ТЕСТ НА ВЫЖИВАНИЕ: ПРАГМАТИКИ НАЧИНАЮТ И…

29 ноября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 46, 29 ноября-6 декабря 2002г.
Отправить
Отправить

Отношение нашего государства к образованию очень точно характеризует гоголевское выражение: «Страшное царство слов вместо дел»...

Борис Жебровский

Отношение нашего государства к образованию очень точно характеризует гоголевское выражение: «Страшное царство слов вместо дел». Постоянно со всех трибун только и слышим о приоритетности и важности отрасли, но действия власть имущих убеждают в прямо противоположном. Последний пример — если бюджет Минобразования и науки на этот год исчисляется мизерными 2 млрд. 263 млн. грн., то на следующий предусмотрено еще на 50 млн. меньше…

Как выжить в таких экстремальных условиях? Реально ли сохранить позитивные наработки последних лет? С обсуждения этих актуальных вопросов и началась беседа корреспондента «ЗН» с начальником Главного управления образования и науки г.Киева Борисом ЖЕБРОВСКИМ.

— Не так давно министр образования и науки Украины Василий Кремень заявил, что госбюджет-2003, по существу, «консервирует образование». Значит, отрасли грозит застой и откат назад?

— Слово «консервирует» в данном случае имеет два подтекста. Первый — вернуть образованию консервативность, ибо на прогресс, на развитие просто нет необходимых средств. Это плохо. Ведь когда поезд набирает ход, а потом резко тормозит, сидящие впереди — сторонники реформ — могут, образно говоря, расшибить лоб. Они будут требовать продолжения движения, а это — неизбежный конфликт, непонимание. Есть и другое значение слова «законсервировать». Объект консервируют, когда нет денег на продолжение строительства. Это сосем плохо, так как недостроенное здание рано или поздно начнет разваливаться.

— После сказанного вами напрашивается лишь сакраментальное: что же делать?

— Надо быть реалистами и прагматиками. Да, можно пикетировать различные административные здания и выражать свой протест, вести пятнадцатиминутные уроки вместо сорокапятиминуток и т. д. Но что это даст и кто от этого выиграет?.. Нам действительно придется приостановиться, следовательно, нужно выработать несколько иную тактику движения, учитывающую сложившуюся ситуацию. (Стратегия, естественно, должна остаться прежней, она определена Национальной доктриной развития образования.) Сегодня все усилия нужно направить на поиск неординарных путей, помогающих сохранить недостроенное (или недоперестроенное) здание новой школы. Даже мы, киевляне, настраиваем себя на это.

— Значит, первым делом нужно определиться с приоритетами.

— Безусловно. На всем фронте поступательного движения уже не получится, следовательно, пришло время вычленить главные задачи. И формируя городской бюджет, мы как раз и стараемся сосредоточиться на самом важном, без чего и впрямь остановимся.

— Ну и что же, по мнению Главного управления образования и науки г. Киева, является самым важным?

— Во-первых, нужны совершенно иные система и механизмы финансирования образования и ответственность за выделенные средства. У нас в консервативном образовании самое консервативное направление — экономика и финансы. Они остались старыми.

Мы очень внимательно изучили европейский опыт, касающийся финансирования образования, роли директора школы, его ответственности. Вывод однозначен: отвечать за все происходящее в учебном заведении среднего звена должен его руководитель.

— Если не ошибаюсь, речь идет, в частности, о таллиннской модели: определяется годовая стоимость затрат на одного ученика, полученная сумма умножается на количество учащихся, и все эти деньги выделяются непосредственно на школу. Таким образом директор становится распорядителем средств.

— Мы проанализировали опыт и Таллинна, и Риги, и более устоявшиеся системы Копенгагена и Амстердама. Конечно, на все сто процентов экстраполировать их системы на нашу почву нельзя: там в целом по-иному руководят отраслью. Но мы уже в этом учебном году хотим в одном из районов Киева отработать новую модель. Она предусматривает расчет средств на одного ученика, открытие в банке счета школы и новую ответственность директора.

Для того чтобы европейская модель финансирования успешно заработала у нас, необходимо советоваться с банкирами, финансистами, экономистами. Нужно использовать опыт тех, кто достиг успехов в производственной и банковской деятельности. Мы же в этом отношении совершенно безграмотны. Пришло время овладеть хотя бы азами рыночных отношений. Ведь образование сегодня — продукт рынка, а наши финансисты, увы, к этому не готовы. Посему будем искать нестандартные пути экономии и рационального расходования «просвещенских» средств.

Надо проявлять большую бережливость. Основным качеством руководителя должна стать рачительность. Нам немало давали и всем казалось, что так будет вечно.

— То есть должны произойти и определенные изменения, касающиеся сферы управления образованием, не так ли?

— Именно. Жесткая централизация в нынешних условиях только вредит. Следовательно, и в этом плане требуется переориентация на большую ответственность руководства на местах. Из центральных кабинетов сегодня конкретную школу не спасешь — ее спасет только ее коллектив, родители и дети, которые там учатся. Для того же, чтобы директор школы был по-настоящему ответственен за все происходящее в стенах учебного заведения, нужно разработать четкие правила игры. Начиная с того, где мы берем директора, как его готовим, чему учим, на каких условиях составляем контракт. Во всем мире директор школы — это, как правило, человек, выигравший конкурс и работающий по контракту. С одной стороны, имеющий свободу действий, с другой — обремененный большой ответственностью.

Район, город, область, министерство тоже обязаны поменять стиль руководства. Иначе инициативного директора легко задавить — своими непрофессиональными проверками, «надуванием щек» и т.д. Руководство образованием в целом должно стать стимулирующим.

— Но чем же сегодня, в столь жестких материальных условиях, можно стимулировать директора или учителя?

— Согласен, материально — не очень. Хотя это вопрос из вопросов. Кстати, в Киеве, по решению мэра, директорам доплачивают 50% надбавки. Плохо другое — мы сравняли директора, работающего много лет и добившегося успехов, новичка, пока еще ничего не сделавшего, и того, кто много лет вообще ничего не делал. Так не может быть, нужна категорийность, аттестация и многое другое, что у нас пока не отработано. Нет стройной системы стимулов и в районном звене — как ни работай, сойдет, только не допускай серьезных финансовых нарушений. Подобная практика тоже нонсенс.

— Борис Михайлович, но ведь очень многие руководители попросту устали, разуверились, не видят смысла трудиться «с огоньком»…

— Что ж, надо их поблагодарить и предложить другую работу. На данном этапе, увы, нужно действовать только так. Другое дело учитель. Тут не уволишь — заменить некому. Но если мы не будем наращивать педагогам зарплату, если они не будут видеть, что государство думает о них, нам будет очень трудно сохранить что-либо в образовании.

Довести зарплату учителя до уровня средней по промышленности – скорее всего, утопия. (Хотя если снизить среднюю по промышленности…) На данном этапе надо требовать и добиваться ее соответствия прожиточному минимуму. Ведь, честное слово, перед всем миром стыдно…

— Мне кажется, к разряду первоочередных относится и проблема материально-технической базы школ.

— Да, нам не хватает учебного оборудования для уроков химии, физики, биологии и т. д. Но самое страшное, что мы на последних местах в Европе по уровню информатизации учебного процесса.

— Но ведь в Киеве еще два с половиной года назад были серьезные предпосылки для стопроцентного решения данного вопроса. Более того, появилась программа «Каждой киевской школе — Интернет».

— Да, теперь в каждой киевской школе есть современный компьютерный класс, 80% подключены к Интернету и через месяц-другой мы полностью завершим эту работу. Но если посчитать количество компьютеров и учеников, то получится, что за одним школьным ПК работает 60 — 70 киевских ребят. А скажем, в той же Дании на один компьютер приходится шесть школьников, в Голландии — семь. То есть мы обеспечиваем преподавание основ информатики, но не больше. А программное обеспечение? Вот здесь надо двигаться значительно быстрее.

Ликвидация компьютерной безграмотности учителей, создание электронных учебников, дистанционное обучение — по всем этим направлениям мы делаем больше, чем вчера, но мало для того, чтобы успеть в завтра. По существу, в нынешнем году министерство денег на компьютеризацию не получило. На следующий год компьютеризацию школ предполагают переложить на плечи местных бюджетов. А ведь даже киевляне ее полностью не потянут.

— Есть еще одна наука, требующая колоссального внимания и кардинального изменения отношения к ней, — биология…

— Недавно на заседании коллегии Главного управления образования и науки г. Киева мы рассмотрели вопрос о преподавании этой дисциплины. В разговоре приняли участие ведущие ученые страны, лучшие учителя-практики, авторы учебников. Мы наметили ряд шагов, которые должны привлечь внимание всех к этой важнейшей в наступившем веке науке.

— То есть планируете, в частности, выйти с определенной инициативой на министерство по поводу изменения содержания учебников по биологии?

— Безусловно. Ведь уже с шестого класса интерес к этой науке попросту убивается. Именно учебники по биологии лидируют, по отзывам родителей и учеников, в рейтинге худших школьных пособий.

— Наверняка вы со мной согласитесь, что, какой бы сложной, с финансовой точки зрения, не была ситуация, одним из приоритетов по определению не может не быть здоровье подрастающего поколения. Как быть с ним в условиях предстоящего дефицита средств?

— Сколько бы мы ни говорили о третьем уроке физкультуры, посмотрим правде в глаза: у нас нет сил на качественное проведение и двух уроков в неделю. В Киеве на первом месте по дефициту педагогических кадров стоят именно учителя физкультуры. Кстати, мы все привыкли, что в школе есть хотя бы один мужчина — «физкультурник». Сегодня же 60% физруков — женщины.

Даже нам, киевлянам, стыдно за состояние наших спортплощадок. Мы можем очень многое показать зарубежным гостям, у нас больше ста школ, вызывающих восхищение у всех, кто бывает в столице Украины. Но вот что касается спортзалов и, тем более, спортплощадок…

— Два года назад Главное управление образования г. Киева завершило реализацию трехлетней программы «Пути реформирования образования в г. Киеве». Сегодня воплощается в жизнь рассчитанная на пять лет программа «Столичное образование». Как вы думаете, сильно затормозят эту работу финансовые трудности следующего года?

— Данный вопрос меня сейчас беспокоит больше всего. Понятно, полностью финансирование под программу не получим, но мы предусмотрели такой вариант. Просто какие-то вещи сдвинем во времени. Например, касающиеся улучшения материальной базы. Все остальное — научные, методологические, организационные, управленческие и т.п. вопросы будем выполнять.

На первом месте у нас останется проблема учителя. В этом году удалось реорганизовать Межрегиональный институт усовершенствования учителей в Киевский городской педагогический университет. Уже есть первые 160 студентов, созданы центры, которых нет нигде в Украине. Например, центр мониторинга качества среднего образования, центр практической психологии и социологии. Наша беда в том, что, принимая те или иные решения, мы якобы, то есть формально, советуемся с учителями. Дабы советоваться по-настоящему, планируем любое серьезное решение «прокатывать» через научно обоснованные социологические исследования. Вообще убежден: этот университет не только количественно решит проблему столичных педагогических кадров. Мы очень рассчитываем на качественное улучшение подготовки будущих педагогов.

— Что еще из заложенного в «Столичном образовании» удалось воплотить в жизнь?

— В нынешнем году продолжаем реализацию проекта «Киевский учебник». Издали пособие «Сходинки до інформатики» для 1, 2, 3 и 4-го классов с CD-ROMами и рабочими тетрадями. Выпустили концептуально новый учебник по английскому языку для второго класса. Сегодня со всей Украины приходят на него заявки.

На днях выходит еще один уникальный учебник на английском языке по страноведению. Поскольку это пособие столичное, мы назвали его «Диалог столиц». В нем рассказывается о главных городах стран —ч ленов Евросоюза и государств-соседей. Так как учебник очень красочный, информационно насыщенный, думаю, он будет популярен не только в Киеве. По крайней мере, мои коллеги по Международному педагогическому клубу европейских столиц уже сделали заявки на его приобретение. Кстати, на издательскую деятельность (как, впрочем, и на информатизацию) в бюджете на следующий год деньги запланированы.

— Уже знаете, каким будет следующий учебник «made in Kiev»?

— Наверное, по биологии. Ведь ни для кого не секрет, что и биотехнологии, и биоэнергетика в ближайшие годы станут специальностями номер один.

— Давайте немного поговорим о знаменитом столичном ноу-хау — киевских «треугольниках». Насколько безоблачен процесс становления государственно-общественной модели управления школой?

— Конечно, не безоблачен. И прежде всего потому, что практически ежегодно его приходится по-новому «рисовать». Более-менее стабильна только одна его сторона — учительская, дети и родители перманентно меняются. Приходит новое поколение лидеров, ничего не умеющих делать. Для них мы специально создали в нашем Дворце творчества школу управленческого мастерства — ШУМ, сохранили практику выездных семинаров в «Артек», в Карпаты. Сегодняшние лидеры — восьмиклассники-девятиклассники — такие, знаете, «горящие» и очень ответственные.

Раз в месяц, в первый понедельник, в 16.00 мы встречаемся у меня с городским советом старшеклассников. Рассказываем друг другу, что было интересного за прошедший месяц, и обсуждаем планы на следующий. При этом меняется спикер, идет постоянная ротация председательствующих в совете.

Сложнее с родительскими объединениями. Хотя есть районы, где родительские объединения очень сильны. Их теперь не надо «подстегивать», уже есть определенный опыт. К слову, в этом году пришли работать методистами к нам в школы, в райуправления, во дворцы творчества ребята, с которыми мы в 1998 г. и начинали «треугольники».

Главное же, что в сознании директоров, учеников и родителей внедряется мысль: единственная фигура, способная удержать школу, — треугольник. Причем треугольник равносторонний. У нас эту фигуру всегда рассматривали как пирамиду и пытались влезть на ее вершину. Никаких вершин! Все равны. Радует, что все больше руководителей это понимают.

— В свое время вы издали приказ о партнерстве всех киевских школ с сельскими учебными заведениями среднего звена. Развиваются ли эти связи сегодня?

— Здесь обратного хода нет. И не потому, что мы привыкли исполнять приказы. Это партнерство стало органичным звеном в деятельности практически каждой столичной школы. Ежегодно, в октябре, мы собираем информацию от директоров о том, что сделано. Есть, конечно, случаи (и не один), когда подобные отчеты — пустая формальность. Но поскольку всестороннее развитие и углубление такого партнерства — наша принципиальная позиция, директоров-формалистов я приглашаю к себе на профилактическую беседу, после которой их отношение к данному вопросу кардинально меняется.

— С 1999 г. вы возглавляете Международный педагогический клуб европейских столиц. В прошлом году его заседание проходило в Москве и продемонстрировало завидный интерес и ваших коллег, и журналистов к сути происходящих в украинском образовании реформ. Где состоялась последняя встреча? Какие вопросы обсуждались на ней?

— Четвертая встреча состоялась в апреле 2002-го в Анкаре (Турция). Она была интересна прежде всего тем, что проходила в стране с несколько иными традициями и менталитетом, структурой управления образованием. Хозяева создали нам прекрасные условия для ознакомления со своей системой образования. У турков есть великолепные наработки, особенно касающиеся частных школ. Нам есть чему у них поучиться. Ведь если государство не может содержать образование, оно не должно мешать людям, которые хотят и могут это делать. Сегодня с турецкого бизнесмена, вкладывающего деньги в школы или университеты, не просто не взимают налоги, но способствуют его основному бизнесу.

— Напоследок мне бы хотелось вернуться к кадровому вопросу. А конкретнее, к проблеме дефицита учителей. В прошлом году вы говорили, что за 2000/2001 учебный год из киевских школ уволилось около двух тысяч педагогов. Изменилась ли с тех пор ситуация к лучшему?

— Увы, практически нет. Отток продолжается, но нам удалось его несколько уравновесить притоком. В этом году мы подписали соглашение с ректорами Национального университета им.М.Драгоманова и Киевского лингвистического университета, где определены новые правила сотрудничества. Это — несколько иные условия приема, подготовки и выпуска киевлян, ответственности университетов за приход специалистов в школу. Результат таков: если в прошлом году в столичные с/ш пришли 30% тех, кого направили на работу, то в этом — уже 50%. Мы сейчас привлекаем к работе студентов-старшекурсников. Таким образом удается не только «закрывать» вакансии, но и проводить своеобразный отбор. Ведь только поработав в школе, человек может определить, хочет он преподавать или нет, потянет — не потянет.

Кстати, у студентов сегодня к школам, где они проходят практику, меньше претензий, чем к родному университету. К сожалению, не все преподаватели вуза могут смириться, к примеру, с индивидуальной формой обучения студента. Мол, «Не будешь ходить на лекции, на экзамене я тебе покажу!». Или, скажем, почему в некоторых университетах будущих преподавателей не поздравляют с Днем учителя? Ведь именно они оправдывают название вуза — педагогический… Думаю, есть еще немало таких резервов — и моральных, и материальных — для привлечения молодежи к работе в школе.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК