СУХОЙ КЛЕНОВЫЙ ЛИСТ СХОДЕН С ПОЛЕТОМ БАБОЧКИ

31 октября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 44, 31 октября-6 ноября 1997г.
Отправить
Отправить

Каждого из нас в той или иной мере касаются две на первый взгляд не связанные между собой проблемы:...

Каждого из нас в той или иной мере касаются две на первый взгляд не связанные между собой проблемы: качество обучения наших детей в средней школе и уровень квалификации врачей, к которым мы обращаемся за медицинской помощью. Для преподавателей медицинских высших учебных заведений эти две проблемы сливаются в одну профессиональную задачу: как наилучшим образом из вчерашних учащихся средних школ, составляющих значительную часть абитуриентов медицинских вузов, сформировать высококвалифицированных специалистов-медиков. Особенно отчетливо все достоинства и недостатки системы школьного образования применительно к подготовке медицинских кадров ощущают в своей работе вузовские преподаватели первого года обучения студентов-медиков. Еще несколько месяцев назад многие из сидящих в аудитории студентов были учащимися средней школы, а сегодня они должны постигать основы фундаментальных медико-биологических наук, на основе которых будут изучаться клинические дисциплины. Насколько они готовы к такому переходу? Речь идет не только о прочных знаниях по предметам школьного курса, а о их методологической и психологической подготовленности к рассмотрению междисциплинарных проблем, характерных для фундаментального медицинского образования. Сущность такой «подготовленности» можно проиллюстрировать диалогом с крестьянскими детьми главного героя известного романа И.Тургенева «Отцы и дети», выпускника медицинского факультета Базарова:

«- На что тебе лягушки, барин? - спросил его один из мальчиков.

- А вот на что, - отвечал ему Базаров,.. - я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, и я буду знать, что и у нас внутри делается.

- А на что тебе это?

- А чтобы не ошибиться, если ты занеможешь и мне тебя лечить придется.

- Разве ты дохтур?

- Да.

- Васька, слышь, барин говорит, что мы с тобой те же лягушки. Чудно!»

Представленный в этом диалоге уровень межпредметной профессионально-ориентированной «интеграции знаний» был передовым для естественно-научного образования врачей конца прошлого века. Для нашего времени необходима практическая реализация в обучении более высокого «уровня гуманизации» такого образования, проблематика которого высказана другим героем того же романа Аркадием Кирсановым: «Посмотри, - сказал вдруг Аркадий, - сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое сходно с самым веселым и живым».

В этом высказывании лирически настроенного Аркадия сформулирована постановка задачи биомеханики, одного из разделов изучаемой сейчас в медицинских вузах межпредметной дисциплины - биофизики. Современное естественно-научное образование будущих врачей должно раскрыть глубину единства законов функционирования в живой и неживой природе применительно к задачам лечебного дела.

По мнению авторов данной статьи, методологический фундамент для решения возникающих дидактических задач может (и должен) закладываться в рамках общего среднего образования. До настоящего же времени медицинские вузы в основном самостоятельно решали указанные задачи: за счет совершенствования системы конкурсного отбора абитуриентов (а выбирать было из кого), улучшения методики преподавания естественно-научных дисциплин, развития системы подготовительных отделений и т.д. Но современные данные педагогических исследований в области дидактики и психологии, изучение международного опыта показывают, что задача адаптации бывшего школьника в студента медицинского вуза может решаться более успешно, если проводится определенная систематическая работа непосредственно в школе. И здесь возникает ряд научно-педагогических задач по довузовской профилизированной (медико-биологической) подготовке учащихся. Сразу отметим, что такая подготовительная работа необходима не только учащимся - потенциальным абитуриентам медицинских вузов. Такой подход в определенной степени повышает эффективность обучения в рамках обычной учебной программы средней школы.

Мировая практика общего среднего образования свидетельствует, что более привлекательным предметом для учащихся становится биология (занимающая, как известно, важное место среди фундаментальных дисциплин первого курса в медвузе), чем физика, химия или математика. Например, в США с начала 90-х годов для дальнейшего изучения физику выбирали 20% выпускников, химию - 50%, а биологию - большинство выпускников средних школ. Это объясняется тем, что молодежь в США сейчас больше интересуется собственным здоровьем и выбирает для изучения такие дисциплины, которые расширяют их познания в медико-биологических областях. Кроме того, они отчетливо осознают перспективы работы в тех отраслях бизнеса, которые имеют медико-биологическую специфику (фармацевтика, биотехнологии, медицинская аппаратура и т.д.). Для Украины это также сейчас актуально в связи с тем, что у учащихся происходит спад интереса в изучении естественно-научных дисциплин в школе, а критерии отбора абитуриентов в медицинском вузе должны оставаться на прежнем высоком уровне.

Применительно к довузовской подготовке профилизированный (медико-биологический) подход при изучении школьных дисциплин (физика, химия, биология) позволит сформировать у учащихся необходимую методологическую и информационную «базу» для решения в будущем междисциплинарных проблем, что повысит их интерес к учебе и что соответствует основной «сверхзадаче» фундаментального (естественно-научного) высшего медицинского образования - раскрытию закономерностей функционирования человеческого организма в его структурной целостности.

Прежде чем предложить некоторые подходы для реализации профилизированного (медико-биологического) обучения учащихся, попробуем выяснить, с каким информационно-методологическим «багажом» приходят сегодня абитуриенты в медицинский вуз. Для этого приведем некоторые данные нашего исследования, проводимого в начале текущего (1997/98) учебного года на базе Национального медицинского университета в

г. Киеве - одного из лучших на сегодня медицинских вузов страны, где многое делается для повышения качества отбора абитуриентов. Как показывают данные анкетирования, у студентов-первокурсников в наибольшей степени интерес к медицине и медицинскому образованию поддерживался при изучении в школе биологии (79% опрошенных). На втором месте указывается дисциплина «валеология» (12%), и далее идут все остальные дисциплины (химия, физика, информатика). При этом большинство анкетируемых (54%) не были удовлетворены качеством школьного преподавания этих дисциплин. Интересно, что для своего будущего фундаментального образования на первое место опрашиваемые выдвигают не только биологию (83%), но и психологию (14%). Дополнительную информацию о медико-биологических науках начинающие студенты в основном получали из бесед со знакомыми специалистами-медиками (36%), из бесед с родителями (24%). Книги, журналы, телерадиопередачи как источник дополнительной информации являлись существенными для 32% будущих студентов. Что касается учителя, то его роль в этом плане оценивается только 8% учащихся. Для расширения своего научного кругозора по вопросам медицинских наук регулярно смотрели научно-популярные телепередачи 55% учащихся. Поэтому и на вопрос анкеты о последних достижениях современной медицины примерно столько же (48%) опрошенных смогли привести какие-либо конкретные примеры.

В целом результаты аналогичных исследований подтверждают актуальность решения задач довузовской профилизированной (медико-биологической) подготовки. Основными способами реализации такого профилизированного обучения, по мнению авторов, могло бы явиться изучение дисциплин школьного курса на основе методики внутрипредметной и межпредметной интеграции.

Остановимся вкратце на основных положениях этих методических идей. Методика профилизации обучения на основе внутрипредметной интеграции заключается в том, что преподавание этих дисциплин приводится в соответствие с методологией изучения биологических объектов - сложных, иерархически организованных систем. При этом изучать объекты-системы следует исходя из их функций в организме, а не простого перечисления физико-химических явлений. Такой подход позволяет уже при изучении элементарной физики, химии, биологии выработать у учащихся тип мышления, направленный на переход от структурного и феноменологического мышления к функциональному синтезу.

Методика межпредметной интеграции в своей основе предполагает изучение интегративных спецкурсов. Этот подход эффективен при решении таких дидактических задач, как повышение уровня мотивации изучения естественно-научных дисциплин предметов школьного курса; развитие основ творческого профессионально-ориентированного мышления будущих студентов медвузов; методологическая подготовка учащихся к изучению уже на первых курсах медицинского вуза научных дисциплин, имеющих межпредметный характер; психологическая (профориентационная) дифференциация учащихся на «практиков» (будущих врачей) и «теоретиков» (будущих научных сотрудников в области медицины). Каждый интегративный спецкурс должен быть ориентирован на какую-либо фундаментальную дисциплину медвуза (биохимия, биофизика, физиология, анатомия, гистология и др.) или их сочетание. Его содержание должно включать знания по разным школьным дисциплинам (биология, химия, физика, математика, информатика) и на этом уровне смыкается с методикой внутрипредметной профилизации.

В заключение отметим, что практическая реализация высказанных авторами идей с необходимостью требует сотрудничества преподавателей средних школ и медицинских учебных заведений (вузов, училищ). Только в этом случае возможна дидактически обоснованная медико-биологическая профилизация в изучении различных естественно-научных дисциплин курса средней школы. В выигрыше от такой педагогической работы будут не только наши дети - учащиеся средних школ, но и будущее поколение врачей. А значит - мы с вами.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК