Школа: с точки зрения учителей и родителей

2 октября, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №36-37, 2 октября-9 октября

Мало найдется профессий, которые привлекают такое пристальное внимание общества, как профессия педагога. Недаром говорят: выбирай не школу, а учителя. У нас много надежд на учителей. И так же много требований. Мы восхищаемся их профессионализмом, самоотверженностью и талантом. Возмущаемся равнодушием и непрофессионализмом.

 

От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо происходит, никто не удивляется. 

Мария фон Эбнер-Эшенбах

 

 

Мало найдется профессий, которые привлекают такое пристальное внимание общества, как профессия педагога. Недаром говорят: выбирай не школу, а учителя. У нас много надежд на учителей. И так же много требований. Мы восхищаемся их профессионализмом, самоотверженностью и талантом. Возмущаемся равнодушием и  непрофессионализмом.

"Господа энтузиоты, приступаем к работе!" — так заканчивала каждую планерку с учителями  знакомая директор столичной школы. "А что ты удивляешься? Учителями работают энтузиасты. Но за такую зарплату, что это уже называется чуть по-другому, — смеялась она. — Однако это лучшие в мире люди".

Обычно в торжественных приветствиях ко Дню учителя мы говорим о том, что думаем о работе педагога. Мы — это родители, политики, общественность, журналисты. А что думают о себе и своей профессии учителя?

Фонд "Демократические инициативы имени Илька Кучерива" и "Юкрейниан социолоджи сервис" по заказу БФ "Институт развития образования" и при поддержке международного фонда "Відродження" провели национальный опрос "Среднее образование в Украине: мнение учителей и родителей". В исследовании приняли участие учителя, директора школ и родители из Киева и 15 областей Украины.

Сфера образования — одна из наиболее "густонаселенных" сфер общественной жизни. И у каждого из ее участников есть свое понимание того, что и как происходит. Иногда мнения совпадают, а иногда — наоборот. 

Начнем с глобальных вопросов. С того, собственно, что дает нам школа. Разумеется, это зависит не только от учителей, но от них — в большой степени. 

Каково качество школьного образования в Украине? В общественных дискуссиях, комментариях и аналитике постоянно звучит мнение, что качество школьного образования низкое, что пора кричать SOS, выводить образование из кризиса. Но большинство участников исследования (65% учителей, 80% директоров школ и 60% родителей) ответили нейтрально и даже дипломатично: качество образования "среднее". Были и те, кто назвал качество образования "очень высоким" — 0,2% учителей и 0,7% родителей. А вот среди директоров не нашлось ни одного, кто поставил качеству образования наивысшую оценку. Высоким, но без эйфорического "очень" считают качество образования 15% учителей. 

Это о "средней температуре по стране". Когда же речь заходит о конкретном учебном заведении, в котором работают педагоги или учат своих детей опрошенные родители, качество образования оценивается не так критически: 54% опрошенных учителей считают его средним и 36 — высоким. Даже среди директоров теперь нашлись такие, кто считает качество образования в школе, которой руководят, "очень высоким" (2%). Родители также демонстрируют оптимизм: 2% поставили высшую оценку качеству образования в своей школе.

Дает ли школа хорошие знания? Утвердительно на этот вопрос ответили 76% учителей, 78% директоров и 64% родителей. 

Готовит ли среднее образование к будущей жизни в обществе? "Да" считает лишь половина опрошенных: 50% директоров, 60% учителей и 51% родителей. По всей видимости, наиболее оптимистично в этом вопросе настроены учителя. Следует отметить, что в опросе участвовали преимущественно родители учеников начальной школы (47%) и 5–9 классов (50%). Кто знает, может, если бы было больше "бывалых" родителей старшеклассников и выпускников, картина выглядела бы несколько иначе. Высокую оценку получило и качество гражданского воспитания. Школа воспитывает гражданина — так считают 70% родителей, 83% учителей и 87% директоров. А вот с тем, что среднее образование формирует мировоззрение, согласны 79% учителей, 78% директоров школ и 68% родителей. По всей видимости, в вопросах  качества образования  и реализации задач школы родители настроены более критично, чем учителя и директора.

Мы часто слышим о равном доступе к образованию, гарантированном Конституцией. Об этом не забывают упоминать политики во время красивых речей. Но всем понятно, как это далеко от реальности. Согласны с тем, что среднее образование дает всем равные возможности бесплатно учиться, лишь 20% учителей, 29% директоров и  8% родителей. Негусто. При этом мнение директоров и учителей существенно отличается от родительского. Еще бы, последние не на словах, а на собственном кошельке ощущают, что такое "благотворительные взносы". 

Но это не означает, что в общеобразовательных школах родители ничего не платят дополнительно. Более трех четвертей опрошенных родителей учат своих детей в общеобразовательных учебных заведениях. Из них 56% указали, что им приходится регулярно сдавать деньги на нужды учебного заведения.

Учителей, участвоваших в опросе, можно условно разделить на две группы: те, кто работающиет в обычных общеобразовательных школах (75%) и те, кто трудится в специализированных (12%) и лицеях-гимназиях (13%). На некоторые вопросы они отвечали почти одинаково. Недовольны своей зарплатой 89% педагогов, статусом в обществе— 82%. Довольных социальным обеспечением (возможностями получить жилье, льготами и т.п.) очень мало: лишь5% учителей и 3% директоров. Зато отношения с руководством школы удовлетворяют 82% учителей, отношения с родителями — 81%. А вот тем, как относятся к педагогам ученики, довольны лишь 51% работников образования.

Но были и такие вопросы, на которые учителя отвечали по-разному — в зависимости от места работы. Это и понятно, ведь специализированные школы и лицеи более престижны, у них есть право конкурсного отбора со всеми, вытекающими из этого последствиями. Например, в то, что школа дает всем равные возможности бесплатно учиться, больше верят учителя общеобразовательных школ, чем специализированных и лицеев. Заинтересованностью учеников в учебе больше довольны учителя специализированных школ. 

Педагоги, работающие в специализированных школах, больше довольны материально-техническим обеспечением своего учебного заведения, чем их коллеги из общеобразовательных школ — 43 против 29%.

Сколько получает ежемесячно украинский учитель? Опрошенные педагоги честно назвали сумму: у 36% она составляет от 1 до 2 тыс. грн, у 47% — от
2 до 3 тыс. грн, у 16% — от 3 до 4 тыс. грн. И только у 1,5%. — от 4 до 5 тыс. грн. При этом среди учителей специализированных школ количество тех, кто получает более высокую зарплату, больше, чем в обычных. 

На вопрос "Как вы думаете, какой должна быть ваша зарплата?" учителя ответили по-разному: 24% респондентов хотят, чтобы их жалованье было в пределах 2,5–4 тыс. грн, 23 — от 4 до 5 тыс., 16 — от 5 до 6 тыс., по 10 — от 6 до 7 тыс. и от 7 до 8 тыс., 9% — от 9 до 10 тыс. И только совсем небольшая группа педагогов мечтает о более существенных доходах: 6% учителей хотели бы зарплату от 10 до 15 тыс. грн, 2% — более 15 тыс.

От чего должна зависеть зарплата учителя? От уровня профессионализма (53% опрошенных учителей), от знаний учеников (25%), от стажа (13%). А если мерилом размера заработной платы станет аттестация педагогов на основе внешнего тестирования? На такой подход согласились бы 46% учителей, не определились — 27 и лишь 28% были бы против. Интересно, что идею аттестации на основе внешнего тестирования, которая повлияла бы на размер зарплаты, больше поддерживают учителя общеобразовательных школ, чем преподаватели лицеев-гимназий. 

В чем учителя хотели бы повысить свой профессиональный уровень? Инновационные методы преподавания (47%), новейшие достижения в профессиональной сфере (43%), владение информационными технологиями (42%), психологические навыки работы с детьми (35%), знание иностранного языка (30%), знание законодательства в сфере образования (20%).

Половина учителей (51%) недовольны качеством учебников. В книгах, по которым учатся дети, по мнению педагогов,  нужно изменить способ подачи информации (доступный язык, размер и качество печати) — 49%, содержание — 31, иллюстративный материал (с учетом восприятия информации согласно психофизиологическим особенностям учеников разного возраста) — 30%.

Что, по мнению учителей, поможет им работать качественнее?Улучшение технического уровня школы (56%), изменение подхода к оплате труда учителя (51%), уменьшение бюрократической нагрузки, отчетности (47%), обновление учебных программ и учебников (42%), предоставление учителю большей педагогической свободы (33%), увеличение зарплаты (21%). Получается, что свободы учителя хотят больше, чем зарплаты. А вот среди директоров свобода учителя пользуется меньшей популярностью — лишь 20% директоров считают, что предоставление большей педагогической свободы поможет учителю работать качественнее.

Естественно, что учителя и родители несколько по-разному представляют себе пирамиду наиболее острых проблем среднего образования. Рассмотрим Топ-10 самых популярных ответов.

Что надо сделать в первую очередь для улучшения качества образования в школах? Наиболее популярные ответы учителей следующие: повысить оплату их труда (80%), создать новые программы, больше отвечающие требованиям современности (56%), предоставить больше самостоятельности директорам школ и педагогическим коллективам (45%), наладить сотрудничество с лучшими учебными заведениями за рубежом, практиковать стажировку преподавателей и лучших учеников (42%), предоставлять государственные стипендии лучшим
ученикам из неимущих семей (38%), создать действенную систему повышения квалификации учителей (36%).

Какие реформы нужны в среднем образовании?Быстрые и радикальные — 33% опрошенных учителей, постепенные и частичные — 54, реформ не нужно — 4, затруднились с ответом — 9%. 

Очевидно, большинство учителей поддерживают реформы, но кто, по их мнению,  должен  инициировать изменения?  Министерство образования и науки (45% респондентов), педагоги (34%), президент и правительство (5%), родители (4%), общественные организации (2%). А вот точка зрения родителей несколько иная. Они также полагаются на Минобразования как на инициатора реформ (68%), на учителей (54%), на себя (25%), на президента и правительство (15%), на общественные организации (15%). 

Верят в успешность реформирования школьного образования 46% учителей, не верят — 20, не определились 34%. Но педагоги больше настроены на реформы, чем их руководство: верят в успех реформ лишь 34% директоров, не верят — 22, а не определились почти половина — 44%.

Несмотря все трудности и проблемы, учителя все-таки остаются энтузиастами. И это дает надежду на будущее. Однако не все зависит  от педагогов. Недаром говорят: учителя открывают двери, однако зайти в них вы должны сами.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно