Сколько должен учиться тот, кто ведет

Поделиться
Суперфинал юбилейного, Х Всеукраинского конкурса «Учитель года-2005» определил наиболее талантливых учителей физики, истории, украинского языка и литературы, музыки и физической культуры...

Суперфинал юбилейного, Х Всеукраинского конкурса «Учитель года-2005» определил наиболее талантливых учителей физики, истории, украинского языка и литературы, музыки и физической культуры. Пятерку победителей поздравил президент Украины. А накануне Дня работников образования с теплыми словами к учителям обратился министр образования и науки С.Николаенко.

Выражая благодарность от лица педагогов, финалистка Людмила Фурсова отметила интересную вещь: оказывается, слово «учитель» имеет давние индоевропейские корни и означает «тот, кто ведет».

«Если такие конкурсы проводятся, если государство старается стимулировать учителей к развитию и самосовершенствованию, значит, ему не безразлично, кто и куда поведет наших детей», — сказала победительница.

Все начинается с любви

Вот они, пятерка достойнейших: Владимир Давидович Карасик, специализированная многопрофильная общеобразовательная школа (ООШ) № 23 (номинация «Физика»); Алла Валерьевна Левченко, ООШ № 1 пгт Манькивка Манькивского района Черкасской области (номинация «Музыка»); Людмила Алексеевна Фурсова, Черкасская ООШ Новомосковского района Днепропетровской области (номинация «Украинский язык и литература»); Александр Анатольевич Худобец, специализированная школа № 173 г. Киева (номинация «История»); Сергей Михайлович Чешейко, ООШ №78 г. Киева (номинация «Физическая культура»).

Физика, история, музыка, физкультура, язык и литература... Какие же разные преподаватели этих предметов! У каждого свой подход к детской душе, свои методы, свои интересы и предпочтения. Но некоторые моменты их судеб удивительно похожи. Например, фактически каждый победитель мечтал стать учителем еще с детства.

Второе сходство — необыкновенная, фанатичная влюбленность в свой предмет и учеников. Когда я попросила каждого из них поделиться секретами педагогического искусства, услышала очень искренний и вдохновенный рассказ о работе учителя.

— К сожалению, не все в нашей стране считают такой предмет, как музыка, важным, — переживает Алла Левченко. — Кое-где в сельской местности урок музыки до сих пор еще называют уроком пения. На уроке музыки дети должны не только разучивать песни, но и узнавать о творчестве известных композиторов, слушать музыкальные произведения разных жанров и уметь их анализировать. Благодаря таким урокам у детей формируется общая музыкальная культура, развивается эрудиция.

Я использую интерактивные технологии. Например, довольно эффективен метод мозгового штурма. Дети делятся на группы историков, биографов, музыковедов и сами находят информацию о творчестве композитора, историческом периоде, в который он жил и творил, тогдашней жизни, быте, культуре, искусстве. А потом с интересом слушают друг друга.

Музыка нужна для нашего развития не меньше, чем математика, литература, биология. Досадно, что этого не понимают некоторые педагоги. И если у учителя химии или физики не хватает часов, он может забрать их у музыки. Чтобы этого не было, уроки музыки в школе должны проводить профессионалы с хорошим музыкальным образованием и педагогическим талантом.

Алла Валерьевна трудится без устали, как пчелка. Помимо школьных уроков музыки руководит вокальным и хоровым коллективами школы да и сама поет в народном дуэте «Пізня зустріч» родного села Дзендзеливка. Ее маленькие воспитанники неоднократно завоевывали призовые места на всеукраинских и областных детских конкурсах эстрадной песни...

— Условия работы у меня довольно специфические, — рассказывает Людмила Фурсова. — Ведь наша школа расположена на территории военного городка. Но несмотря на «полевые» условия, наши дети, как и везде, любознательные, сообразительные, впечатлительные. Я стараюсь не просто пройти с ними программные произведения, но и показать целостную картину эпохи, в которую эти произведения были написаны. Много работаю над разработкой и внедрением интегрированных уроков, на которых, связанные одной темой, объединялись бы литература и язык, история, изобразительное искусство, музыка, а украинская литература выступала как самобытная, но неотъемлемая часть всемирного литературного процесса. Иначе есть опасность, что дети будут воспринимать родную литературу как нечто местечковое, неполноценное и никому не интересное.

Отметим, что у Людмилы Алексеевны два образования и преподает она не только украинскую, но и зарубежную литературу. Именно этот предмет принес ей лауреатство в прошлогоднем конкурсе «Учитель года».

— На мой взгляд, будущих граждан формируют учителя литературы и истории, — считает Александр Худобец. — Первые учат чувствовать, а вторые — жить. Жить в обществе, быть толерантными, уважать друг друга. А для этого нужен широкий кругозор. На своих уроках стараюсь подать ученикам не одно- или двухцветную мозаику исторического процесса, а показываю, что все краски спектра имеют право на существование.

Александр Анатольевич одним из первых в Украине — еще с конца 80-х годов — привлек компьютер на службу учителям-гуманитариям. Знания учеников проверяет с помощью тестовых заданий. Педагог поощряет стремление детей пополнять свои знания в сети Интернет. А в 2004 году Александр Худобец стал победителем Первого всеукраинского конкурса «Учитель-новатор», который проходил под эгидой Института средств обучения АПН Украины при поддержке компании «Майкрософт Украина».

— В течение нескольких последних лет реализуется правительственная программа по информатизации сельских школ. Это очень нужная инициатива. Ведь оторванность от информационных потоков в Украине, мире, отсутствие доступа к Интернету, электронным библиотекам препятствует профессиональному развитию периферийных педагогов, не позволяет им идти в ногу со временем. Однако не следует забывать и о том, что компьютер никогда не заменит живое слово учителя, его педагогическое мастерство и индивидуальный подход к каждому ученику, — утверждает Александр Анатольевич.

Эффективно использует информационные технологии в учебном процессе и Владимир Карасик. Это особо отметила компания Intel — один из спонсоров нынешнего конкурса. Победителю в номинации «Физика» был вручен специальный приз — ноутбук на основе технологии Intel Centrino.

— Я поставил перед собой цель научить детей знать и понимать физику, — рассказывает Владимир Давидович. — Не просто набивать голову знаниями, а уметь учиться, радоваться процессу познания, мыслить. Стремлюсь к тому, чтобы мои ученики умели замечать противоречия и проблемы не только в физике, но и в жизни, находить пути решения этих проблем, обладали достаточной силой воли и мудростью, чтобы довести начатое дело до конца.

Поработав в школе, я сформулировал для себя некоторые принципы. Так, считаю, что учитель физики обязан знать свой предмет в объеме на порядок выше, чем школьный курс, уметь решать задачи любого уровня сложности, а если надо, то и новые составлять. Должен постоянно следить за новостями в науке и технике, спорте, политике, уметь привести точные примеры из современности, чтобы детям было и понятно, и интересно. Я стараюсь, чтобы мои ученики получали удовольствие от того, что они делают, умели проявить себя и отстоять собственное мнение, побеждали на олимпиадах, конкурсах, чтобы ощущение успеха осталось с ними навсегда.

— А я стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок полюбил физкультуру, приучил себя к здоровому образу жизни, регулярно занимался физическими упражнениями, играл в спортивные игры, — рассказывает Сергей Чешейко. — В нашей школе под моим руководством работает детско-юношеский спортивный комплекс, в секциях которого занимаются все желающие. У каждого школьника свои особенности — у кого-то проблемы со здоровьем, а кто-то просто комплексует, поскольку думает, что одноклассники будут смеяться над его неуклюжестью. Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ребенку, воспитать в учениках чувство собственного достоинства, заботу о своем теле.

Ученики любят уроки Сергея Михайловича и охотно их посещают. Недаром киевская школа № 78 постоянно занимает призовые места в районных, городских, республиканских соревнованиях. Среди его воспитанников — четыре мастера спорта, пять кандидатов в мастера, члены юношеских команд по футболу, баскетболу и спортивной гимнастике. Около двадцати его выпускников стали тренерами и учителями физкультуры. А сам Сергей Михайлович влюблен в футбол, причем не только как болельщик. В составе команды ветеранов он регулярно принимает участие в соревнованиях на первенство Киева по футболу.

Ученики своих учеников

— Наверное, и дети чему-то вас научили? — поинтересовалась я у своих собеседников.

— Конечно! — в один голос ответили учителя.

— Я научилась быть с учениками искренней и общаться с ними по-взрослому, — сказала Людмила Фурсова. — Ведь если обращаться к ним как к детям, они ставят перед тобой психологический барьер.

Стараюсь никогда не создавать конфликтов, а если возникают какие-то недоразумения, пытаюсь уладить их спокойно и рассудительно, найти компромисс. Таким образом и дети учатся принимать обдуманные решения. Если же раздувать скандал, наказывать ученика, унижать перед ровесниками, это ничему хорошему его не научит, только озлобит.

— Прежде всего, терпению, — задумалась Алла Левченко. — А во-вторых, любви.

Некоторые учителя говорят: как нам платят, так мы и работаем. Это неправильное мнение. Ученики не спрашивают нас, сколько денег мы получаем. Они хотят узнавать на уроках что-то новое и интересное. Поэтому настоящий педагог должен любить детей и свою работу.

— Ученики научили меня огромной ответственности за их души, их будущее, — сделал вывод Владимир Карасик. — Пристальному вниманию к их внутреннему миру, особенностям. И, конечно, постоянной работе над собой. Чтобы дети меня уважали, я должен быть интересным, современным, всесторонне эрудированным, уметь видеть себя со стороны, с юмором относиться к себе и окружающим. Никакого напряжения и запугивания на уроках! Для того чтобы дети запомнили как можно больше, занятия должны проходить демократично и нестандартно. А еще у учителя должен быть привлекательный внешний вид и хорошие манеры.

Как вы думаете, что я понял, увидев теплые отзывы о моей работе детей, этих требовательнейших и искреннейших, нежнейших и вместе с тем совершенно непредсказуемых существ?.. Мне поставили «диагноз», и теперь я уже никогда не смогу покинуть школу, этот прекрасный «сумасшедший дом» с его удивительными детьми и немножечко поведенными (ведь только такие и остались) учителями.

— А меня дети научили не останавливаться на достигнутом, — рассказал Александр Худобец. — Я работаю в школе уже 21 год и должен сказать, что современные школьники совсем не такие, как их родители. Поэтому нужно постоянно искать — новые подходы, приемы, методические пути. А еще — не терять способности удивляться вместе с детьми каждому новому открытию.

Иногда меня спрашивают: «Сколько времени вы готовились к этому уроку?» Отвечаю: «Всю жизнь».

* * *

Все лауреаты решением коллегии МОН получили звание учителя-методиста. Это и знак общественного признания профессионализма конкурсантов, и надбавка к зарплате и пенсии. Победители также получили денежные призы, ценные подарки от спонсоров.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме