Станислав Николаенко: «К 2010 году все выпускники украинских вузов будут получать дипломы европейского образца»

Поделиться
«В 2007 году тема номер один для нас — качество украинского образования, в первую очередь высшего», — заявил министр образования и науки Украины Станислав Николаенко на встрече с журналистами...

«В 2007 году тема номер один для нас — качество украинского образования, в первую очередь высшего», — заявил министр образования и науки Украины Станислав Николаенко на встрече с журналистами. Собственно, о качестве образования и повышения роли науки министр говорит с первого дня пребывания на этом посту. Однако до недавних пор если что-то и менялось, то лишь внешне. В школах продолжают учить по старинке, денег на университетскую науку выделяют крайне мало — хотя официальные цифры звучат весьма внушительно. Так, за последние годы на поддержку украинской науки и образования государство потратило 2,2 млрд. грн., только в прошлом году на развитие фундаментально-прикладных исследований в университетах из бюджета было выделено 127 млн. грн. Зато вузы перешли на кредитно-модульную систему, оценивать знания начали с помощью тестов. Насколько это повлияло на качество образования, сказать сложно. Впрочем, министр полон оптимизма.

— Проанализировав ситуацию, мы выяснили, что сегодня в Украине есть много новых современных школ, работающих на уровне XXI века. Но основная масса продолжает работать для экономики индустриально-аграрного государства середины ХХ столетия. Аналогичная ситуация наблюдается и в целом ряде высших учебных заведений. Основная их проблема в том, что научная составляющая постепенно отошла на второй план: до 30% украинских университетов во время учебного процесса не занимаются исследовательской работой. В результате происходит обычная ретрансляция знаний — старых, по пожелтевшим конспектам. По сути, мы разломили древо познания, имеющее две ветви знаний — образовательную и научную. Но только при их объединении можно получить необходимый эффект.

Научные исследования в университетах должны играть ключевую роль в механизмах ускоренного экономического роста Украины, который определен в проекте правительственной программы «Конкурентная Украина», рассчитанной до 2011 года. Университеты должны стать центрами отечественной науки. В этом направлении мы сегодня активно работаем, создавая межвузовские центры, которые будут оснащаться современным оборудованием за счет украинских и международных программ. Поскольку у нас нет глобальных запасов нефти и газа, наша перспектива — в инновационной модели развития.

Определенные успехи в повышении качества украинского образования уже есть. Министр видит их в частичном признании дипломов украинских университетов за рубежом (правда, заслуга в этом вовсе не МОН, а самих вузов), а также в том, что уже с прошлого года все университеты страны работают в соответствии с европейскими требованиями Болонской декларации.

— К 2010 году, — убежден г-н Николаенко, — все наши выпускники будут получать дипломы европейского образца. В принципе, уже сегодня украинские дипломы признаются европейскими вузами. Например, диплом Национального технического университета «КПИ» признают несколько десятков ведущих университетов мира.

Огромную роль в повышении качества украинского образования министр видит в борьбе с псевдовузами, которую многие СМИ называли расправой над частными университетами. Однако отступать министерство не намерено и, наоборот, собирается ужесточить процедуру лицензирования высших учебных заведений.

— Закроются только псевдовузы, — успокоил Николаенко. — За последнее время приостановлено 185 лицензий у тех университетов, которые работают некачественно. При этом треть приостановленных лицензий касается государственных университетов. Повысятся требования к высшим учебным заведениям. Чтобы получить лицензию, нужно будет иметь необходимые для учебного процесса помещения (из расчета на каждого студента в течение определенного времени). Разве может университет качественно работать, не имея соответствующего помещения, располагаясь в двухкомнатной квартире? Нет, как и без собственной библиотеки, информационных ресурсов, лабораторий и так далее.

Удивляет, однако, другое: все эти требования и раньше значились в условиях аккредитации и лицензирования высших учебных заведений, но благополучно игнорировались. Почему сейчас их будут выполнять? Либо в законодательстве появились более жесткие нормы ответственности за нарушения, о которых министр умалчивает, либо МОН решило всерьез взяться за рынок образовательных услуг, практически нерегулируемый до недавнего времени. Но зачем в таком случае говорить о новых правилах?

Вот что действительно новое, так это единый список преподавателей вузов, в котором четко обозначено, где тот или иной кандидат или доктор наук, профессор или заведующий кафедрой работает постоянно. С его появлением МОН сможет перекрывать кислород множеству частных вузов, в которых квалифицированные научные кадры работают только номинально. Связано это с тем, что для получения аккредитации вузу необходимо иметь в штате определенное количество кандидатов и докторов наук. Но переманить высококвалифицированного специалиста в штат сложно, поэтому ректоры предпочитали просто заручиться трудовой книжкой профессора того или иного государственного вуза и перечислять ему зарплату на карточку. Лекции (иногда по 8—12 различным предметам в один семестр!) зачастую читали люди совершенно иной квалификации и даже специальности.

Новшества появятся и в плане упорядочения сети высших учебных заведений. Для начала МОН планирует ввести рейтинговую оценку вузов с определением их национального и международного уровней. Такой рейтинг уже создан и в конце февраля будет представлен широкой общественности.

Затем все вузы разделят на несколько видов. Появятся исследовательские университеты, в которых будут готовить преимущественно магистров и докторов наук, а также проводить фундаментальные и прикладные научные исследования на международном и общенациональном уровнях. Именно деятельность таких вузов должна содействовать развитию инновационного потенциала страны. Другие университеты смогут готовить бакалавров, магистров, докторов наук, а также вести научные исследования — но уже только на общенациональном уровне. И наконец, возникнут университеты профессиональной подготовки специалистов, которые тоже будут заниматься наукой, но не фундаментальными исследованиями, а прикладными.

Завершится это упорядочение сети вузов внесением изменений в ст. 39 Закона «О высшем образовании», когда вступит в силу новый порядок создания, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений. В результате все вузы окажутся в подчинении одному центральному органу исполнительной власти — Министерству образования и науки.

Коснулся министр и более практических вопросов, в частности особенностей будущей вступительной кампании. По его словам, каждый выпускник школы имеет возможность поступить в вуз: на 400 тысяч молодых людей, которые окончат в этом году школу, в вузах страны имеется 680 тысяч мест.

— Вузы страны способны обучать практически всех, — заявил министр. — Тем не менее при наборе студентов на первые курсы вузов все равно будет проводиться конкурсный отбор. Мы должны учить тех, у кого есть ум, а не только деньги, только тогда государство будет сильным. В этом году треть всех абитуриентов — 130 тысяч (в минувшем таких было всего 10%) будут поступать в вузы по тестовым технологиям.

— Как вы оцениваете прошлогодний опыт тестирования выпускников школ?

— Честно говоря, мы не были полностью готовы к этому ответственному шагу, когда оценку выставляет не учитель, знающий школьника на протяжении 11 лет учебы, а объективная машина. Все выглядит довольно просто: абитуриент сдает свой ответ, лаборант (без всякой предвзятости) сканирует этот документ и вводит в компьютер, и пока человек выходит на улицу, на табло у входа уже загорается его фамилия, номер билета и оценка. В прошлом году по тестовым технологиям работали 42—43 тысячи учеников, из которых 11 тысяч по результатам оценивания поступили в вузы. Многие использовали результаты тестов лишь наполовину: скажем, по украинскому языку взял результат, полученный в результате тестирования, а математику сдал отдельно.

— Чем будет отличаться вступительная кампания 2007/2008?

— Как и в прошлые годы, абитуриент сможет поступать сразу в несколько вузов. Экзамены будут по двум, максимум трем предметам, причем проводиться они будут в виде тестов.

В трех крупных университетских центрах — Киеве, Харькове и Львове — все выпускники школ, которые намереваются поступать в вузы, будут проходить независимое внешнее оценивание знаний. При этом вступительная кампания будет проходить не только исключительно по тестовым технологиям, но и под жестким контролем общественности. Министерство принимает все меры, чтобы ни у одного вуза не было возможности незаконно влиять на результаты вступительной кампании — нигде не будет устных собеседований, способных корректировать результаты независимого тестирования.

Дискуссия идет по количеству предметов. На базе Харьковской области планируется эксперимент на тестирование по естественно-научным дисциплинам — химии, физике, биологии. Так что на следующий год уже будут отработаны тесты по естественным наукам, украинскому языку, математике и истории. Остается иностранный язык, с которым есть определенные сложности.

— Появилась информация о сокращении перечня специальностей, на которые сегодня могут поступать абитуриенты.

— Действующий до недавних пор перечень профессий полностью отвечал состоянию экономики Советского Союза. Но произошли объективные изменения, следовательно, и система образования должна адаптироваться к реалиям современной экономики. Мы действительно сокращаем перечень бакалаврских программ до 146, а специальности в вузах можно будет получить по 46 направлениям, что полностью соответствует международным стандартам. Однако сами профессии никуда не исчезают, и если в каком-либо регионе требуются специалисты той или иной профессии, то их можно будет подготовить через магистерские программы в местных вузах.

— Изменится ли процент студентов, поступающих на бюджетную форму обучения?

— В 2006/2007 учебном году на бюджетную форму обучения в вузы III—IV уровней аккредитации зачислено 57,4% (в предыдущем году 54%) первокурсников, а I—II уровней — 62% (в 2005-м, соответственно, 58%). В этом году бюджетников больше не станет, но их процентное выражение увеличится — за счет общего сокращения числа студентов в вузах. Вообще за средства госбюджета высшее образование должны получать 180 человек на 10 тысяч населения — это европейская норма.

Сегодня в Украине 920 высших учебных заведений: 350 университетов и академий, 236 из которых — государственной и коммунальной форм собственности, а также 570 техникумов и колледжей.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме