Есть три проблемы, которые могут оставить украинских школьников без учебников

25 мая, 2022, 08:30 Распечатать
Отправить
Отправить

Успеют ли обеспечить всех к первому сентября?

Есть три проблемы, которые могут оставить украинских школьников без учебников
© Getty Images

Недавно Минобразования обнародовало перечень проектов, на которые очень надо найти деньги. И среди них — издание учебников для 5-х и 9-х классов. А средств на это в государственной казне ноль, что и понятно в условиях войны: все пошли на военные потребности.

Читайте также: Россия повредила и разрушила почти две тысячи учебных заведений в Украине

Казалось бы, ну и что, эта проблема касается только пяти- и девятиклассников. Но нет — это важно для всех.

Во-первых, поскольку учебники обновляются один раз в пять лет, то напечатанное этим летом будут учить и те, кто в этом году идет в первый класс, и те, кто станет девятиклассником через пять лет. То есть, так или иначе, это касается всех школьников.

Во-вторых, каждый новый выбор учебников — это шанс что-то изменить и улучшить в образовании. Или, наоборот, ухудшить, если учебники никудышные. Поэтому их отбор и печать сейчас важны.

А для пятиклассников это не просто обновление стареньких потрепанных книг, это создание учебников нового поколения, — ведь реформа «Новая украинская школа» в сентябре докатится до 5-х классов, и это будут первые НУШевские учебники для этого возраста. Плохими учебниками можно и реформу завалить.

И главное, третье, — война лишь подсветила те проблемы, которые у нас были с учебниками до нее. В разные годы при разных министрах то их не успевали вовремя напечатать, то в них была куча ошибок, то антинаучный бред вроде лечения рака содой. И если бы мы не упустили из виду еще в мирное время некоторые важные вещи в системе создания учебников, выполнили все обещания и довели до ума эксперименты и проекты, сейчас ситуация с учебниками могла бы быть лучше. Впрочем, обо всем по порядку.

В чем состоит нынешняя сложность? Проблем три.

Первая — на учебники срочно нужно найти где-то миллиард с лишним гривен. Минобразования уже обратилось ко многим международным организациям за финансовой помощью. Об этом в ответе на наш запрос сообщили в Государственном научном учреждении «Институт модернизации содержания образования» (ИМСО), которое занимается учебниками и подчиняется МОН.

Вторая проблема — надо определиться, какие именно учебники печатать по заказу государства. До сих пор не завершен конкурс, школы еще не выбрали, по каким именно книгам хотят учить. Если бы не война, конкурсный отбор должен был бы завершиться еще в марте, а сейчас Минобразования подготовило новый приказ, которым продлило сроки конкурса. Именно сейчас он продолжается.

Третья проблема — печать. Справятся ли украинские издательства с таким большим заказом в сжатые сроки (поскольку первое сентября не за горами)? Один только разбомбленный Харьков — книжная столица Украины — чего стоит!

Getty Images

В апреле Украинская ассоциация издателей и книгораспространителей обратилась с письмом в Минобразования, в котором сообщила, что издательства понесли большие человеческие и материально-технические потери. «Их нынешнее финансово-экономическое состояние очень тяжелое, и полноценное восстановление их деятельности будет требовать значительного времени, средств и пополнения кадрового персонала», — разъяснили нам ситуацию в ИМСО. В своем запросе в МОН мы поинтересовались, есть ли промышленные мощности для печати учебников. «Промышленные мощности, существующие в Украине, готовы выполнить заказ по печати учебников», — ответили нам в ИМСО. На вопрос, успеют ли напечатать учебники вовремя, ответ мы не получили. Это беспокоит, но и понятно: во время войны делать прогнозы и давать обещания сложно.

Надо также иметь в виду, что печатные книги мы не сможем привезти на оккупированные территории и за границу. Дети, которые учатся оттуда, будут пользоваться электронными версиями. Как и остальные дети, если к первому сентября книг не получат. Кроме того, мы не знаем, какой будет ситуация в разных регионах в следующие месяцы и как будут мигрировать семьи-переселенцы по стране. Разные школы могут выбрать разные учебники.

И я все чаще слышу от экспертов и родителей предложение: зачем тратить сумасшедшие государственные средства на макулатуру, лучше сейчас сделать качественные электронные учебники для 5-х и 9-х классов и не печатать наспех бумажные.

«Нет проблем, на сайте ИМСО и вообще в Интернете можно найти все электронные учебники», — скажет кто-то. На самом деле это не электронные учебники, а их бледная копия в PDF-файлах. Читаем матчасть — Положение об электронном учебнике, принятое еще в 2018 году. Там сказано, что электронный учебник — это, собственно, компьютерная программа, он должен быть интерактивным, содержать разный медиа-контент — видео, аудио, объекты анимации, виртуальной реальности и т.п. Чтобы учитель мог отслеживать прогресс каждого ученика, видеть, сколько времени он выполнял задание, чтобы была возможность делать закладку — вот здесь ребенок остановился, когда изучал материал. Все это уже есть, но платно (за исключением Всеукраинской школы онлайн) — на разных платформах, в языковых школах. Почему бы не сделать это систематизировано и бесплатно для всех школьников?

В таких электронных учебниках есть и другие плюсы. Они понадобятся для будущего дистанционного обучения. Их легче обновлять, легче вносить в них правки, — для этого не надо ждать пять лет или заклеивать неправильную информацию. Учителя смогут свободно выбирать и менять учебники, — их не надо заказывать через управление образования. Родители всегда жаловались на тяжелые портфели, — с одним электронным учебником будет легче.

Но есть и минусы. Для того чтобы пользоваться таким учебником, нужно иметь хоть какие-то гаджеты. Нам их не хватало для дистанционки, а для учебников — и подавно. Но в школе на уроках учитель может распечатывать нужные задания или выводить проектором страницы учебника на большой экран (если он есть, конечно).

Еще один минус: учителям нужно будет отслеживать нагрузку во время урока, чтобы работа с учебником чередовалась с работой в тетради, потому что просидеть весь школьный день перед экраном — не очень хорошо для здоровья. Но им будет легче готовиться к занятиям: все есть в учебнике.

Еще один минус — низкие шансы на реализацию идеи. Потому что создать современный электронный учебник в Украине пытаются еще с 2018 года. Тогда начинался Всеукраинский эксперимент «Электронный учебник для общего среднего образования». Он должен был завершиться в августе 2021 года отчетом, но провалился.

В 2021-м были комитетские слушания о качестве учебников и учебных пособий для Новой украинской школы. По результатам этих слушаний, как и полагается, вырабатывались даже рекомендации — обеспечить учителей и учеников учебно-методическим комплектом: бумажный учебник+электронное интерактивное приложение+методическое сопровождение. И где это все? Я расспрашивала знакомых чиновников и директоров школ, — никто из них еще не видел этих роскошных разработок. В то же время неравнодушные учителя и родители сами находят интерактивные приложения, оплачивая их из собственных карманов.

А еще — покупают иностранные учебники по английскому, потому что отечественные, на которые потрачены сумасшедшие государственные средства, не выдерживают критики. Они лежат пачками в школьных библиотеках и покрываются пылью. А это, между прочим, выброшенные на ветер деньги.

Сейчас, готовясь к новому учебному году, надо думать не только о настоящем, но и о будущем страны. И без качественного образования, а следовательно, и качественных учебников, оно невозможно. Не можем напечатать бумажные учебники — сделаем качественные электронные.

Да, у нашей страны сейчас сложное время, но экстремальные обстоятельства являются также окном для реализации принципиально новых решений, которыми нужно воспользоваться.

Больше статей Оксаны Онищенко читайте по ссылке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК