Татьяна Вакуленко: "Мы проводим исследование качества начального образования, которое на общегосударственном уровне никогда раньше не проводилось"

2 июня, 19:18 Распечатать Выпуск №21, 2 июня-8 июня

В мониторинге участвуют не все школы, а избранные.

© УЦОКО

Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО) в этом году проводит тестирование не только для 11-классников, но и для выпускников начальной школы. 

Только что завершилось первое общенациональное мониторинговое исследование качества начального образования "Состояние сформированности читательской и математической компетентностей выпускников начальной школы". За проведение исследования отвечает Министерство образования и науки, а УЦОКО является разработчиком и исполнителем.

В мониторинге участвуют не все школы, а избранные. В этом году — 366 школ, 9 884 ученика и 486 учителей из всей Украины. Согласно программе исследования, отныне оно будет проводиться раз в два года.

"Выборка участников исследования сформирована таким образом, чтобы в ней были представлены все типы школ, существующие в нашей стране, все регионы. То есть это такая мини-модель образовательной системы Украины", — рассказывает заместитель директора УЦОКО Татьяна Вакуленко.

— Татьяна, к сожалению, в Украине и до сих пор не создана государственная концепция мониторинга качества образования. Но то, что исследования все же начались, можно приветствовать. Какова цель этого мониторинга?

— Мы проводим исследование качества начального образования, которое на общегосударственном уровне никогда раньше не проводилось. Для его подготовки мы использовали международный и отечественный опыт. У мониторинга несколько целей. Первая — получить объективную информацию об уровне сформированности основных компетентностей выпускников начальной школы на общегосударственном уровне. Вторая цель — определить, какие факторы на это влияют (психолого-педагогические, социально-экономические). И третья — разработать и апробировать модель системы мониторинга, которая будет использоваться для мониторинга не только в начальной школе, но и дальше, на следующих этапах школьного образования. Ведь согласно Закону "Об образовании" такие исследования должны проводиться на разных этапах обучения. 

Планируем, что по результатам нашего исследования будут разработаны рекомендации специалистов и на них обратят внимание в ходе реализации концепции Новой украинской школы (НУШ). Кроме того, поскольку первое мониторинговое исследование состоялось до массового внедрения НУШ, потом мы сможем сравнить результаты разных лет и увидеть, насколько сработала школьная реформа.

— Почему во время мониторинга проверяли только чтение и математику?

— Потому что читательские и математические компетентности являются базовыми. Так считают во всем мире. 

Читательская компетентность — это способность человека понимать текст, критически читать, а не просто пересказывать. Математическая компетентность — это способность применять знания по математике для решения практических задач, обычных жизненных ситуаций.

— Содержание тестовых заданий разглашать нельзя, но расскажите в общих чертах о каждом — какого типа задания там были? Например, по чтению.

—Наш мониторинг был ориентирован на компетентностные принципы, по смыслу очень похож на международные исследования TIMSS и PIRLS.

Татьяна Вакуленко
kmu.gov.ua
Татьяна Вакуленко

В тестах по чтению мы используем три типа текстов: художественный, познавательный и информационный. Художественные широко применяются в школьной программе по чтению. Познавательные — это тексты для образования.

Их используют, например, в учебниках по природоведению, а вот на уроках чтения — очень редко. Информационные тексты — это нехудожественные тексты, написанные с намерением информировать читателя о конкретной теме. Они обычно содержатся в журналах, научных книгах или инструкциях. Такие тексты написаны с использованием специальных текстовых функций (выделение заголовков, применение специальных пометок, разных шрифтов и т.п.), благодаря которым читатель может легко находить ключевую информацию и понимать основную тему. Такие тексты крайне редко используются на уроках чтения в школе. Но это то, с чем ребенок будет сталкиваться в жизни. Например, информационный текст — это реклама для продажи самоката. К такому тексту мы можем задать вопросы типа: "Целесообразно ли то, что автор использует большие и маленькие шрифты и именно так располагает текст?", "Найди среди рекламных объявлений то, на котором самокат именно такой, какой ты хочешь; сколько он стоит?", "Что бы ты добавил или убрал из рекламного объявления?" и т.п. А может быть и такое задание: "Среди представленных рекламных объявлений найди определенный товар, определи, у кого из продавцов выгоднее его приобрести". 

В тестах мы используем разные форматы текстов: целостные, прерванные и смешанные. Целостный — обычный полный текст, с которым работают на уроках. Прерванный текст предусматривает подачу информации в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.п., на основе которых что-то нужно выяснить. Смешанные тексты — это тексты, где есть текстовый фрагмент, а к нему — таблицы, диаграммы, списки или схемы. 

В наших тестах и по чтению, и по математике очень много открытых тестовых заданий (то есть таких, где не выбирают ответ, а формулируют свой), и проверяют их экзаменаторы. Для УЦОКО это тоже, в принципе, новшество, потому что обычно в наших тестах для абитуриентов бывают одно-два открытых задания (это иностранные языки, украинский язык и литература, математика). Во всех других тестах открытых заданий нет, поскольку для того, чтобы их проверять, нужны средства. 

— Какие задания по математике?

—Мы старались избегать простых заданий на сложение и вычитание, вместо этого очень много компетентностных заданий. Например, "Дострой диаграмму". 

— Разве этому учат в начальной школе?

— В том-то и дело, что в школьных программах есть раздел "Работа с данными", но учителя его часто пропускают. А между тем международный опыт показывает: если не вводить элементы теории вероятности и анализа данных в начальной школе, то в дальнейшем умение работать с ними уже почти не формируется.

У нас есть задания, которые просто проверяют умение действовать по правилу. Есть задания, в которых надо осмыслить правило и применить его в определенной ситуации. Например, у меня есть торт, и нужно отрезать от него одну треть.

Кстати, когда мы провели исследование, учителя рассказывали, что детям понравились задания, и они хотели, чтобы такие были и на уроках.

— Сколько времени дети пишут тестовую работу?

— Во время мониторинга одни классы выполняют тест по математике, другие — по чтению. То есть каждый ученик выполняет только один тест и, соответственно, работает с одной анкетой — или по математике, или по чтению. В каждом тесте две части. Их выполняют в течение двух уроков по 40 минут плюс перерыв 15 минут. Таким образом получается по каждому предмету один длинный тест, благодаря которому можем строить качественные заключения относительно результатов мониторинга. Ведь если в тесте, например, всего 14 заданий, то что мы можем сказать на их основании об уровне знаний ребенка? Может, он где-то просто неаккуратно галочку поставил, а мы уже делаем вывод. А если тест большой, до 30 заданий (как это было в наших тестах), то уже можно сделать более обоснованный вывод. 

мониторинг_3
УЦОКО

— Я знаю, вы очень тщательно проводили пилотирование мониторинговых заданий — было два этапа. Ради этого отложили на целый год проведение мониторинга. Какими были результаты пилотирования? 

— Пилотирование не имело никаких последствий для школ, мы просто анализировали свои инструменты измерения. Это важно, ведь УЦОКО никогда раньше не работал с учащимися начальной школы. Надо было усовершенствовать процедуры администрирования, начиная от приветствия учителя с учениками и заканчивая созданием положительного отношения учеников к исследованию. В четвертом классе мы не могли брать процедуры ВНО, которые довольно жесткие, потому что там другая цель.

После пилотирования нам пришлось отказаться от некоторых идей, потому как увидели, что они не срабатывают. Например, отказались от определенных заданий, поскольку их психометрия (статистика выполнения) была низкой, и это свидетельствовало, что данное задание плохое.

Мы отказались от так называемой карты класса. Ее должен был заполнять учитель, в классе которого проводится мониторинг. То есть очень детально расписать в ней все, что знает об учениках. Например, о состоянии здоровья, школьном питании (кто пользуется этой услугой, а кто нет), даже о режиме дня (ученик, например, не высыпается), о привычках и т.п.

Идея была хорошая, но то, что мы получили от учителей, было неинформативным. 

— Кроме заданий тестов, участники мониторинга заполняли анкеты.

— С помощью анкет мы отслеживали связь между результатами мониторинга и условиями, в которых живет и учится каждый ребенок. Что влияет на то, как дети знают учебный предмет, имеют некоторые компетентности или не имеют. 

— В анкетах для учащихся есть вопросы о том, легко ли дается учеба, поддерживает ли ребенка учитель, объясняет ли он пропущенные темы, какой климат в классе — обижают ли ребенка одноклассники.

— Да, потому что микроклимат в классе оказывает большое влияние на качество обучения. В нашей анкете есть даже такие вопросы: "Употребляют ли в школе обидные слова по отношению к тебе?", "Бывало ли, что одноклассники не брали тебя играть или делать вместе какое-то дело?", "Воровали ли у тебя что-то, толкали или били (взрослые или школьники)?". Аналогичные вопросы о микроклимате в классе мы задавали учителям. В ходе пилота мы увидели, что мнение детей часто отличается от мнения учителя. Педагоги думают, что все хорошо, а ученики отмечают, что атмосфера в классе не очень благоприятная, что им некомфортно. Однако окончательные результаты мы увидим в декабре, когда будет готов отчет по результатам исследования. Думаю, они будут интересны.

— Ученики отвечали и на вопрос о материальном состоянии семьи: сколько дома гаджетов (смартфонов, планшетов, компьютеров), сколько автомобилей, где проводят свои летние каникулы. По поводу этих вопросов даже поползли слухи: а может, не просто так собирают такую информацию? Не для налоговой ли?

— Конечно, не для налоговой. Как я уже говорила, мы не подаем результаты мониторинга конкретно для каждой школы или региона, мы анализируем общую картину. У нас нет данных об учениках, нет даже списков, поэтому все опасения, что мы используем данные для чего-то вне исследования, не имеют оснований. Ответы на вопросы, о которых вы говорите, дают очень важную информацию для изучения влияния социально-экономических факторов на результаты обучения. Абсолютно очевидно, что есть разные среды обучения: есть маленькая сельская школа, где родители, условно говоря, малоимущие, у них нет библиотеки, нет возможности ни самим заниматься с ребенком (потому что работают с семи утра до десяти вечера), ни нанять ему репетитора. И есть большой городской лицей, в учеников которого родители вкладывают абсолютно все, что можно вложить. Кроме того, такие дети ходят несколько раз в неделю к репетиторам, а все выходные проводят в кружках. 

Если мы хотим измерить, что дают детям школы, мы должны понимать это отличие. В мире во время образовательных измерений обязательно добавляют анкеты о социально-экономическом статусе учеников, чтобы узнать, какие предпосылки, какие ресурсы вкладывались в ребенка, и какие ресурсы есть у самого ребенка.

— О чем были вопросы в анкете для учителя? 

— Анкета для учителя — это его бэкграунд: возраст, образование, квалификационная категория, какой учебник он использует, по каким программам и методикам работает. Мы хотим выяснить, как все это влияет на качество обучения.

Также есть вопросы, удовлетворен ли учитель имеющимися у него ресурсами, обязан ли решать какие-то материальные вопросы, доволен ли своей профессией, как относится к своему социальному статусу. 

— Интересно, что в анкете для учащихся есть вопросы о том, много ли книг у него дома. Учителей вы спрашиваете только о школьной библиотеке (много ли книг, есть ли периодические издания). А почему не спрашиваете учителя, что он читает?

— В первом пилоте у нас был большой вопрос: перечень книг с заданием обозначить, какие из них учитель прочитал. Это были довольно известные произведения. Но мы увидели, что этот вопрос вообще не работает, поскольку учителя помечают абсолютно все книги как прочитанные. Можно было бы дать открытый вопрос: какие книги вы прочли? Но его очень сложно обрабатывать из-за большого количества данных, которые вводятся вручную. 

мониторинг_1
УЦОКО

— Кто разрабатывал тестовые задания, анкеты и процедуры проведения мониторинга? Кто финансировал эту работу?

— Была создана рабочая группа экспертов, в состав которой вошли научные работники НАПНУ, передовые учителя начальной школы, авторы учебников, эксперты в области детской психологии, социологи, а также сотрудники УЦОКО. Финансировался мониторинг в основном за средства бюджета УЦОКО. Но нам помогал и Институт развития образования. Это украинский фонд, который занимается проектами в области образования. За средства доноров финансировались дополнительные организационные моменты, а именно приезд на рабочие заседания в Киев экспертов. На первых двух этапах апробации мониторингового исследования Институт развития образования дал средства на печать цветных тестовых тетрадей. Но окончательное формирование тестовых тетрадей, анкеты для учащихся и учителей — все это делалось УЦОКО за бюджетные средства.

— Отчет по результатам исследования будет готов в декабре?

— Да. Мы покажем, как ученики справились с разными заданиями, что для них было легким, а что — наоборот, какие именно факторы являются наиболее влиятельными для Украины. Из мирового опыта мы знаем, например, что социально-экономический фактор в некоторых странах очень влиятельный (в частности в Аргентине). Как свидетельствуют результаты международных исследований, в таких странах очень сильное расслоение населения, и то, какого ты происхождения, прямо влияет на твой результат и будущую жизнь.

А в некоторых странах социально-экономический фактор совсем не влияет на результаты обучения (например в Финляндии). Такие страны смогли выровнять всех учеников именно благодаря школе, которая дает возможность всем получить одинаковый прирост знаний независимо от социально-экономического сословия.

Мы посмотрим, как это работает в Украине, как повысить качество образования, какие факторы влияют на него положительно, а какие — отрицательно. И что делать для того, чтобы учитель чувствовал себя в школе комфортно, чтобы чувствовал свою значимость, потребность в себе и смог показать максимум того, что он может.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Yurii Serguchev Yurii Serguchev 2 червня, 17:34 Крайне необходимо прежде всего проверить качество учебников и пособий по математике, которые изобилуют ошибками. опечатками, неточностями и неправильными ответами в математических задачах ..Каждый год создаются новые (?) учебники разными изданиями, которые плохо рецензируются. Впечатление такое, что их составляют люди не достаточно ответственные и компетентные. Без высокого качества учебных пособий нельзя надеяться на высокий уровень образования. согласен 2 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно