«СКОЛЬЗКИЕ» ПРАЗДНИКИ, «РАСЩЕПЛЕННЫЕ» НЕДЕЛИ

23 января, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №3, 23 января-30 января

Большинство из нас склонны искать шаблонные ответы на нестандартно сформулированные вопросы. Так...

Большинство из нас склонны искать шаблонные ответы на нестандартно сформулированные вопросы. Так, десятки весьма образованных и уважаемых мною людей не смогли ответить на вопрос, ответ на который был им в общем-то известен. Он звучал так: «В феврале 1918 года родилось вдвое меньше детей, чем в предшествовавшем январе. Однако уже в марте 1918 года количество рождений вновь вышло на средний для того времени ежемесячный уровень. Почему такое резкое единоразовое снижение числа рождений произошло именно в феврале 1918 года, какое событие предшествовало этому и когда?

Что же такое произошло в мае 1917 года или непосредственно накануне, что смогло так сильно подкосить рождаемость в феврале 1918-го?. У моих респондентов начинались мучительные попытки вспомнить школьные и вузовские курсы истории СССР и истории КПСС…

Правильный ответ: в феврале 1918 года в России было всего лишь 15 дней! Календарный месяц февраль 1918-го был у нас уникально коротким — после 31 января наступило сразу 14 февраля.

Подписанный Лениным декрет Совнаркома от 24 января 1918 года о календарной реформе — вот причина того, что февральских детей в 1918 году было вдвое меньше, чем январских или мартовских. Советские республики, бывшие тогда в военно-политическом союзе — прообразе будущего СССР, последними из крупных стран Европы перешли с юлианского на григорианский календарь. Для выравнивания двух календарей от самого короткого месяца в году отняли еще 13 дней.

До Октябрьской революции реформе препятствовала неотделенная от государства Русская православная церковь. После Октябрьской революции гражданский и церковный календари в России перестали совпадать. Кстати, православные церкви до сих пор не признали буллу Папы Римского Григория XIII от 15 октября 1582 года, в которой содержалась календарная реформа. Отсюда происходят и все сдвижки православных христианских праздников по сравнению с западноевропейскими. В XVI веке они равнялись 10 дням, в XIX веке — 12 дням, с 28 февраля 1900 года и доныне сдвиг составляет 13 дней.

Большевики не стали изобретать свой особый календарь, как поспешили сделать французы со своим ныне прочно забытым «республиканским календарем» эпохи Великой французской революции 1789 года. Многие диктаторы ХХ века пытались вводить свои календари, руководствуясь исключительно амбициями, а не практической целесообразностью. Так, например, Муссолини ввел свой календарь с началом летоисчисления новой «фашисткой эры» в 1922 году, а КНДР и поныне живет по календарю чучхе, в котором отсчет ведется с 15 апреля 1912 года — со дня рождения Ким Ир Сена.

Большинство католических европейских государств перешли на «новый стиль» еще в XVI—XVII веках, протестантские страны сделали это в среднем на сотню лет позже, а в 1873 году к ним присоединилась даже синтоистская Япония. Россия же вместе с православными Грецией и Болгарией продержалась на «старом стиле» до XX века. В XX веке на григорианский гражданский календарь перешли и некоторые исламские страны (Турция, Египет), сохранив, конечно, для культовых целей лунный календарь — хиджру. Он имеет продолжительность года в 354 дня и начало летоисчисления 16 июля 622 года. Большинство исламских стран продолжает и сегодня жить в XV веке хиджры, пользуясь привычным для нас григорианским календарем только для внешних сношений.

Идеальный календарь в принципе создать невозможно. Поскольку периоды обращения Земли вокруг своей оси, Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли являются несоизмеримыми временными интервалами, следовательно невозможно подобрать такое целое число лет, в которых содержалось бы целое число месяцев и целое число суток. Отсюда вытекает огромное количество известных вариантов летоисчисления.

Григорианский календарь не является совершенно новым календарем, по сути, он лишь уточнение календаря Юлия Цезаря (отсюда и название), введенного им в Древнем Риме еще в 46 году до нашей эры. После Никейского собора 325 года юлианский календарь стал официальным календарем тогда еще единой христианской церкви.

Античные астрономы определили продолжительность года в 365,25 суток, в ныне используемом календаре год принято считать равным 365,2425 суток. В результате в юлианском календаре ошибка в одни сутки накапливается за 128 лет (что было замечено и послужило причиной папской буллы), а в григорианском — за 3280 лет. Таким образом, с точки зрения точности практического летоисчисления, григорианский календарь можно считать почти идеальным. Интересно, что действовавший в Персии в течение почти 900 лет календарь великого астронома-математика и поэта Омара Хайама был еще более точен — он давал суточную ошибку раз в 4500 лет.

Недостатки современного календаря не в его неточности, а во внутренней структуре. Они общеизвестны, вот лишь некоторые из них: дни недели не согласованы с числами месяцев; полугодия, кварталы и месяцы содержат разное число суток; недели «расщепляются» между месяцами; количество рабочих дней в месяце колеблется от года к году; праздничные дни «скользят» по всем дням недели и так далее. Все это затрудняет планирование, экономические расчеты, заставляет переносить выходные дни. Кроме того, не следует забывать, что жизнь человеческой цивилизации не сводится к одной лишь европейско-христианской традиции. Почему, собственно говоря, летоисчисление всех народов мира должно до сих пор базироваться на событиях истории Древнего Рима? Тогда император Август отнял у февраля один день и добавил его к месяцу, названному собственным именем — августу. Ведь есть на Земле гораздо более древние цивилизации, например, индусская. Какое дело индусам до амбиций малоизвестного им Августа?

Идея очередной реформы, которая бы устранила многие недостатки григорианского календаря (повторяю — идеального решения в принципе нет), назрела давно. С 1953 года действует неправительственная Международная ассоциация всемирного календаря при ООН. Проделана огромная работа, достигнут максимально возможный компромисс, учитывающий культурные и религиозные традиции разных народов. Удобства и выгоды от внедрения нового календаря весьма велики и очевидны. Можно утверждать, что объективные предпосылки для глобальной реформы календаря под эгидой ООН созрели.

Есть реальный шанс, что человечество не встретит XXII век не по причине Армагеддона, а по причине перехода на новый всемирный календарь. Тогда каждый сможет без запинки назвать день недели своего дня рождения через год, десять лет или через сто. Он просто не будет меняться. Все упирается только в субъективный фактор, в инерцию привычки, в традиции. Проверьте себя и задайте себе вопрос: «А я готов расстаться с таким неудобным, но с таким привычным (если не сказать родным) календарем древних римлян?»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно