Станислав Довгий: "Высокая оценка ЮНЕСКО работы МАН..."

20 октября, 2017, 17:00 Распечатать

"Будет способствовать распространению наших педагогических практик среди стран-участниц этой организации".

Станислав Довгий

13 октября Исполнительный совет ЮНЕСКО единогласно поддержал предоставление Малой академии наук (МАН) Украины статуса Центра 2-й категории ЮНЕСКО. Что это означает для самой академии и украинской науки в целом, мы поинтересовались у президента МАН Станислава Довгого.

— Станислав Алексеевич, поздравляем с получением академией нового статуса. Существует ли уже план на будущее, какие проекты будет реализовывать МАН как Центр 2-й категории ЮНЕСКО? Что новый статус дает МАН и ее воспитанникам?

— Малая академия наук сегодня — это, по сути, система формирования новой интеллектуальной элиты страны, элиты, которая основывается на началах общечеловеческих, демократических ценностей: свободного мышления и свободы слова, свободы вероисповедания, толерантности, гендерного равенства, высоких этико-нравственных стандартов. 

Однако самое главное, что структура МАН остается незаангажированным открытым пространством для творчества как детей, так и педагогов. Начиная с 6–7 классов, наши воспитанники углубляют свои знания, выбирают профессию по зову сердца, растут свободными творческими личностями. Ученики Малой академии наук верят, что каждый из них силой собственного интеллекта может достичь личного успеха, а также знают, что одаренность предполагает выполнение определенной общественной миссии. 

Что касается новых возможностей, то МАН будет иметь возможность расширить международное сотрудничество, особенно в научном образовании, с ведущими образовательными учреждениями других стран. Сразу после официального подписания соглашения между правительством Украины и ЮНЕСКО о создании на базе Малой академии наук Центра 2-й категории начнется тесное сотрудничество с другими центрами ЮНЕСКО.

Также следует указать, что высокая оценка деятельности возлагает на МАН и высокую ответственность — распространять разработанные в Украине педагогические практики среди стран — участниц ЮНЕСКО. Эта работа потребует углубления международной деятельности, будет способствовать прямым контактам украинских детей и учителей с иностранными коллегами, помогать развитию образовательной дипломатии.

— Как известно, получение МАН высокого статуса стало возможным после одобрения правительством Украины соглашения с ЮНЕСКО. Как еще государство способствует работе Малой академии наук?

— Именно благодаря государственной поддержке Национального центра "Малая академия наук Украины", мы только в 2017 г. на довольно высоком уровне провели более 100 всеукраинских и международных мероприятий. Также успешно развивали свою материально-техническую базу и начали работать над созданием в Киеве современного научно-образовательного пространства — Музея науки. Это станет толчком к созданию таких центров науки и научного образования и в других регионах Украины. А широкое внедрение научного образования в Украине будет одним из эффективных средств противодействия негативным процессам оттока молодых научных кадров за рубеж и обеспечит не только всестороннее развитие талантливых детей, но также их профессиональную ориентацию и необходимые коммуникации. 

Кроме того, сейчас на базе МАН действует мощнейшая ученическая лаборатория во внешкольном образовании Восточной Европы и странах СНГ, которая охватывает семь разных научных направлений. Благодаря работе с учителями-естественниками со всей Украины, МАН внедряет методы научного образования и прогрессивной педагогики в практику преподавания естественных дисциплин в школах. Именно с этим направлением деятельности связан один из успехов, который нам удалось достичь: согласно приказу Министерства образования и науки Украины №1088 от 15.10.2015 г. в лабораторном комплексе МАНЛаб действует центр подготовки педагогов, где изучают возможности современного учебного оборудования естественнонаучных кабинетов общеобразовательных школ. Что является признанием — со стороны Министерства образования и науки и экспертной среды — эффективности и актуальности наработанных нами методик.

Добавлю: ключевая заслуга в получении статуса Центра 2-й категории ЮНЕСКО принадлежит нашим педагогическим и научно-педагогическим работникам. Сегодня общее количество педагогов и научных работников, которые занимаются с одаренными детьми, составляет более 6,5 тыс., среди которых около 1,5 тыс. преподавателей — кандидаты наук, 300 — доктора наук. Это армия единомышленников.

— Пожалуйста, расскажите о последних достижениях своих воспитанников. На сайте академии мы прочитали о всеукраинском ІТ-хакатоне, научно-практических конференциях по возобновляемой энергетике, конкурсах и олимпиадах. А можно подробнее?

— В системе внешкольного образования, в частности Малой академии наук, ежегодно происходят сотни областных, всеукраинских и международных мероприятий, направленных на образование и научно-профессиональную ориентацию наиболее талантливой украинской молодежи. Самые значимые мероприятия МАН были включены в Программу деятельности Кабинета министров Украины и Стратегии постоянного развития "Украина-2020".

Среди них — Всеукраинский конкурс-защита научно-исследовательских работ учеников — членов Малой академии наук Украины. Его участниками являются дети со всей страны, которые занимались в кружках, секциях, студиях и научных обществах МАН на протяжении двух–четырех лет. Каждый учебный год (в декабре-январе) проходят отборочные и первые этапы конкурса-защиты, в которых участвуют свыше 120 тыс. старшеклассников. По их итогам в январе-феврале проводится ІІ этап конкурса (около 10 тыс. участников), из которых до финала доходит более тысячи самых лучших. Таким образом каждый ребенок имеет возможность продемонстрировать свои творческие достижения и попробовать свои силы в условиях честной интеллектуальной конкуренции.

Этот конкурс является базой для отбора наиболее способных детей к участию в международных программах. В частности, из победителей в секции "Физика" формируется учебная группа международной научной школы по физике для школьников на базе Европейской организации ядерных исследований — ЦЕРН (г. Женева, Швейцария), а из победителей в секциях отделения "Химия и биология" — группа учеников для участия в научной школе по биохимии для школьников на базе Экспериментальной лаборатории для молодежи X-lab (г. Геттинген, Германия) и т.п. Эти учебные группы в рамках международных проектов демонстрируют значительно более высокий уровень подготовки и мотивации, чем их ровесники из других стран, и формируют имидж Украины как страны с мощным интеллектуальным потенциалом.

Также подчеркну, что на протяжении последних лет ученики МАН добывали в борьбе призовые места и награды на таких престижных международных соревнованиях, как международная конференция ICYS, международная олимпиада экологических проектов INESPO, Олимпиада гениев Genius Olympiad, Intel ISEF, EUCYS (конкурс молодых ученых Европейского Союза), Stockholm Water Prize, международный конкурс International Brain Bee Competition и др. Наши ученики побеждали на международных олимпиадах по физике, астрономии, математике, информационным технологиям, биологии, экологии.

Кроме того, ежегодно НЦ МАНУ осуществляет мониторинг учебных достижений наших выпускников в вузах. Замечу: уровень их обучения традиционно высок и коррелируется с результатами их выступления во Всеукраинском конкурсе научно-исследовательских работ. Аналогичная ситуация с результатами внешнего независимого оценивания по предметам, по которым ученики МАН участвовали в конкурсе. 90% учащихся, победивших в МАН, сдают первую сессию на "отлично".

— А как одаренным детям попасть в вашу академию?

— Все очень просто — достаточно обратиться в территориальное отделение МАН по месту жительства.

— Стратегическим партнером МАН выступает международная коммуникационная платформа Европейская малая академия наук (Eurojas). Почему именно Eurojas? Какие функции эта платформа выполняет в вашем партнерстве?

— Общественный союз "Европейская малая академия наук" Eurojas — это коммуникационная платформа, инициаторы которой поставили перед собой амбициозную миссию — способствовать обмену опытом между известными учеными и молодежью, между международными научными учреждениями и МАН. Например, их проект "Лекции будущего" — это открытый диалог юных ученых с учеными, которые благодаря своей работе достигли мирового признания. Такой проект как можно лучше мотивирует молодых людей заниматься наукой, ведь лекторами выступают известные иностранные специалисты, которые передают свой опыт нашей молодежи. Это не скучные вузовские пары, а реальная возможность приобщиться к мировым трендам в науке и инновационных технологиях.

Также МАН в рамках сотрудничества с ЮНЕСКО, общественным союзом Eurojas и Африканским советом в Украине хочет развивать партнерские отношения с государственными и негосударственными организациями Африки в области научного образования.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно