Школы снова без учебников

Поделиться
Уже стало «традицией» начинать учебный год в школах без новых учебников, поставляемых за счет государственного заказа. Без учебной литературы школьники остаются до осенних, зимних, а то и весенних каникул.

Уже стало «традицией» начинать учебный год в школах без новых учебников, поставляемых за счет государственного заказа. Без учебной литературы школьники остаются до осенних, зимних, а то и весенних каникул. В то же время за несколько месяцев до начала учебного года в продажу поступают качественные учебники коммерческих издательств, вот только покупать их учителям и ученикам приходится за собственные деньги. Казалось бы, передай государство средства госзаказа в школы - и проблема своевременного обеспечения школ учебниками была бы решена. Но...

Создание учебников является прибыльной сферой, и ее монополизация приносит значительные средства группам и лицам, имеющим доступ к управлению государственной собственностью. Производство и распространение учебной литературы через систему государственного заказа стало предметом соревнования издательств, вследствие чего вместо открытой конкуренции идей, авторов и программ все решают связи, знакомства и политическое влияние.

Ярким примером торжества коррупции является госзаказ на учебники для 10 класса на текущий учебный год. Организацию подготовки, выпуска и закупки учебников МОН традиционно делегировало Институту инновационных технологий и содержания образования (ИИТСО), возглавляемому А.Удодом. Как выяснилось, результаты проведенного МОН конкурса учебников для ИИТСО не имеют никакого значения. Например, в конкурсе учебников по информатике победила Издательская группа BHV, в апреле был проведен тендер на выпуск учебников, по результатам которого должно было быть напечатано в общем около 180 000 экземпляров упомянутого учебника на украинском и русском языках. Тем не менее средств на издание учебников Издательская группа BHV не получила. Вместо этого в сентябре, без каких-либо правовых оснований, в издательстве «Генеза» начали выпуск за государственные средства совсем другого учебника. В таком же положении оказалось более десяти других издательств, честно выигравших конкурс на выпуск учебников по различным предметам, но почему-то посчастливилось издательствам «Генеза» и «Освіта». На просьбы объяснить ситуацию директор А.Удод не реагирует.

Более того, ИИТСО не просто «заменил» одни учебники другими, он не собирается обеспечивать школы учебниками в полном объеме вообще. В соответствии с изданным этим институтом в начале учебного года распоряжением о наполнении библиотечных фондов учебниками по информатике, например, будут обеспечены только около 65% учеников, а остальные, очевидно, не получат учебников по госзаказам никогда.

Несмотря на это А.Удод выступает с заявлениями о якобы 96-процентном выполнении госзаказа на учебники (см. https://osvita.ua/school/news/11791/ ). Насколько эти заявления правдивы, можно судить по комментариям учителей на упомянутом сайте.

Наладить своевременное обеспечение школ учебниками не удавалось ни одному руководству МОН за все годы независимости Украины. Наоборот, состояние дел в учебном книгоиздании только ухудшается, несмотря на новые правила и службы. И так будет продолжаться до тех пор, пока далекие от школы чиновники решают, какие учебники нужны школьникам.

Не зная, какие учебники получат в октябре, ноябре или декабре, учебные заведения не могут организовать качественное обучение. Без согласия и выбора школы в библиотеки привозят «государственные» учебники, которые довольно часто не соответствуют профилю учебного заведения, написаны не теми авторами, которых изучали в прошлом году, и т.п.

Апробация учебников осуществляется бессистемно, и довольно часто ее результаты мало влияют на дальнейшую судьбу издания. Система экспертной оценки серьезно страдает от субъективизма и конфликта интересов: желаемый экспертный вывод (и соответствующий гриф на издание) можно получить по знакомству или просто за деньги. Действующая система конкурсного отбора учебников без механизма предварительных апробаций, без учета мнения учителей, учеников и их родителей делает принципиально невозможным создание качественных учебников.

Главной причиной такой ситуации является государственная монополия на организацию, финансирование издания учебников и снабжения ими школ. При централизованном распределении государственных средств качество содержания учебников и их соответствие государственным программам становятся второстепенными. А потому за государственные деньги в школы шла и будет идти преимущественно «макулатура».

Для более или менее качественного обучения детей учителя и родители за собственные деньги покупают учебники и учебные пособия тех авторов и издательств, которые на свой собственный финансовый риск выпускают лучшие и более дешевые учебные издания. Но и эту возможность перекрывает МОН (сейчас - МОНМС), требуя в учебном процессе использовать только «свои» учебники, вынуждая методистов различного ранга проверять учителей и школы, чтобы они не пользовались «чужими» учебниками. Есть области, где при полном отсутствии государственных учебников с учителей берут расписки о неиспользовании коммерческих изданий под угрозой немедленного увольнения.

Решить эту проблему, по мнению многих учителей и руководителей системы образования, могла бы передача, по примеру других стран, бюджетных средств непосредственно в школы, чтобы они могли закупать именно те учебники, которые больше всего соответствуют методике и программе обучения. Например, во Франции официальными документами для школ являются государственные учебные программы и комментарии к ним. Именно на их основе разрабатываются учебники, а издатели действуют на свободном конкурентном рынке. Закупка литературы осуществляется учебными заведениями за бюджетные средства. При таких условиях школы не страдают от несовершенства системы государственного заказа.

Конечно, надо сохранить существующую научно-методическую экспертизу МОНМС Украины, на которую принимать только учебники, прошедшие апробацию в школах и собравшие положительные отзывы действующих учителей. Экспертиза должна лишь проверять соответствие учебных изданий требованиям действующих государственных программ, вынося вердикт: «да, соответствует» или «нет, не соответствует» с описанием недостатков для возможного переиздания. Учебные издания, прошедшие экспертизу, включать в ежегодный список рекомендованной литературы, что дает им преимущества при закупках, которые будут осуществлять учреждения сферы образования. На этом роль МОНМС Украины должна считаться выполненной! Дальше пусть работают авторы и издательства разной формы собственности, которые в условиях конкуренции обеспечат наилучшие предложения. Борьба за покупателя заставит их издавать лучшие и более дешевые книги, а школы от такой конкуренции только выиграют.

Если посчитать затраты государства на издание учебников, то на одного ученика будет приходиться около 400 грн. в год. Очевидно, что государство расходует эти средства крайне неэффективно. Если бы школам выделили хотя бы половину этих денег на приобретение учебной литературы, то у каждого ученика были бы современные учебники, а учителя не сушили бы себе голову, как «привязать» планы уроков к базовым учебникам, которые почему-то не соответствуют рекомендованным программам.

Для создания качественных продуктов человечество не придумало ничего лучшего, чем «бизнес-проекты», когда каждый производитель мобилизует все интеллектуальные и материальные ресурсы, чтобы его продукт удовлетворил потребности покупателя. Схемы рыночных отношений работают автоматически без вмешательства армии корыстных чиновников и в условиях конкуренции с другими производителями обеспечивают покупателей лучшими, более эффективными и дешевыми изделиями. Собственно, такие схемы работают во всех сферах человеческой деятельности в цивилизованном мире, иногда и у нас. Только не в образовании!

Пока рыночные отношения не придут в издательства и школы, качественных и своевременных учебников не будет! Независимым издательствам очень трудно конкурировать с издательствами, у которых есть государственный заказ. Последние не беспокоятся о том, что их продукцию могут не купить. МОНМС Украины не желает вводить прозрачные, справедливые для всех европейские стандарты выпуска качественных учебников, не хочет для их приобретения передать государственные деньги в школы, упрямо сохраняет процедуры, оставляющие лазейки для злоупотреблений. Угадайте с трех раз, почему.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме