимум 25-30 нормальных учащихся и, соответственно, вкладывать большие суммы в образование;
- большое количество молодых и развитых членов общества никакому государству не нужно - их некуда девать... Разве что экспортировать...
Поэтому в конкурентной борьбе между странами вместо развития собственных систем образования происходит поиск и перекачка «мозгов» из других стран: так дешевле!
Ну что ж, рынок - так рынок! Сыграем на его противоречиях и предложим на нем СВОЙ товар - методику подготовки творчески мыслящего специалиста!
Каков основной недостаток у нашей системы образования сейчас? Это, прежде всего, разрыв между теоретическими узкоспециализированными знаниями в области естественных наук, оторванными от практики, и полным отсутствием у детей понимания того, для чего они, эти знания, нужны и как их можно использовать.
Что же предлагается взамен?
Задача системы школьного образования - подготовить новое поколение к получению профессионального образования. Принятая в странах СНГ десятилетняя программа общеобразовательной школы постепенно разбухала за счет перегрузки учеников введением дополнительных предметов и часов, особенно в старших классах - до 40 в неделю. Но и их стало не хватать. Возникли специализированные школы, лицеи и гимназии - физико-математические, гуманитарные, юридические и другие, в которых углубленное изучение одних предметов происходит за счет поверхностного знакомства с другими. Но деление на «физиков» и «лириков» приводит к потере целостного восприятия мира... Противоречие заострено до предела, экстенсивные методы себя исчерпали. Как быть?
Разрешить противоречие можно только одним способом - ИЗМЕНИТЬ существующую МЕТОДИКУ ОБУЧЕНИЯ, перевести ее на новый качественный уровень.
Концепция структуры интегрированного курса «Опережающая педагогика», разработанного в настоящее время на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Украинской лабораторией педагогики ТРИЗ, построена на том, что объем базовых знаний, лежащий в основе естественных наук и составляющий их костяк, увеличивается значительно медленнее общего объема знаний. Это позволяет разрешить сложившееся противоречие созданием курса «Природоведение», в котором, начиная пока с 5-го класса, изучаются ОСНОВЫ ВСЕХ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. Система общих законов природы рассматривается с позиций функционально-системного подхода как ПОТРЕБНОСТЬ человека в знаниях - чтобы понимать происходящие вокруг него природные процессы и использовать их для выживания и более удобного существования. Так в попытке выяснить причины природных явлений и по мере накопления специализированных знаний из курса «Природоведение» органично рождаются физика (наука о свойствах и строении материи, о формах ее движения и изменения, об общих закономерностях явлений природы), химия (наука о составе, строении, свойствах вещества и их превращениях), биология (совокупность наук о живой природе, о закономерностях органической жизни), география (комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов), экология (наука о взаимоотношениях человека с природой) и другие.
Иными словами, в попытке выяснить причины природного явления учащемуся недостаточно существующих знаний и он вынужден ДОБЫВАТЬ новые, повторяя исторически сложившееся развитие и разделение наук. Функционально-системный подход позволяет естественно ввести в интегрированный курс и гуманитарные, и теоретические науки - как следствие появления потребности человека получить полную картину мира и осознать свое место в нем!
«Опережающая педагогика» ориентирует учащегося в процессе обучения на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование у него КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ. В результате у учащихся формируется интегративное мышление - мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать - на их основе - частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.
Самый общий анализ показывает, что интегрированный курс позволяет существенно разгрузить учебные программы средних и старших классов за счет времени на изложение общих тем в различных предметах, нарушения последовательности в их изложении, структурирования знаний и так далее. По нашим подсчетам, программу изучения естественных наук во II ступени (5-9-е классы) можно пройти за четыре года и частично захватить даже ряд тем 10-11-го классов.
Чтобы обеспечить возможность внедрения такого курса, авторы «Опережающей педагогики» на протяжении более десяти лет отрабатывали содержание самой методики применения функционально-системного подхода в педагогике и методику подготовки учителей, способных использовать ТРИЗ в своих предметах. Сейчас в Украинской лаборатории педагогики ТРИЗ подготовлено несколько учителей, способных, начиная с 5-го класса общеобразовательной школы, вести такой курс. Подготовлен и базовый учебник для учителя - «Основы культуры мышления» (авторы - М.Меерович и Л.Шрагина).
Как отмечал Бэкон, ни руки, ни интеллект без инструмента ничего не могут сделать. Практика нашей работы показала (а за 12 лет проведено более 70 семинаров, на которых методы «Опережающей педагогики» освоило более 1300 слушателей самых разных возрастов - от дошкольников до преподавателей вузов), что ТРИЗ как раз и является для педагогики тем действенным инструментом познания и развития мышления, который решает как проблему подготовки учителя, способного вести такой урок, так и формирование видения целостности мира у учащихся. В целом - в системе! - это позволяет обеспечить успешное внедрение интегрированного обучения в систему образования.
На рынке наиболее ценных в настоящее время информационных технологий Украина может предложить педагогическую методику формирования творческой личности, крайне необходимой во всех сферах производства. И уж как минимум - сохранить десятилетний срок обучения наших детей в школе. Особенно в тот период, когда на его увеличение нет практически никаких средств...