Там, где появляются таланты, могут родиться и гении

30 июня, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 25, 30 июня-7 июля 2006г.
Отправить
Отправить

Сейчас, когда школьная жизнь затихает и, кажется, пришло время передохнуть, у педагогов Кировоградщины, особенно руководителей районного звена, очень серьезная работа — они создают образовательные округа...

Сейчас, когда школьная жизнь затихает и, кажется, пришло время передохнуть, у педагогов Кировоградщины, особенно руководителей районного звена, очень серьезная работа — они создают образовательные округа. Фактически в области продолжается масштабное организационное усовершенствование системы образования. Динамика этого процесса и его творческая составляющая дают основания надеяться, что он не станет очередной кампанией, а поможет подготовить почву, чтобы адекватно отвечать на вызовы времени. Ведь наша область — сельская и давно уже приблизилась к той границе, когда значительное количество детей, живущих в небольших населенных пунктах, из-за упадка их социальной инфраструктуры лишаются доступа к нормальному качественному образованию. Программа «Школьный автобус», которая в определенной мере должна была бы решать эту проблему, можно сказать, опоздала: разрушительные процессы зашли слишком далеко.

Собственно, к поиску формы решения этой проблемы просвещенцев области подтолкнула возможность принять участие в конкурсе, объявленном Министерством образования и науки и Всемирным банком, в рамках программы — «Равный доступ к качественному образованию».

Дети лучше учатся там, где есть лидеры в учебе

— Сама идея создания образовательных округов, — рассказывает начальник управления образования и науки Кировоградской облгосадминистрации Лариса Нечепоренко, — не наша, а учителя с Киевщины Ивана Осадчего. Группа начальников отделов образования райгосадминистраций с Кировоградщины ездила к Ивану Григорьевичу, знакомилась с его опытом, и можем констатировать, что мы в своей практической работе уже творчески развили его наработки. А то, что идея назрела, подтверждает невеселая реальность: во многих селах, где школы строились в расчете на 350—260 учеников, их осталось 50—60, а то и 20... Разумеется, надеяться в ближайшем будущем на резкое увеличение количества школьников не приходится, скорее — наоборот. Стоимость обучения одного ученика в такой школе в десятки раз превышает стоимость обучения юного жителя райцентра или большого населенного пункта. А качество, наоборот, — катастрофически отстает. Не говоря уж о том, что такие дети теряют возможность учиться в образовательных заведениях нового типа, где применяются новые технологии, методики, подходы.

Где же выход? Сохранить помещения, дать им новый импульс к жизни поможет создание комплексов, когда в одном здании размещаются и детский садик, и школа. Не секрет, что во многих, особенно отдаленных селах здания детских садиков давно пришли в упадок, часть их, как, например, в Компанеевском районе, передана под склады, и сельские малыши часто лишены нормальной подготовки к школьной учебе, которую в домашних условиях, при отсутствии детского коллектива, дать практически невозможно. Так что пока создаются группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в общеобразовательных учебных заведениях. Разумеется, это требует немалых усилий, ведь маленькие нуждаются в особом режиме: нужно организовать и соответствующее питание, и отдых. Дело тормозится еще и необходимостью внесения изменений в порядок финансирования, ведь садики — реципиенты сельских бюджетов, а комплексы желательно финансировать из районного.

Но это только первый небольшой шаг к повышению качества сельского образования, основной же — создание округов. Центром такого округа становится школа, которая с самого начала должна иметь хорошую материальную базу, по крайней мере, поддающуюся усовершенствованию (возможна модернизация, но не строительство), подведенные коммуникации и, соответственно, сильный педагогический коллектив. Вокруг нее (в пределах 15 километров) объединяются другие — І—ІІ степени начальные заведения внешкольного воспитания. В базовой школе может быть выделен один или два направления, по которым имеются сильнейшие специалисты. Они в выходные занимаются с учениками всех школ округа, разумеется, желающими этого и проявляющими соответствующие наклонности. Для этого создаются специальные межшкольные факультативы, детей же подвозят школьные автобусы, которыми область обеспечена почти на 90 процентов.

Лариса Нечепоренко убеждена, что такая система будет стимулировать не только способных и талантливых детей (а талантами нас издавна питало село), но и тех, кто немного отстает, ведь школьники лучше учатся там, где появляются лидеры.

Как оторвать учителя от коровы?

Такой подход должен мобилизовать и сельского учителя. И не только в плане состязательности или морального поощрения. Вопрос создания образовательных округов (а их в районах от трех до девяти, в зависимости от территории) в ближайшее время должен быть вынесен на рассмотрение сессий районных советов, в проектах решений уже зафиксировано введение надбавок в размере 30—50 процентов должностных окладов для тех, кто будет задействован в этом процессе. Выход на статус базовой школы будет означать для педагогов постоянное обучение, совершенствование, укрепление руководящего состава.

И все-таки не секрет, что много сил, времени и энергии у сельского учителя забирает собственное хозяйство. И хотя зарплаты просвещенцев в последнее время немного возросли, однако учителю уже, оказывается, не так просто оторваться от хлева.

— В нашем педагогическом коллективе, — рассказывает директор Красноселковской общеобразовательной школы І—ІІІ степени Александрийского района Владимир Зубаха, — только в моей семье, наверное, нет коровы, остальные имеют. Когда будет функционировать базовая школа, на учителя ляжет значительно большая нагрузка, а соответственно — выше будет и материальное вознаграждение. К тому же он сможет постоянно сравнивать свою работу с работой коллег (ведь будет работать с их учениками, и они, в свою очередь, тоже) и, по-видимому, не захочет от них отставать. При таких условиях получает большие перспективы для саморазвития и профессионального усовершенствования и приехавший на работу в село молодой учитель, который имеет шанс избежать вечной кармы тянуть лямку одновременно и в классе, и на собственном огороде.

Космический корабль от Трояновской школы?

Кстати, сам процесс создания образовательных округов, подготовка документации и презентационного материала выявил разный уровень руководителей районного звена. Кое-кто из них продемонстрировал невысокий уровень аналитического мышления, представив слащавые рассказы с вкраплениями трогательных детских танцев, другие показали, что и не подступались к использованию компьютерных технологий в своей работе, еще кто-то воспринял живое дело как задачу подготовить нечто такое, «что не стыдно любой комиссии показать». Стоит отметить, что Лариса Нечепоренко очень терпеливо, без пренебрежительного начальствующего тона работает с каждым — советует, объясняет, показывает лучшие образцы. Так что общий подход постепенно выравнивается. Но уже сегодня можно констатировать, что появились и довольно серьезные аналитические наработки, подтвердившие: в образовании Кировоградщины есть немало интересных, по-современному мыслящих педагогов.

В этом ключе можно назвать проект Трояновской школы Голованевского района, который демонстрирует лидерство этого педагогического коллектива в регионе. Свою базовую школу (претензии на базовость подтверждаются не только техническими характеристиками зданий, но и анализом демографической ситуации в окружающих селах с учетом перспективы) они видят первым окружным лицеем информационных технологий (ПОЛЕТ), а в будущем — творческой научно-методической лабораторией обучения информационно-коммуникационным технологиям областного института последипломного педагогического образования. И, по-видимому, у них для этого есть основания. Уже сегодня в школе целый ряд предметов преподается с применением компьютерных технологий, причем это не только информатика или физика, но и, например, зарубежная литература. Несмотря на то что полноценный компьютерный класс в школе появился всего несколько лет назад, здесь уже успели создать электронный мультимедийный музей школы. Собственно, об этом свидетельствует сам презентационный фильм, технически подготовленный... семиклассником.

Учитывая такие темпы развития, а также то, что здесь работают очень творческие люди (на днях сооружена действующая модель бронетранспортера), можно ожидать, что скоро в Трояновке запустят свой космический корабль...

А если серьезно, то победа в конкурсе каждого такого проекта (будут выбраны шесть пилотных областей, в каждой из которых по одному округу и еще 600 школ) принесет дополнительное финансирование, в частности и из местных бюджетов, что нелишне ни одной из сельских школ. Но если Кировоградщина и не попадет в число победителей, то уже проделанная работа серьезно улучшит качество сельского образования.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК