ШКОЛА, ЗАТЕРЯВШАЯСЯ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ

Поделиться
Павлыш… Маленький поселок, затерявшийся в необозримых степях Кировоградщины. На высоком пригорке возле дороги стоит здание из красного кирпича, построенное почти сто лет назад...
Зоя Ткаченко в музее В.Сухомлинского

Павлыш… Маленький поселок, затерявшийся в необозримых степях Кировоградщины. На высоком пригорке возле дороги стоит здание из красного кирпича, построенное почти сто лет назад. Это — знаменитая на весь мир Павлышская школа, где двадцать два года проработал величайший педагог современности Василий Сухомлинский.

Павлышские университеты

Мы сегодня очень много говорим о личностно-ориентированной, толерантной педагогике, важности психологического микроклимата в школе, плодотворного сотрудничества учителей и родителей и т.п. Парадокс, но очень многие из нас либо не знают, либо умышленно не акцентируют внимание на том, что практически все магистральные педагогические нововведения последних лет родом именно из Павлыша.

Возьмем хотя бы ту же современную «оценочную» политику — любой балл сегодня трактуется как демонстрация уровня успешности ученика. В Павлышской же средней школе воспитание без наказания является основным принципом работы всего педколлектива уже полвека! Оценку Сухомлинский рассматривал как вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится». Поскольку сознание ребенка — могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость, небезосновательно утверждал Василий Александрович.

«Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний… И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказания невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… — воспитывайте детей без наказаний». И почему правоту этих мудрых слов мы осознали лишь полвека спустя?..

Только теперь, задекларировав курс на внедрение личностно-ориентированных учебных технологий и методов воспитания, мы пригвоздили к позорному столбу такое распространенное в нашей школе явление, как зубрежка. И в этом вопросе Сухомлинский на несколько десятилетий опередил время. Он всегда подчеркивал, что обучение не даст желаемого результата, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Вред зубрежки огромен — она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Уповать только на формальное заучивание готовых формул и тем самым надеяться, что мы решим все задачи по формированию всесторонне развитой личности, было бы слишком большим упрощением, писал выдающийся педагог.

В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Дети моментально улавливают фальшь слов, если они не соответствуют нравственным убеждениям воспитателя. «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время как это знамя никто не несет». Не нам ли, сегодняшним, порой столь много и горячо спорящим о причинах нравственной деградации подрастающего поколения, адресованы эти слова?

Мы только сейчас начинаем понимать необходимость того, что давным-давно практикуют во всех цивилизованных странах: малыши из начальных классов и ученики средней-старшей школы должны учиться в разных помещениях. Павлышская с/ш и в этом плане впереди Украины всей. Наверняка именно это учебное заведение было первым, где заработала и школа для родителей — «Родительский университет». Характерно, что Сухомлинский настаивал: сажать мам-пап за парту, когда их дети переступают порог десятилетки, поздно. Поэтому, когда потенциальным школьникам исполнялось четыре года, он приглашал их родителей в специально созданный для них «вуз». Занятия там проходили два раз в месяц и пользу приносили несомненную. Когда через два года мальчики и девочки становились учениками, работать учителям и с ними, и с их родителями было намного легче. Поскольку к тому времени педагоги и мамы-папы новоиспеченных школьников становились настоящими единомышленниками. Кстати, и «свежее» веяние — сажать за парты шестилеток — в Павлыше успешно практикуют (на секундочку) уже 40 лет.

И музеи бывают… живыми

После смерти великого педагога и мыслителя при Павлышской школе открыли музей В.А.Сухомлинского. В 1973 г. он приобрел статус государственного педагогически-мемориального. Сегодня в его фондах почти 18,5 тыс. единиц сохранения. Среди них — личные вещи семьи Сухомлинских, рукописи, семейная библиотека, творческие работы учеников школы.

В музее — масса интереснейшего. К примеру, действующие модели электромобиля, сеялки, веялки, молотилки. Оказывается, все это дети изготовили своими руками и активно использовали. В частности, станки вовсю работали во время подготовки к празднику урожая. На пришкольном участке ребята выращивали хлеб, собирали и обрабатывали его, а затем выпекали душистые паляницы. Разглядывая рукотворные диковинки, по-хорошему завидовала павлышским ребятам и вспоминала о своих школьных уроках труда, где мы из месяца в месяц занимались «увлекательнейшим» делом — клеили картонные коробки. Ведь, согласитесь, привить любовь к труду можно, только превратив его в захватывающее и творческое занятие.

Очень много интересного о самом Василии Александровиче знает директор музея Зоя Ткаченко. Наверное, не многим известно, что Сухомлинский, будучи преподавателем украинского языка и литературы, самостоятельно изучил всю(!) школьную программу и без труда мог заменить любого учителя в любом классе. Или вот такая характерная деталь: все двадцать два года своего директорствования в Павлышской школе Василий Александрович ежедневно встречал каждого ученика на пороге школы. Знал всех по имени, для всех находил доброе слово…

Хранится в музее и личная библиотека Сухомлинского (правда, не все 19 тысяч, а около 7 тысяч томов). Педагог разрешал пользоваться ею не только своим коллегам, но и воспитанникам. Любой из них мог зайти в квартиру директора, размещавшуюся здесь же, в здании школы, и взять любую книжку. Традиция сохранилась до сих пор. При этом, следует подчеркнуть особо, библиотека находится в прекрасном состоянии.

Я долго не могла сформулировать свои ощущения после посещения музея В.А.Сухомлинского. И наконец поняла, в чем его необычность: все здешние экспонаты… живые. Жизнь музея — не только экскурсии для гостей и мероприятия, приуроченные к знаменательным датам. Здесь работает клуб юных сухомлинцев —учеников Павлышской школы «З поглядом у майбутнє». Они изучают наследие своего славного земляка, архивные материалы, пишут статьи в местную газету, работают экскурсоводами, ведут обширный поиск — собирают данные о тех, кто учился в школе, когда директором был Василий Александрович. Также ребята ухаживают за могилами Сухомлинского и его мамы. А еще делают своими руками маленькие сувениры, которые дарят всем побывавшим в музее, — значки в форме сердечка, изготовленного из красной ткани. И, разлетевшись в США, Японию, Китай — во все уголки планеты, — они всегда будут напоминать о большом Человеке и Учителе, «сердце отдавшего детям».

«Чуття єдиної родини»

Как я уже не раз упоминала, идеи Василия Сухомлинского вот уже полвека успешно воплощаются в его родной школе. Да и как может быть иначе, если до сих пор здесь преподают учителя, начинавшие работать под его руководством, если практически каждый третий педагог — выпускник этой школы? К слову, за последние 50 лет учителями стали свыше пятисот воспитанников Павлышской с/ш.

Круглый год проходят здесь занятия знаменитой «Школы радости» Сухомлинского — уроки мышления в «зеленых» классах. Это своеобразное учебное заведение под голубым небом Василий Александрович основал для решения главной педагогической задачи: развития умственных, физических и эмоционально-эстетических задатков и наклонностей детей. Тематике таких уроков всегда придавалось большое значение. Как и во времена Сухомлинского, для каждого класса учителя разрабатывают оригинальные планы «зеленых» занятий, различных по сложности и сценариям. Основная цель «Школы радости» — помочь ребятам понять и полюбить природу, разобраться во взаимосвязях живого и неживого в ней, и, естественно, научиться мыслить, делать умозаключения. Характерно, что уроки мышления проходят не сами по себе, сразу после них следуют уроки связной речи. То есть уже в классе дети обсуждают увиденное, придумывают на заданную тему сказки, стихи, пишут этюды. С творчеством юных жителей Павлыша может ознакомиться любой желающий — в школьном музее хранится 80 томов одних только сказок, принадлежащих перу юных Андерсенов и Перро.

В своей книге «Павлышская средняя школа» Василий Александрович писал: «Наш педагогический коллектив — творческое объединение единомышленников, в котором каждый вносит свой индивидуальный вклад в коллективное творчество, каждый, обогащаясь духовно благодаря творчеству коллектива, одновременно обогащает своих товарищей». Посетив Павлышскую школу сегодня, понимаешь — то же самое можно сказать и о ее теперешней дружной преподавательской семье. А в том, что это действительно семья единомышленников, сомневаться не приходится: красноречивое и убедительное тому свидетельство — бережное и трепетное отношение к наследию своего великого земляка, его постоянное приумножение. Скажем, для молодых преподавателей школы работает клуб «Ми — сухомлиністи». Его члены посещают уроки старших коллег, штудируют работы своего знаменитого земляка. А в качестве «экзамена» должны представить на суд школьной педагогической общественности собственные практические наработки, где творчески, по-новому интерпретируются идеи Сухомлинского. Так что, как видим, сегодняшняя политика «партии» и в учительском вопросе (каждый педагог должен творчески подходить к своей работе) давным-давно стала для павлышских преподавателей неотъемлемой частью их профессиональной деятельности.

Часами может нынешний директор Павлышской среднеобразовательной школы Екатерина Деркач рассказывать и о здешних традиционных «фирменных» праздниках. Вот праздник урожая, о котором уже упоминала выше. Ребята сами сеют на пришкольном участке пшеницу, ухаживают за ней, собирают, обрабатывают и выпекают (конечно, с помощью старших) хлеб. Затем на площади перед школой устраивают чудо-пир: ставят столы, на них — фрукты из школьного сада Матери, виноград из виноградника, посаженного самим Сухомлинским, разная домашняя снедь. Приходят на торжество все — и родители ребят, и учителя, и бывшие ученики школы. А вы спрашиваете, откуда берется настоящее, искреннее «чуття єдиної родини»…

Два раза в году проходит в Павлыше и праздник сказки: 28 сентября, в день рождения Василия Александровича, и весной, в последний день учебы. Майское представление «прописалось» на живописной «Бабушкиной опушке» и является эдаким театральным мини-фестивалем. Ребята инсценируют украинскую народную сказку, сказку, написанную Сухомлинским, и свою собственную, прошедшую перед этим жесткий конкурсный отбор.

К сожалению, не столь радужны будни Павлышской школы и педагогическо-мемориального музея. Причина банальна: для обеспечения надлежащего уровня их жизнедеятельности попросту не хватает средств. Ремонты проводятся силами родителей, музей хоть и является государственным, да только этот высокий статус ничем не подкреплен. Правда, в следующем году, в связи с 85-летием со дня рождения В.Сухомлинского, Павлышскую с/ш планируют «осчастливить»: перевести на финансирование из госбюджета, предусматривающее хоть какие-то средства на укрепление материально-технической базы.

«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен: он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера», — написал в свое время еще один выдающийся мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Ну неужели только великим дано осознавать смысл прописных истин?..

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме