Оправдает ли себя идея профильного обучения в старшей школе? Как организовать переход к нему так, чтобы ребята могли выбирать, причем осознанно, свою образовательную траекторию? Сможет ли им в этом помочь предпрофильная подготовка или же главным ориентиром станет «ненавязчивый намек» педагогов, на что ребенку хватает ума? Вообще не дискредитируем ли сам замысел: не лишим ли детей права выбора, права на ошибку, наконец? Будет ли профильная старшая школа отвечать потребностям детей, общества, рынка труда?.. На эти и многие другие не менее важные вопросы более-менее вразумительные ответы получим не раньше 2009/2010 учебного года. Именно тогда появятся первые старшеклассники новой 12-летней школы, чьи последние три года, проведенные за партами, полностью пройдут под знаком профиля. Сегодня же корреспондент «ЗН» попросила директора департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Украины Павла ПОЛЯНСКОГО рассказать о том, какой профильная школа должна быть.
Зачем нужна профилизация, понятно: в идеале именно она способна создать благоприятные условия для реализации индивидуальных особенностей старшеклассников, их интересов и потребностей и сориентировать завтрашних выпускников на тот или иной вид будущей профессиональной деятельности. Общей тенденцией перехода старшей школы на профильное обучение является его широкая дифференциация, вариативность, многопрофильность, интеграция общего и допрофессионального образования.
Дифференциация — одна из ключевых проблем организации современной школы, объект острейшей полемики педагогов многих стран мира. Разные, порой трудносовместимые взгляды на идею дифференцированного обучения в определенной степени отображают две противоположные тенденции в развитии современных науки, производства, образования. Одна из них — интеграция, требующая от квалифицированного работника широкой общей культуры и осведомленности во многих смежных областях. Другая тенденция отрицает универсализм в условиях постоянного увеличения научных и профессиональных знаний, делая упор на специализацию, не только способствующую развитию производительных сил, науки и культуры, но и учитывающую разнообразие задатков и способностей человека, его индивидуальные наклонности к тому или иному виду деятельности. Большинство педагогов мира ратуют именно за специализацию. К их числу, как видим, принадлежат и наши просвещенцы.
Начальный — предварительный, ориентировочный — этап дифференциации начинается в девятых классах средней школы. В последних же классах в большинстве стран мира введена профильная дифференциация обучения (при этом следует учесть, что там полное среднее образование не является обязательным). Ребята учатся в специализированных секциях и отделениях, которые можно считать аналогами профилей, все многообразие которых сводится к двум направлениям — академическому (общеобразовательному) и практическому (технологическому, допрофессиональному). Количество обязательных предметов в старших классах, как правило, меньшее, нежели в основной школе. Профильная же дифференциация обучения осуществляется за счет углубленного изучения дисциплин определенного профиля.
Уже создан фундамент для перехода отечественной старшей школы на профильное обучение — соответствующая концепция, одобренная недавней совместной коллегией МОН и президиума АПН Украины. Именно она легла в основу создания новых типовых учебных планов для старшей школы.
Вышеупомянутая концепция предусматривает обучение десяти-, двенадцатиклассников по пяти основным направлениям: общественно-гуманитарному, естественно-математическому, технологическому, художественно-эстетическому и спортивному. Те же из юношей и девушек, в чьи планы не входит поступление в вуз, смогут продолжить обучение на уровне стандарта — обязательного минимума содержания учебных предметов.
Для выявления склонностей детей к тем или иным видам деятельности типовой план рассматривает девятый класс общеобразовательной средней школы как предпрофильный. Причем нельзя воспринимать предпрофильное обучение как период, когда ребенку нужно начинать усиленно «вгрызаться» в определенные науки. Наоборот — девятиклассник должен попробовать себя во всем, побывать на всех факультативах, и лишь потом определиться, что ему по душе. И совсем не нужно тревожиться, если на протяжении года ребенок будет прыгать со спецкурса на спецкурс, убежден Павел Полянский. Гораздо хуже, если школьник пойдет на один да там и застрянет, не испытав свои способности на других факультативах.
Безусловно, есть определенная (к слову, не решенная нигде в мире) проблема в том, что, избрав в десятом классе, к примеру, технологическую стезю, по окончании школы подросток вдруг решит поступать на филологический факультет. Ведь учебные планы потенциальных технарей и гуманитариев будут очень существенно отличаться друг от друга. Но если старшеклассника все же одолеет неудержимое желание, предположим, в одиннадцатом классе переориентироваться с одного профиля на другой, ему никто не будет препятствовать. Но опять же — нужно учесть, что у такого решения возникнет немало «побочных эффектов». Ведь по одним предметам ученик будет передовиком, а по другим — существенно отставать. Значит, придется ускоренными темпами ликвидировать такой разрыв. Заметьте: самостоятельно.
Соотношение учебного времени на обязательные дисциплины и предметы по выбору будет где-то 65 к 35% (кстати, в плане объемности вариативной составляющей мы пошли дальше многих европейских государств: в странах Старого Света аналогичный показатель дотягивает максимум до 8%). Делу профилизации планируется подчинить весь учебный процесс. То есть в зависимости от профиля будет определяться количество часов на изучение и обязательных дисциплин: профильным предметам — максимум времени и продвинутые программы. И, наоборот, для «чужаков» — существенно упрощенные программы и гораздо меньшее количество часов. По каждому обязательному предмету будет как минимум три вида учебников и программ: для «родных», «чужих» профилей и т.н. беспрофильной школы.
Вариативную же составляющую учебного процесса каждая школа, ориентируясь на избранный профиль (или профили), сможет обеспечить самостоятельно. Например, введя для «поддержки» тех же будущих физиков те или иные спецкурсы. Разрабатывать такие предметы по выбору будут и министерство, и сами школьные преподаватели. По словам Павла Брониславовича, подобные авторские разработки отечественных учителей уже давно и успешно используются нашими учебными заведениями среднего звена. В сегодняшних лицеях и гимназиях прекрасно прижились сотни эксклюзивных программ и предметов, которых нет ни в одной другой школе. Руководство отрасли надеется, что в будущем такой же органичной составляющей вариативного блока станут и обязательные для всех общекультурные дисциплины — спецкурсы по этике, эстетике и этикету. МОН планирует настойчиво рекомендовать включать их в процесс обучения старшеклассников.
В целом профилизация старшей школы для Украины не в новинку. Так, уже около 40% сегодняшних старшеклассников в той или иной степени профилизированы. Но руководители отрасли не устают подчеркивать: никому не нужна гонка за процентами, профилизация должна осуществляться там, где для этого созданы соответствующие условия. Поэтому и сроки на повсеместное внедрение нововведения столь длительны — нужно всем дать возможность должным образом к нему подготовиться.
По мнению разработчиков концепции, формы организации профильного обучения могут быть самыми разными. Это — и профильные классы в общеобразовательных учебных заведениях, и профильные группы в многопрофильных школах, и обучение по индивидуальному учебному плану и программе, и динамичные профильные группы. Вполне легитимным будет и параллельное существование межшкольных профильных групп, профильных школ интернатного типа, межшкольных учебно-производственных комбинатов и т.д. К слову, у каждого профиля могут быть подпрофили. Например, в рамках общественно-гуманитарного историко-правовое, экономическое, социологическое и т.д. направления. МОН регламентировать такие подвиды не будет и в целом видит старшую школу эдаким трансформером, который в каждом конкретном случае может быть смоделирован по-своему в соответствии с интересами учеников.
Безусловно, с внедрением профильного обучения в старшей школе связано много проблем. Одна из основных — кадры. И вопрос здесь не только в количестве определенных учителей-предметников, но и в уровне их квалификации. Ведь не все способны преподавать свою дисциплину на очень высоком уровне, как того требует соответствующий профиль. Другая сторона медали — не каждый педагог может безболезненно отказаться от стереотипа «мой предмет — самый важный» и адекватно оценивать знания ребят, для коих его дисциплина не является профилирующей. Во многих школах, особенно сельских, кадровая проблема усугубляется отсутствием надлежащей материально-технической базы. Следовательно, профилировать их старшие классы пока что сложно. И не исключено, что некоторые ребята будут ездить «профилизироваться» в соседние села.
— В любом случае нельзя до 12-го класса «давить» всех детей одинаковыми программами и предметами, — убежден Павел Полянский. — Нам вообще следует постараться сделать так, чтобы изучение дисциплин в 12-м классе заканчивалось в первом семестре. Второй, на мой взгляд, следует целиком и полностью посвятить обобщенным курсам, дав возможность школьнику должным образом осмыслить изученное. Хотя, подчеркну, главное призвание профильных классов не в трансформации их в «мини-вуз», ведь школа — прежде всего общеобразовательное учебное заведение, о чем ни в коем случае нельзя забывать. Просто одна из его основных задач — дать возможность старшекласснику изучать преимущественно то, к чему у него лежит душа.
Сегодня существует, на мой взгляд, очень опасный стереотип: профильное обучение — удел одаренных детей. Но ошибочно считать одаренными лишь тот мизерный процент детей, которые сегодня упорнейшим трудом, нередко сверхусилиями, собственно, за счет своего здоровья зарабатывают максимальные баллы по всем предметам. Идея же профильной школы совершенно в ином. Обучение каждого старшеклассника должно быть направлено в то русло, где он может максимально раскрыть и реализовать свои способности и задатки. То есть продемонстрировать свою одаренность. И я не сомневаюсь, что мы получим такое количество одаренных детей, о котором сегодня даже не подозреваем.