Полтора месяца я провел в Японии. Мне посчастливилось стать первым украинским участником тренингового курса «Развитие среднего образования», организованного японским международным кооперативным агентством (JICA).
JICA ежегодно организовывает учебу восьми тысяч участников разнообразных тренингов из 140 стран мира. В каждом крупном городе страны есть JICA-центры, на базе которых проходит учеба. В Нагое, где я побывал, расположен международный центр Чубу — своеобразный Вавилон, в котором люди из разных стран не только совершенствуют свои профессиональные качества, но и учатся жить вместе, стремятся понять японскую культуру и культуры других стран.
«Развивать людей, создающих разнообразие» — так декларирует свою главную задачу JIСА.
Импорт идей
Начиная с миссии 104 японцев во главе с министром Топоми Ивакурой в двенадцать стран Западной Европы в 1871—72 гг., Япония стремилась заимствовать прогрессивные идеи (подобное турне проводил российский царь Петр I). Именно в 70-х годах ХІХ века начались первые реформы образования, задачей которых было «объединить японский дух с западным обучением». После Второй мировой войны Страна восходящего солнца не только смогла успешно адаптировать американскую модель образования, но и усилить ее, например, нравственным воспитанием. Главное, что восприняли японцы из достижений западной педагогической мысли, — идея образования, центром которого является ребенок. Американские «оккупанты» дали им право думать об индивидуализме и учиться быть личностью, право строить ориентированное на человека общество. «Свобода, индивидуальность, разнообразие» — три кита, на которых начала базироваться школа послевоенной Японии. И сейчас тамошние педагоги в поисках ответа на вечный вопрос: «Как учить следующее поколение?» внимательно присматриваются к педагогическим достижениям других стран, стремясь найти там рациональное зерно, которое даст хорошие всходы и на японской почве.
Наши коллеги в Японии понимают, что современный мир — не столько соревнование конкурирующих образовательных систем, сколько их взаимообогащение и постепенное формирование глобальной модели образования. Переход от замкнутых национальных систем образования к открытой транснациональной — характерная особенность нашего времени. Новая эра в образовании ощущается по таким признакам, как преобразование Интернета в глобальное образовательное пространство, повышенное внимание к изучению мировых языков, утверждение глобального педагогического мышления... Главное для украинского образования — не остаться в стороне от этого уже необратимого процесса, не оказаться на изолированном хуторе в мире, ставшем глобальным селом.
Японская школа сегодня не только является признанным лидером в информационных образовательных технологиях, но и стремится самостоятельно создавать технологии воспитания критически мыслящей личности, человека с мощным продуктивным мышлением. Если еще не так давно японские педагоги сосредоточивались на адаптации таких методов работы, как обучение в группах, то сейчас они уже больше говорят об индивидуализации образовательного процесса, ищут и разрабатывают образовательные технологии, ориентированные на развитие индивида.
К образованию без границ
Японцы стремятся не только расширять «экспортный потенциал» собственного образования (в японских университетах учатся десятки тысяч иностранцев, активно продвигается японский язык в США и других странах и т.п.), но и привлекают к работе в своих школах учителей из англоязычных стран. В качестве хорошего примера для подражания японские просвещенцы воспринимают южнокорейский опыт организации overseas training (заморского тренинга) для учителей. Эти учебные путешествия в страны Северной Америки, Западной Европы и Азии позволяют самим педагогам лучше изучить иностранные языки, ближе познакомиться с иными культурами, развить умение сравнивать разные системы образования. Эту программу с 1995 г. осуществляют муниципалитеты, на уровне которых и происходит отбор кандидатов на поездку.
Не только японские или южнокорейские просвещенцы имеют возможность совершать зарубежные турне, но и, например, рядовой инспектор министерства образования Камбоджи Ванна Лор (мой коллега по тренингу) в течение последних лет посетил десятки стран. Это расширяет горизонты, помогает овладевать иностранными языками, способствует появлению «чувства единой семьи» в глобальном масштабе и, наконец, помогает подготовить такие педагогические кадры, которые знают, что делать в собственной стране.
Свой вклад в глобальное образование делает и японское телевидение, показывая мир, в котором культурный обмен становится нормой жизни, транслируя телеуроки иностранных языков.
Еще в 1984 году был образован консультативный орган по вопросам реформирования образования при премьер-министре Японии. В 1987-м он определил три основных направления реформ: децентрализация вместо централизации, разнообразие вместо однообразия, гибкость вместо жесткости и косности. Тремя отправными точками реформы стали: принцип особого внимания к индивидуальности (учить не всех одному и тому же, а каждого отдельно, в соответствии с его индивидуальными наклонностями, развивать индивидуальность); переход к системе образования в течение всей жизни (учиться в течение всей жизни самостоятельно); построение динамичной образовательной системы, адекватной эпохе постоянных изменений (научить жить в условиях постоянных изменений, адаптироваться к изменчивости окружающего мира).
Программу образовательных реформ можно найти на сайте министерства образования, науки, спорта и культуры Японии (Монбушо): www.edu.go.jp. Любопытно, что в этом документе среди конкретных задач имеются не только такие традиционные формулировки, как «культивировать больше гуманизма и творчества», «укреплять связь школ с индустрией и местными общинами», «продолжить создание мультимедийных ресурсов образования», но и нетипичные для нашего педагогического словаря фразы, например, «усиливать у детей вкус к жизни».
«Изюминки» школ Страны восходящего солнца
Естественно, для меня как для директора гимназии наиболее интересной составляющей программы тренингового курса «Развитие среднего образования» были визиты в японские школы. Начали мы со знакомства со школой-филиалом Нагоя-университета. Первое, что бросается в глаза, — школьная форма. Она обязательна во всех общеобразовательных заведениях Японии. Атмосфера на уроках довольно раскованная. На некоторых занятиях, например, по изобразительному искусству, господствует то, что можно деликатно назвать «творческим хаосом». В школе имеется не только множество стационарных компьютеров, но и компактные ноутбуки. Так, мы побывали на любопытном уроке домашнего хозяйства, на котором дети с помощью ноутбуков проектировали дом своей мечты.
Преобладают подвижные формы уроков. В частности, урок музыки является одновременно и уроком физкультуры. После занятий вся школа танцует во дворе традиционные японские танцы, готовясь к школьному фестивалю.
«Сельская» старшая школа Камиока поражает как своими размерами и оснащенностью (для 327 учеников построено несколько супермодерновых помещений: специальный дом для семинарских занятий, спортивный корпус, замечательные мастерские для изучения индустриальных технологий, научный корпус, общежитие для учеников, хореографические залы, огромные стадионы и компьютеры, компьютеры, компьютеры), так и красотой окружающей природы...
В этой школе ученики имеют возможность выбрать один из пяти профилей обучения: гуманитарный, естественнонаучный, спортивный, информационных технологий и направление индустриальных технологий. Есть и довольно широкий перечень предметов по выбору (среди них нахожу весьма оригинальный — «Мой стиль жизни»). Минимальное количество учеников в классе при изучении этих предметов — 2, максимальное — 39 (никаких проблем с оплатой труда учителя, у которого учатся всего два ученика, не возникает, ведь в следующем году этот предмет могут выбрать 20 детей). Посетив уроки «индустриальных технологий», убеждаюсь, что детей здесь учат работать на роботизированном и компьютеризированном производстве, не тратя время на овладение такими «рудиментами» ушедшего века, как молоток или напильник.
Я не открою ничего нового, констатируя тот факт, что современное японское образование — это прежде всего информационные технологии (ИТ) и электронное обучение (Э-обучение), но считающих, что в японской школе компьютеров больше, чем детей, вынужден разочаровать. Пока больше учеников, но если нынешние темпы компьютеризации сохранятся, то пройдет немного времени и соотношение школьники-компьютеры будет один к одному. Сегодня же, например, в Гифу-префектуре каждая начальная школа имеет в среднем 26 компьютеров на 300 учеников, полная средняя школа — 48 ПК на 350 учеников и старшая средняя школа — 150 ПК на 900 учеников. Таким образом, соотношение выглядит так: старшая средняя школа — 1 ПК на 6 учеников, полная средняя школа — на 7; начальная школа — на 11—12.
Я имел возможность посетить разные школы в нескольких городах и селах этой префектуры и своими глазами увидеть уровень их насыщенности самой современной компьютерной техникой. Поставив перед собой задачу найти хотя бы один кабинет в неполной средней школе небольшого города Фурукава, где не было бы компьютера, я добрался до комнаты восточных единоборств, пол которой был накрыт татами, но и здесь увидел в уголке чудо-технику для учителя физкультуры.
Разумеется, Япония достигла такого уровня оснащения школ не сразу. В течение последнего десятилетия ежегодно реализовывался тот или иной очень дорогой проект компьютеризации системы образования. Наконец они достигли того, что в 2001 году не осталось ни одной школы, не имеющей доступа к Интернету. Кроме этого, всюду есть локальные компьютерные сети, все школы имеют свои web-сайты. Сейчас страна успешно приближается к нормативу 2005 года: два компьютера и компьютерный проектор в каждом классе каждой школы.
Как подчеркивают японские специалисты, путь к Э-обучению и доминированию ИТ в школе также не был легким, ведь и у них среди учителей было много сторонников традиционных методов. Им тоже приходилось ломать стереотипы, и главное — последовательно, год за годом, настойчиво реализовывать широкомасштабные программы переподготовки педагогических кадров. Так, в Гифу-префектуре ежегодно около 2000 учителей проходят переподготовку по компьютерным технологиям обучения на базе местного образовательного института (японский аналог наших институтов последипломного образования).
Задача приобретения учениками навыков работы на компьютере и навыков «навигации» в «глобальной паутине» не является самоцелью для японского учителя. Главное — научить учеников с помощью ИТ разрешать проблемы, реализовывать проекты, находить нужную информацию в процессе изучения всех учебных предметов. 105 часов работы в Интернете — средняя норма на учебный год, которую школа обеспечивает для каждого школьника. И разумеется, японские дети активно используют Интернет в свободное время.
Привилегия богатых
Техническое обеспечение образовательного процесса в японской школе не ограничивается лишь компьютерами. В каждом классе есть телевизоры и видеомагнитофоны, музыкальные центры, телефон и даже синтезаторы. Все это стало возможным благодаря солидному финансированию. Так, в бюджете 2002 года в Гифу-префектуре годовые затраты на одного ученика составляют: детсад — 5437 долл.; начальное образование — 6566 долл.; неполная средняя школа — 7549 долл.; старшая средняя школа — 13885 долл.
Годовые же затраты на обучение одного студента Нагоя-университета составляют 35 тыс. долл. Годовой бюджет университета — 585 млн. долл. Я не ошибся — более полумиллиарда долларов составляет бюджет обычного государственного университета в г. Нагоя.
Можем ли мы, украинские педагоги, организовать обучение детей в ХХІ веке на приемлемом уровне при затратах на одного ученика, составляющих менее 100 долл.? Утвердительного ответа на этот вопрос не существует. В наших условиях японский учитель, пожалуй, сделал бы харакири, мы же делаем образовательное «харакири» все вместе. Приходится с грустью констатировать: современное образование стало привилегией богатых наций. В бедных странах, а мы, к сожалению, относимся именно к этой категории, можно разве что создавать островки современного образования, которые, возможно, со временем разрастутся до масштабов всей страны. А пока мы прозябаем в далеких от желаемого условиях объективной реальности, японцы осваивают мир реальности виртуальной.
На сегодняшний день одной из важнейших задач японской школы и японского общества становится нейтрализация негативных аспектов компьютеризации и интернетизации. Очень остро там стоит и проблема перегрузок, которым подвергаются ученики, чрезмерно увлекающиеся Интернетом.
Одной из причин слишком продолжительного погружения в мир Интернета, например, является стремление ребенка компенсировать нехватку родительского внимания. И хотя нам еще далеко до этих проблем, следует осознавать, что они неминуемо возникнут.
Кнут и пряник
Сейчас в Японии дискутируют по поводу намерения реформаторов предоставить ученикам больше свободы и свободного времени. А пока идут дискуссии, японские дети после уроков вынуждены идти к репетиторам, которые помогают им лучше подготовиться к экзаменам. Подобное скрытое образование, кроме перегрузок для ученика, приводит к появлению проблемы неравных возможностей в реализации права на образование. Если семья обеспечена и в состоянии нанять частных учителей, то шансы ребенка успешно сдать вступительные экзамены в колледж значительно повысятся по сравнению с детьми из небогатых семей.
В Японии остается немало противников либерализации образования, которые считают, что ситуация в школе заставляет не забывать о «кнуте». В последнее время возросло количество детей, пропускающих более тридцати дней в течение учебного года, падает энтузиазм, дисциплина на уроках, возрастают агрессивность подростков, неуважение к взрослым, делающим замечания... Японское «поколение Х» не желает так «тяжело работать, как их родители». Поэтому, как видим, проблемы новой генерации схожи как на Востоке, так и на Западе.
Но, несмотря на критику, сейчас в Японии происходит реформирование системы оценивания учебных достижений учеников, состоящее в переходе от «относительной» к «абсолютной» оценке с ориентацией на цель образования. Проще говоря, относительная оценка похожа на гонку, в которой всегда есть победители и аутсайдеры, то есть детей сравнивают друг с другом и ставят высшие оценки тем, кто именно в этом классе опережает других. Абсолютная же оценка отслеживает персональное продвижение ученика к обретению определенных знаний, в развитии навыков критического мышления и т.п. Таким образом, японские педагоги стремятся не просто выставить формальную оценку, но и стимулировать желание учиться.
Кстати, в Японии быть учителем означает иметь довольно престижную работу с оплатой от 1625 долл. до 3908 долл. в месяц (директор школы получает зарплату от 3,5 тыс. до 4,5 тыс. долл., профессор университета около — 5 тыс. долл. в месяц). Чтобы получить работу учителя, необходимо пройти жесткий конкурсный отбор, проходящий на уровне управления образования префектуры (это письменные экзамены, интервью и проверка практических умений) и продолжающийся два-три дня.
В японской школе все еще доминируют мужчины, особенно среди преподавателей старших классов, но постепенно учебные заведения среднего звена двигаются к сбалансированному представительству обоих полов в педагогике (в начальной школе 62,5 % учителей-женщин, в неполной средней — 40,6%, в старшей школе — всего 26,1%).
Общество, которое учится
Еще один «секрет» успехов японской школы состоит в том, что она не является обособленной территорией, на которой ведется засев «разумного, доброго, вечного». Японское общество — это социум, который учится. Включив телевизор, вы сразу же найдете массу самых разнообразных образовательных программ. Каждый японский город также является образовательной средой, которая предоставляет ребенку возможность учиться и за пределами школы.
В Японии образовательная функция не возлагается исключительно на плечи школы, а является предметом совместной заботы муниципалитетов, бизнесменов, средств массовой информации и т.п. Здесь школа открыта обществу, а общество стремится максимально способствовать школе.