Когда говорят, что школа — окно в мир, вероятно, подразумевают мир знаний. Хмельницкая общеобразовательная школа №1 воплощает это высказывание не только в переносном, но и в прямом смысле слова, становясь для своих воспитанников не только окном, но и широкой дверью в большой мир. Они уходят из нее не только после 11-го класса, а, бывает, и раньше. Правда, ненадолго — на год или два, выезжая на обучение в Соединенные Штаты Америки после победы во всеукраинском конкурсе на лучшее знание английского языка. По результатам этого конкурса ежегодно учатся в Америке 15 украинских школьников, и среди них, как правило, есть кто-то из 1-й хмельницкой школы.
Впрочем, чтобы овладеть разговорным английским в его американском варианте, воспитанникам первой школы не нужно лететь в Штаты. Вот уже почти десять лет в школе работают американские учителя: педагоги из Модесто, американского города-побратима Хмельницкого, или добровольцы из Корпуса Мира. Полгода или год, проведенные ими в Хмельницком, остаются и в их памяти, и в памяти хмельницких школьников, и в истории самой школы. И все же это очень кратковременное общение. Особенно если сравнить его со «стажем» в Хмельницкой школе №1 Джима Заричного.
Американец, Джим все же рос украинцем по духу: его родители родом с Хмельнитчины. Прожив насыщенную событиями жизнь, американский потомок подолян не смог преодолеть в себе тягу к земле предков. В 60-х годах вместе с матерью он побывал на ее родине. Этого оказалось мало. Выйдя на пенсию, Джим не отказался от мысли глубже познакомиться с далекой Украиной. В 1991-м, когда она провозгласила независимость, узнал, что может не просто приехать сюда как турист, но и пожить здесь. Уже находясь в Украине, нашел возможность глубже погрузиться в жизнь, традиции, психологию людей.
Идея стать учителем в школе того края, откуда родом родители, так увлекла Джима, что он не мешкая попросился на прием к начальнику Хмельницкого областного управления народного образования и уже пять лет учительствует в Хмельницкой школе №1.
— Джим, совпали ли ваши представления об Украине с тем, что вы здесь увидели?
— Туристы, побывав в какой-либо стране две-три недели, почему-то считают, что они все увидели и все знают. Однако здесь нужно пожить дольше, чтобы хоть что-то понять. Поэтому я, приехав в Украину ненадолго, решил здесь задержаться. Вскоре я все же собираюсь уезжать, но проведенные здесь годы произвели на меня неизгладимое впечатление. Во-первых, я общался преимущественно с детьми, а ничто так ярко не раскрывает страну, как дети. Во-вторых, я был вольнонаемным учителем — купил себе квартиру в Хмельницком, получал зарплату, как мои украинские коллеги. Должен сказать, что в Америке я не преподавал, а был университетским программистом, и поэтому здесь у меня было 6 часов в неделю, а не 21, как у местных педагогов. Естественно, что мне, как начинающему педагогу, платили меньше, чем им. Но и им, скажу откровенно, платят мало. Хотя, насколько я могу судить, уровень преподавателей здесь очень высокий.
— Не возникает ли у вас ощущение дискомфорта от того, что вы и дети, которых вы учите, выросли в разных условиях и, возможно, не всегда можете понять друг друга?
— Я преподаю страноведение — предмет, которого, насколько я знаю, в других школах нет. Ученики попросили меня вести уроки только на английском языке, что я и делаю. Поскольку никаких обязательных программ по этому курсу нет, я разработал собственный курс лекций, который обещают издать отдельным учебником. Первый час я рассказываю детям об американской истории — чтобы они поняли американцев как людей, поняли национальный характер этого народа. А второй час полностью посвящаю ответам на вопросы. Мы говорили обо всем, что интересовало детей, — о городах, науке, искусстве, спорте...
Со мной в этой школе работали и другие учителя из Америки. Например, Сара Ловес. С ней дети сделали вообще удивительную вещь: написали пьесу по повести Гоголя «Вий» и поставили ее. Оказывается, у них такие актерские таланты! Я уж не говорю о том, как же нужно было владеть английским!
В нашем с Джимом разговоре участвовала классный руководитель 10-го класса, преподаватель английского языка Ирина Федорова. В рамках обмена учителями она побывала в США и имеет возможность сравнивать методику учителей разных стран.
«Разумеется, сразу же замечаешь различия между нашими школами, — говорит г-жа Федорова. — Прежде всего следует отметить, что там созданы условия для развития любой личности. Кроме обычных и привилегированных существуют так называемые альтернативные школы: там учатся дети, не вписывающиеся даже в очень демократичные американские стандарты, — беременные девочки, представители сексуальных меньшинств, наркоманы и т.п. Классов в нашем понимании — с первого до выпускного, один и тот же коллектив — там тоже нет. Они «берут классы» — истории, литературы и т.д. — и это бывают большие потоки от одной до полторы сотни человек. У них так и говорят: «Я с ним изучаю математику» или «Мы играем в одной футбольной команде».
Классные комнаты могут быть разными. Например, без окон (есть искусственное освещение, кондиционер). Урок — 50—55 минут, 5—10 минут перерыв, большой перерыв на ланч — час-полтора. Уроки продолжаются до 15—16 часов, затем спортивные занятия. Бытует не вполне правильное мнение, что в тамошних школах нет домашних заданий. В старших классах их широко практикуют — к указанному сроку необходимо выполнить определенную письменную работу. На уроках в украинских школах принята классная или индивидуальная работа, у них — групповая.
Сами же учителя приезжают к нам достаточно подготовленными. Благодаря Интернету они многое знают об Украине. А главное — приезжают со свежим взглядом. И работают не ради денег, а из интереса. Мы сегодня столь поглощены заботами, необходимостью выжить, что иногда — чего греха таить — превращаемся просто в преподавателей своего предмета. Тем более что мы все же — продукт еще советской педагогики.
Каждый американский учитель — индивидуальность, нацеленная на работу с индивидуальностями. Они понимают, что дети это дети, и умеют быть с ними на равных, раскрывать способности каждого. Пьеса, поставленная Сарой, не просто продемонстрировала актерские способности ее воспитанников, но и вселила в них уверенность в себе, поскольку признание они получили на международном, можно сказать, уровне. А Джим, получая где-то с полсотни гривен зарплаты, грустил только по одному поводу — что не успевает передать школьникам все свои знания. И самое главное, что дает ученикам присутствие в школе американских учителей, — это общение с носителями живого языка, иной культуры».
Директор школы Тамара Попович убеждена, что педагоги из Америки приносят в школу потребность постоянного самосовершенствования. Большие дипломаты («Это ваши внутренние проблемы»), они все же очень непохожи друг на друга, но каждый из них — личность. Дети давно перестали воспринимать американского учителя как что-то диковинное —в течение этих лет их работало аж семь. Но интерес к их урокам не проходит. Американцы легко вписываются в нашу учебную систему, в коллектив. Одна из американок встретила здесь и свою судьбу: «лав стори» Пемелы Лилджиблад с хмельницким инженером, завершившуюся свадебным «хеппи эндом», воспринимают в школе вовсе не как легенду, а как живое подтверждение тезиса, что все мы — люди и ничто человеческое нам не чуждо. А еще как свидетельство того, что мир все же тесен и жить в нем интереснее и просторнее с широко распахнутыми окнами: тогда и дышится легче, и видится дальше, и открываются новые горизонты.