Учительские «байрактары»: где найти средства на учебники

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Учительские «байрактары»: где найти средства на учебники © depositphoto/adistock
Необычная история об обычном школьном учебнике

Первое сентября уже на пороге, а новых учебников для пятиклассников нет. Конкурс провели, учителя проголосовали за книги, которые им нравятся, но средств на печать у государства нет. И мощностей тоже — чего стоит только разрушенный снарядами Харьков, книжная столица страны (подробнее о проблемах с учебниками читайте здесь). 

Старыми учебниками, залежавшимися где-то на полках школьных библиотек, воспользоваться нельзя, потому что с этого учебного года в 5-х классах начинается реформа НУШ. А это означает и новые стандарты образования, и новые программы, и, соответственно, новые учебники. 

Что делать учителям и издательствам вместе с авторами учебников? Классический ответ — ждать. Ждать, пока государство найдет спонсоров и средства, пока запустит печать (а это как минимум еще полгода), пока развезет книги по школам. Но в стране, где люди привыкли не сидеть сложа руки, а своими силами решать проблемы любого масштаба, — от покупки «Байрактаров» до медицинской аптечки — всегда найдутся те, кто не захочет ждать. Кто организует движение и сбор средств на учебники — считайте, что это учительские «байрактары». И я хочу рассказать о таких людях. Это кейс, которым можно гордиться. 

Двое авторов — Анастасия Онатий и Тарас Ткачук — написали учебник по украинскому языку для 5-го класса, ставший одним из победителей Всеукраинского конкурса учебников. Это их первая победа.

Учебник по украинскому языку для 5 классов Анастасии Онатий и Тараса Ткачука
Учебник по украинскому языку для 5 классов Анастасии Онатий и Тараса Ткачука

Оба автора — и учителя, и ученые-филологи. Анастасия преподает в Национальном университете «Киево-Могилянская академия», Тарас — в Винницкой академии беспрерывного образования. Они решили не ждать, а искать возможность напечатать учебник. Сейчас Тарас Ткачук в рядах ВСУ защищает Украину, но часть своей зарплаты перечисляет на печать учебника, который написал до войны. Наверное, это уникальный случай, когда не украинцы донатят армию, а наоборот. «Тарас часть зарплаты передал на генераторы для своей роты, часть — на машины, часть — на печать нашего учебника, — рассказывает Анастасия. — Мы предложили издателю напечатать «народный учебник», на который будем искать средства по всему миру. Он посчитал, сколько на это нужно. Сумма как для обычных людей оказалась огромной». 

Конечно, можно было ограничиться электронной версией книги. И именно так делают сейчас все издательства. Но электронные копии учебников в формате PDF — это не то же самое, что электронный учебник, считает автор. В нем нет ни мультимедийного содержания, ни интерактивных упражнений, это просто текст, выведенный на экран гаджета. И это не единственный минус. 

«Кто-то говорит: зачем эти учебники, если можно все прочитать со смартфонов и планшетов? — говорит Анастасия. — На самом деле не у всех детей есть смартфоны, телефоны и планшеты. Даже у киевских детей, с которыми я работаю, не всегда есть телефоны, с которых можно зайти в Интернет. На уроках я даю много интерактивных заданий, и есть дети, которые просят мой телефон, чтобы выполнить их. А что уже говорить о регионах? И даже если у ребенка есть смартфон, это вредно для здоровья — работать с учебником с маленького экрана. Мы считаем, что сейчас надо сделать все, чтобы дать детям печатный вариант, насколько сможем это обеспечить. Возможно, мы дойдем до этапа электронных учебников, но это будет не сейчас и это отдельная сфера».

Несколько страниц учебника по украинскому языку авторства Анастасии Онатий и Тараса Ткачука
Несколько страниц учебника по украинскому языку авторства Анастасии Онатий и Тараса Ткачука

Сначала Анастасия Онатий и Тарас Ткачук просили поддержку у иностранных доноров. Для этого создали страницу на «Спільнокошті». «Украинцам достаточно сложно делать пожертвования, — объясняет автор учебника. — Они и так постоянно донатят. Нам казалось, что помощь от иностранцев — это более реалистичная история, потому что одно дело собрать 70 тысяч долларов пожертвованиями по 100 долларов, а другое — по 100 гривен». 

Чтобы привлечь как можно больше людей, Анастасия вступала в Фейсбук-группы украинцев за рубежом и размещала там публикации о сборе средств на учебник. «Я каждый вечер писала по 10–15 объявлений, что мы такие и такие, вот наше фото, вот наш учебник, вот здесь мы собираем средства на печать, если у кого-то есть желание, поддержите нас», — вспоминает она. 

Но существенную сумму собрать не удалось. Не каждый согласится перечислить средства незнакомым людям. Одно дело, когда денег просят известные волонтеры или крупный благотворительный фонд с крепкой репутацией, причем просят на необходимые для ВСУ вещи, и совсем другое — два украинских филолога со своим учебником… «Это такая довольно сложная стена… Потому что вы же понимаете, что мы производили впечатление никому не известных людей с улицы. Поэтому суперактивно процесс не пошел. Большей частью нам присылали по 10–20 долларов. Неожиданно приятным был сюрприз от наших американских родственников, которые пожертвовали 2500 долларов и очень помогают нам информационно. Мы не останавливаемся и пишем в разные организации, поддерживающие образование за рубежом. Наш издатель помог сделать рассылку на них через почту издательства, а также обратился к своим иностранным клиентам. А мы со своей стороны попросили всех друзей распространить в зарубежных пабликах публикации о нашем учебнике. Словом, мы еще до сих пор в этом процессе находимся». 

Однако помощь пришла еще и оттуда, откуда не ожидали. Еще в начале конкурсного отбора Анастасия Онатий и Тарас Ткачук создали в Фейсбуке группу для учителей, которые будут преподавать по их учебникам. «Мы хотели видеть своего учителя и понимать, как ему помочь, — объясняет Анастасия. — И я сначала не планировала просить средства на учебник у наших учителей. Мне казалось, что это будет неудобно. Они и так в очень непростых условиях. Попросила только информационную поддержку — распространить призыв на наш зарубежный «Спільнокошт». Но люди откликнулись, начали спрашивать, есть ли реквизиты для того, чтобы украинцы могли перечислить деньги. Мы поняли, что нам доверяют, знают, кто мы и для чего это делаем, хотят поддержать. Это очень ценно».

Авторы посчитали, что печать одного учебника обойдется им в 144 гривны. И сразу насобирали денег на полторы тысячи книг. «Многие учителя считали свой донат в учебниках, — рассказывает Анастасия. — Они писали: «Посылаю средства на три учебника, пусть каким-то малышам будут от меня...» Это было очень трогательно». Донатят не только те, кто будет работать по учебникам Онатий и Ткачука. И даже не всегда филологи. 

Сбор средств идет, но до цели еще далеко. Пока удалось собрать лишь десятую часть суммы. Но авторов и учителей это не пугает. «Полная печать — это наша максимальная цель, — рассказывает Анастасия Онатий. — Но мы прорабатываем также альтернативные варианты, думаем, чем можно пожертвовать, чтобы быстрее доставить материалы ученикам и учителям — напечатать часть учебника, которая нужна на несколько месяцев, или печатать в мягкой обложке, чтобы это было дешевле. Будем действовать в зависимости от ситуации».

Поиск средств на учебники не единственная проблема, которую авторы-волонтеры собрались решить своими силами, не ожидая помощи от государства. Они также стараются квалифицированно поддержать учителей. «Сейчас в стране война, и учителям приходится преподавать в непростых условиях, — объясняет Анастасия. — Кроме того, реформа НУШ — это новое для средней и старшей школы. Учителя немного опасаются ее, потому что у них вопросов больше, чем ответов, и я их прекрасно понимаю. К сожалению, от министерства четких ответов тоже мало. Всех отправляют читать Государственный стандарт. Я пересмотрела много вебинаров для педагогов: большей частью мало конкретики и много воды. Учителя же жаждут настоящих живых рекомендаций: они хотят, чтобы кто-то поделился опытом, показал, как учить компетентностно на практике. Мы этот путь прошли, когда для себя искали ответы, какой учебник должны писать, кто такой наш пятиклассник, каким он должен быть — этот нушевский учебник. Поэтому сейчас хотим поделиться тем, что удалось открыть для себя, чему удалось научиться. И будем это делать дальше. Мы создали группу в Фейсбуке, учителя быстро присоединились к нам. Очень важны две идеи, хочу сделать упор на них. Первая — сформировать культуру обмена, научиться делиться с коллегами, поддерживать друг друга идеями и наработками. Если каждый добавит хотя бы по одному хорошему материалу к уроку, то нужно лишь около сотни учителей, чтобы у всей Украины были прекрасные материалы на весь учебный год. Вместе мы сила, это наше волонтерство. Но это весьма непросто, потому что вообще у учителей привычка делиться не очень развита. Многие продают свои материалы недорого, а вот так, чтобы делиться — с таким сталкиваешься меньше. А вторая идея — мы очень хотим растопить лед обратной связи в образовании и получать от наших учителей честные отзывы, чтобы становиться лучше, потому что все учатся на своих ошибках, это нормальный путь. Когда люди не боятся высказывать свое мнение, не соглашаться с чем-то или наоборот — это и есть развитие. Все учатся. Происходит ценный обмен. Но с этим сначала были проблемы, учителя не очень решительно высказывались. Мне кажется, это постколониальный результат, еще из Советского Союза, где все должно было быть показательно идеально. Поэтому у нас такая огромная проблема имитации в образовании. Я, честно говоря, не верю в реальность изменений, которые идут сверху. А вот изменения, идущие от учителей, — это важно. А для этого они должны быть свободными и верить в себя».

К сожалению, готовя этот материал, я не смогла пообщаться с Тарасом Ткачуком. Но знаю от Анастасии, что он прямо из окопов продолжает поддерживать и защищать свой учебник. Вычитывает материалы, диктует коллеге важные комментарии или работает над упражнениями. Конечно, когда у него есть телефонная связь. Поэтому иногда на одно задание уходит час. Но это стоит усилий, считают оба автора. «Для нас это приоритетный проект, он в какой-то степени как миссия, — объясняет Анастасия. — Потому что нам очень хочется освежить преподавание украинского языка в школе. До сих пор мы оба работали большей частью со старшеклассниками, и к нам они попадали с уже сформированным представлением об украинском языке как о неинтересном, скучном, несовременном, непонятном. Это надо менять. Это наша идентичность и наше будущее».

 

От редакции: 

Поддержать учебник по украинскому языку можно по ссылке

Для иностранных друзей: https://gofund.me/4fe0c567 

PayРal: onatiiav@gmail.com 

Для украинских друзей: 

Банка Монобанка: https://send.monobank.ua/jar/AKEE8RRCEM

Карточка Монобанка: 4441114459009930

Приватбанк: 4149439020809459 

Получатель: Онатий Анастасия Витальевна

Больше статтей Оксаны Онищенко читайте по ссылке.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме