ВНО приближается, и совсем скоро начнется регистрация на тестирование. Почти все старшеклассники давно начали подготовку. Перед Новым годом мне пришлось искать репетитора для сына знакомых. Это была сложная задача, потому что у хороших частных педагогов места забиты еще летом.
Мы так привыкли к репетиторству, что уже и не замечаем: у нас в стране фактически существуют две параллельные системы образования — официальная и неофициальная. Первую всячески ругают и критикуют — учителя немотивированные, дети учиться не хотят, родители неблагодарные, качество плохое… А во второй волшебным образом все складывается наоборот — все всё хотят и могут. Дочь моих знакомых спала на уроках истории в школе, но искренне полюбила ее, попав к хорошему репетитору. Почему так? Зачем нам это распределение на два параллельных мира?
«Я занимаюсь репетиторством дистанционно, и сейчас у меня два ученика из США, из семей украинских эмигрантов, — рассказывает учительница математики пани Елена. — У них там вообще нет репетиторства как такового. Кто не успевает в науках — идет после школы в слесари (а слесари там зарабатывают очень прилично). Если бы у нас не брали в университеты почти всех выпускников школ, на репетиторство спрос был бы ниже. Я постоянно покупаю овощи на базаре у одной и той же тетушки. И всегда быстро считаю стоимость и сдачу, а она удивляется, как мне это удается. «Потому что я — учительница математики», — говорю. А она: «Ну и я экономист с высшим образованием». То есть экономист, который не умеет считать и не работает по специальности, понимаете?».
Но просто сразу взять и отменить репетиторство невозможно, даже если вся страна в едином порыве решит сделать это с завтрашнего дня. Потому что наша официальная система образования без репетиторства не выдержит. В школе есть проблемы, которые не решаются и не решатся в ближайшее время. Вот некоторые из них.
Кадровый голод
Учителей не хватает, и особого выбора у школ нет. Это значит, что держатся едва ли не за каждого педагога, — даже в Киеве перед началом учебного года было полторы тысячи вакансий. Как мне рассказали несколько директоров школ, у них есть учителя, на которых жалуются родители и ученики. Жалуются из-за того, что те унижают детей, не дают качественных знаний. Но учителей этих не увольняют, поскольку некому отдать их уроки. Вот и терпят дети и родители. Кому очень надо знать предмет — идут к репетиторам, другие просто делают вид, что учатся.
Так же проблематично бывает заменить заболевшего педагога. «Нет учителя географии, — рассказывает знакомая мама школьника. — У детей постоянные замены уроков, причем не предметниками. Дети балуются, не хотят учиться, им неинтересно. Семестровую оценку всем выставят за рефераты (или «проекты»), причем будут принимать только написанные от руки. Ну, то есть нам придется или все объяснять ребенку, а потом контролировать, как он пишет этот реферат, или сесть и написать самим. Считаю, второе — нечестно, а первое — ненормально, потому что у меня есть своя работа. А вечером хочу почитать книгу, пообщаться с детьми (не о географии, а о них), отдохнуть, в конце концов. Почему я должна выполнять обязанности школы? Хоть бери репетитора. Причем не только по географии, такой бардак и по другим предметам».
«Тут — другая сторона медали, — считает пани Елена. — Нанимая репетитора, родители снимают со своего ребенка ответственность за обучение. Зачем ему думать, искать информацию, пытаться выполнить задание? Вот придет тетя-репетитор и все разжует».
«А вы объясняйте на уроках нормально, чтобы ребенок смог самостоятельно выполнить домашние задания», — отбиваются от обвинений родители. — И чтобы объемы этих заданий были адекватными».
Репетитор заинтересован учить качественно, потому что знает, что отвечает за результат своей репутацией. А вот репутация школы не сильно зависит от результатов обучения. Это, скорее, репутация слухов, потому что качество украинского образования невозможно объективно и надежно измерить. Министры образования меняются, в нашей стране до сих пор нет системы образовательного мониторинга, которая помогала бы накапливать базы данных и сравнивать их. И получается, что сейчас у нас единственный показатель качества школ — результаты ВНО. Но какой здесь вклад школы, а какой — репетиторов, понять сложно. Да и неизвестно, насколько хорошо знают ученики другие предметы, по которым не сдают ВНО. Кроме того учтите, что подготовка к тестированию — это все же чуточку другое, чем изучение наук. Это натаскивание на тесты. Хорошие учителя и репетиторы знают, как это делать.
Организация обучения
Несмотря на все обещания реформировать что-то в школе, бешеный темп и загрузки учеников остаются неизменными. «У меня сейчас около 20 учеников на частном обучении. И становится очевидно: их учителям абсолютно фиолетово, что дети не овладели материалом. Главное — вложиться во время. Детей нагружают информацией, которую они не понимают», — рассказывает репетитор пани Мария.
Вы знаете, что в нашей старшей школе изучают около 20 обязательных учебных предметов? Этим можно овладеть? Вот и получается винегрет, — учат всему понемногу и ничему глубоко. Ребенок просто физически не в состоянии после семи-восьми уроков в школе качественно сделать домашку по восьми предметам.
Я часто слышу от учителей жалобы на бессистемность программ, нарушение в них логики, на то, что иногда оттуда выпадают важные вещи, что темы мчатся галопом и нет времени что-либо отработать. А если ученик где-то чего-то не понял, заболел, не успел наверстать — все, дальше проблема нарастает, словно снежный ком. И куда пойдут родители в таком случае? Правильно, к репетитору. Он не спеша разложит все по полочкам по своей, не испорченной «экспертами-реформаторами» программе.
А что мешает учителю задержаться после уроков и все объяснить ученикам? Да хотя бы то, что за такой овертайм ему никто не заплатит. Основа учительской зарплаты — это плата за количество проведенных уроков. И если мы хотим мотивированного педагога, власти надо было бы не просто повышать зарплату учителя, а реформировать ее. Такие предложения уже были. Предлагалось, чтобы учитель получал зарплату не за количество уроков, а за рабочий день. Тогда сюда входили бы и педсоветы, и подготовка к урокам, и индивидуальные консультации. Но сами учителя вместе со своими профсоюзами не поддержали такие изменения. И это отдельная печальная история.
Но вернемся к организации обучения. Учителя-профессионалы видят недостатки учебников или программ и тихо исправляют их. «Когда я закрываю двери класса, я сам себе хозяин», — говорят они. Но есть много таких, кто не видит проблем из-за неопытности или непрофессионализма. Или кому легче купить готовые разработки уроков (часто не лучшего качества) и штамповать по ним уроки, ни о чем не задумываясь. Есть откровенные: образовательная система у нас довольно консервативная и крылатых, сильных, самостоятельных учителей она вытесняет. Я знаю очень мало директоров, которые собирают их и поддерживают в своей школе именно профессионалов, а не удобных и послушных.
А вот что рассказывает молодой талантливый репетитор Мария Гуреш, ушедшая из государственной школы, потому что там ей «давали по рукам» (теперь работает учительницей в альтернативных частных школах и занимается репетиторством): «Что мне невероятно нравится в частном уроке — так это его начало. Мы собираемся довольно шумной группой, рассаживаемся с чаем и какао перед ноутбуками… А потом все ждут, пока я наберу воздух в легкие и выдам: «Ну, давайте, хвалитесь». Часто за этим идет сеанс повышения самооценки — здесь и контрольная по истории на 11, кто-то на шпагат сел, кто-то крутой рисунок нарисовал, кто-то что-то слепил. Все изделия стоят наготове около экранов, нам их сразу демонстрируют. После каждой хорошей новости идет волна лайков, сердечек и танцующих пингвинов. Тишина. «Окей, теперь жалуйтесь», — говорю. Здесь прорывает. Дети выплескивают все, что у них накопилось. И жалобы на учителей, и злостное фырканье на директора, и стон уровня «Дніпра широкого» о количестве домашки и тому подобное. Ну и все, в принципе. На все про все пошло минут пять, они выплеснули эмоции и теперь готовы работать. Но мне кажется, что это все очень по-человечески. Они встречаются раз в неделю, но чудесно знают друг друга по имени, живо обсуждают жизнь друг друга. Они не ограничены рамками школы, они знают, что здесь есть только я, а что я им сделаю? Оценку плохую влеплю? Они пришли поучиться в дружелюбной атмосфере».
Знаю родителей, нанимающих своим детям репетитора едва ли не с начальной школы, чтобы тот не только нормально объяснил учебный материал, но и возродил у ребенка веру в себя и подтвердил, что тот — не дебил. А еще — принял вместе с его розовым волосами, неудобными вопросами и прибамбасами. Я не идеализирую репетиторов, они тоже разные. И понимаю, что школьному учителю сложно бывает учесть индивидуальные особенности каждого ученика, если у него три класса по 30 человек. Но общие тенденции такие.
Школьные схематозы
К сожалению, некоторые учителя «стимулируют» своих учеников, чтобы те ходили к ним на репетиторство. Не пойдешь — у тебя будут проблемы. Причем иногда такое репетиторство халтурное: на одном занятии после уроков учителя собирают по три-четыре ученика. Помещение, техника, свет — все казенное, а бизнес — свой.
Что имеем в итоге? Я понимаю, что как бы мы здесь ни размышляли о том, нужно нам репетиторство или нет, оно никуда не денется. Потому что это — костыли, на которых держится наша образовательная система.
В официальную систему образования вкладываются государственные деньги (родительские) и гранты (НУШ — яркий пример), а репетиторство содержится исключительно за счет родительских карманов. Получается, родители за образование детей платят дважды: своими налогами, из которых финансируются школы, и репетитору. Разве это нормально? Зачем нам целых две системы образования? Может, следует поднимать и развивать одну? А если и оставить репетиторство, то, скорее, как частные случаи, а не распространенную практику.
Больше статей Оксаны Онищенко читайте по ссылке.