За последние два года сельская школа стала, так сказать, отражением двух эпохальных украинских реформ — образовательной и аграрных преобразований на селе.
На августовской конференции педагогов области начальник управления образования и науки облгосадминистрации Игорь Демкив определил основную проблему, препятствующую сельской школе как можно быстрее осуществить образовательную реформу, — невероятная слабость материальной базы и информационного обеспечения. Чиновник не кривил душой. Ведь в ходе реформы лицо сельской школы светлеет очень медленно.
Хотя статью «приобретение наглядных пособий и оборудования» в бюджетных расходах на образование никто не отменял, но средства сюда поступали лишь в начале 90-х годов. Эра компьютеризации на селе лишь начинается. К сожалению, до сих пор не созданы украиноязычные компьютерные программы, по которым детям учиться было бы интересно и небезразлично. Пожалуй, едва ли не единым контактом с миром знаний в сельской школе остается учебник. Спросите, какой давности?
Министр образования и науки Василий Кремень недавно оптимистично проинформировал общественность: в 2001-м впервые намного лучше профинансировано издание учебников. Но, как известно, нормативный срок пользования учебником — пять лет. В общеобразовательных школах Тернопольщины, в том числе сельских, новых учебников все-таки недостает: начальные классы ими обеспечены на 67 процентов, средние — на 49, а старшие — на 60. Приходится использовать запас школьных книг выпуска 1994—1997 годов, отвечающих действующим учебным программам, рассказала руководитель учебно-методической группы отдела информационного и аналитико-прогностического обеспечения при областном управлении образования и науки Людмила Михалович. Но, по ее словам, в отдельных классах не хватает 50—90 процентов учебников по ряду предметов — книг для чтения (4 кл.), по математике (2 кл.), украинской литературе (5 кл.). А могут ли крестьяне покупать учебники стоимостью 7—15 гривен?
На Тернопольщине из почти 7 тыс. учеников, проживающих от школы на расстоянии трех и более километров, около 3 тыс. в минувшем учебном году добирались ко «второму дому» пешком. Ситуация в селе Лопушном Кременецкого района является более чем типичной. В местной средней школе учатся свыше 270 учеников, треть из которых проживают в близлежащих селах. Ежедневно дети вынуждены преодолевать три-семь километров только в одну сторону. Частное агропредприятие все же выделило автобус, но выдвинуло суровое условие — бензин должны оплачивать родители. Лишь в некоторых районах, в частности, в Бережанском, Монастыришском, благодаря усилиям райгосадминистрации, подвоз детей к школе общественным транспортом и питание после реорганизации КСП взяли на себя местные бюджеты. Большинство детей ездят к школе и питаются, разумеется, за средства родителей. Разрекламированная программа «Школьный автобус» пока что не реализована.
Проблема проезда к школе и обратно больно «зацепила» также педагогов. Только в Бережанском районе из местной казны учителям частично компенсируют средства на эти расходы. Но вопрос не урегулирован на законодательном уровне. В том, очевидно, и вся его сложность. Любопытно, как при таких условиях в селе могут задерживаться высококвалифицированные педагогические кадры?
Лучшие выпускники педагогических вузов всеми правдами и неправдами стараются не попасть «на задворки цивилизации». Скажем, в минувшем году из 36 учительских вакансий в области 34 были в сельской местности. Захочет ли молодой учитель работать в сельской школе, если его заработная плата даже при полной недельной нагрузке едва достигает 155 гривен? А полный оклад дают далеко не каждому из выпускников. В небольших школах сделать это практически невозможно. Правда, частично решить эту проблему в последние годы пытается Тернопольский педуниверситет имени В.Гнатюка и Чорткивское педучилище, уже готовящие специалистов по двум-трем специальностям. Но традиционно новоприбывший педагог вынужден подзарабатывать не по специальности, или, в лучшем случае, работать в двух школах. Но, как известно, большую часть своего времени сельский учитель посвящает не общению с учениками и проводит его не за рабочим столом, где знакомится с новыми исследованиями в определенной области знаний, а на приусадебном участке, выращивая сельхозпродукты.
Как оказалось, легче гору с места сдвинуть, чем добиться более или менее приличной социальной защиты учителя в сельской местности, в частности, гарантировать полную оплату арендованного жилья государством, 50-процентную — коммунальных услуг. Согласно законодательству, финансово защищать сельского учителя должны органы местного самоуправления. А они перекладывают ответственность друг на друга. Исполнительная власть обвиняет законодательную в том, что последняя не приняла статью о финансировании льгот в годовом бюджете, а законодательная — что другая ветвь власти не нашла средств...