Резонанс с элементами паники

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Резонанс с элементами паники © depositphotos|vadimphoto1@gmail.com
Следует ли ученым бояться нового закона о присуждении ученых степеней.

В среду 17 февраля Верховная Рада Украины большинством в 339 голосов одобрила в первом чтении законопроект 4667-1 «О внесении изменений в некоторые Законы Украины о присуждении ученых степеней». Это событие произошло с рекордной скоростью. Ведь текст законопроекта был официально зарегистрирован лишь за два дня до голосования, и его сразу поддержал Комитет по вопросам образования, науки и инноваций ВРУ. Парламент поддержал рассмотрение законопроекта по сокращенной процедуре, поэтому согласования поправок в комитете можно ожидать на этой неделе. Даже возможно принятия закона в целом уже в начале марта.

Что же побудило депутатов к такой скорости и чего преподавателям и ученым ожидать от законодательных новелл после их окончательного принятия?

Повод к необоснованной панике

История появления законопроекта 4667-1 началась с письма МОН № 1/11-328 «О деятельности специализированных ученых советов» от 20 января 2021 года. В этом письме внимание педагогической общественности обращается на то, что 1 июля 2021 года утрачивает силу Порядок присуждения ученых степеней, и поэтому срок действия специализированных ученых советов с правом проведения защиты диссертаций на получение ученых степеней доктора и кандидата наук истекает 15 мая 2021 года. В связи с этим, сообщает Минобразования, сообщения специализированных ученых советов о принятии диссертации к защите министерство прекращает принимать 10 марта 2021 года.

Это письмо очень взволновало определенную часть педагогической общественности. В социальных сетях и университетских сообществах распространились предупреждения: не успев подать диссертацию на защиту (а следовательно договориться со спецсоветом о ее принятии) до начала марта, всю научную работу якобы можно будет выбросить в мусор. Это неправда, однако же панические настроения легко распространяются при нехватке общественного доверия к государственным учреждениям.

Дальнейшее развитие событий можно было легко предвидеть: молодые ученые собрали подписи, депутаты зарегистрировали проект закона (под номером 4667 от 28 января 2021 года) «О внесении изменения в подпункт 7 пункта 2 раздела XV «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О высшем образовании» о продлении срока завершения подготовки кандидатов и докторов наук».

Именно в переходных положениях к Закону «О высшем образовании» прописана норма, что дипломы кандидата и доктора наук, присужденные в результате защиты в спецсоветах, сформированных по правилам, действующим до 2014 года, могут выдаваться МОН лишь до 30 июня 2021 года. Когда писали закон эта норма была заложена для обеспечения безболезненного перехода от старой системы подготовки аспирантов (получающих еще советскую степень кандидата наук) к новой системе подготовки докторов философии — ученой степени, которую признают во всем мире и которую Украина обязалась внедрить, подписав в 2005 году Болонскую декларацию и в 2014-м — Соглашение об ассоциации с ЕС.

О докторе философии (PhD) и докторе наук

До и после принятия Закона «О высшем образовании» в 2014 году дискуссий о целесообразности перехода от советского звания кандидата наук к званию европейского доктора философии было очень много. В конце концов, несмотря на сопротивление «традиционалистов», модель учебно-научной подготовки со структурированной образовательной компонентой была введена. 23 марта 2016 года Постановлением КМУ № 261 утвержден «Порядок подготовки соискателей высшего образования степени доктора философии и доктора наук».

Осталось перейти на европейскую систему защиты, когда спецсовет собирается под конкретную диссертацию в составе узкопрофильных специалистов, имеющих публикации по тематике или направлению исследования аспиранта. Кроме бывшего СССР везде защиту ученых степеней принимают разовые, а не постоянно действующие советы. При таких условиях каждый ученый, который голосует за присуждение ученой степени, подробно знакомится с диссертацией (а не только с авторефератом). Именно эта модель защиты была апробирована в течение последних двух лет в рамках так называемого эксперимента по присуждению степени доктора философии (утвержденного Постановлением КМУ от 6 марта 2019 г. № 167). Теперь наступило время ее узаконить.

Но что же делать со степенью доктора наук? В последние годы периодически звучали призывы отменить эту степень, но далее дискуссий в социальных сетях это предложение не распространилось. Степень доктора наук действительно существует лишь в постсоветском пространстве. Польская или немецкая «габилитация», а тем более американский post-doc — это немного другие форматы. Однако просматривать его в условиях не лучшего состояния украинской науки никто не возьмется. Тем более что преимущественно ученые, которым присуждена степень доктора наук в Украине, достойны самого высокого уважения за их научные наработки. Единственный вопрос, который остается открытым: по какой процедуре нужно присуждать эту высшую ученую степень?

В поиске ответа опираться на европейский опыт было бы неуместно. Степень доктора наук укоренилась в отечественно научной традиции. Поэтому именно согласно этой традиции ее следует присуждать лицу, которое уже достигло высших научных высот. По сути, защита диссертации на получение ученой степени доктора наук — это определенный ритуал «научного рукоположения»: не аттестация уровня квалификации (как с кандидатом наук или доктором философии), а, скорее, признание научным сообществом достижений коллеги, в наработках которого многочисленные публикации, появившиеся еще до защиты основной работы, — диссертации, монографии или совокупности статей. Поэтому и логично, что степень доктора наук должен присуждать постоянно действующий совет, который представляет научное сообщество коллеги.

А степень доктора философии является образовательным уровнем. Это свидетельство квалифицированности ученого для продолжения исследовательской и преподавательской деятельности. Это начало карьеры, а не ее вершина. Степень доктора философии вводится в отечественную систему на третьем уровне высшего образования взамен степени кандидата наук, но с дополнительными требованиями. Они возникают в связи с обязательной образовательной составляющей, которая дополняет исследовательскую.

Логика компромисса

Ни для кого не секрет, что текст законопроекта 4667-1 депутаты разрабатывали в сотрудничестве с представителями Министерства образования и науки и Национального агентства по обеспечению качества высшего образования. В течение последних двух лет Национальное агентство продемонстрировало свою способность развивать именно европейскую образовательную традицию в Украине, в частности став ассоциированным членом Европейской сети агентств обеспечения качества высшего образования (ENQA), а также Международного центра академической доброчестности (ICAI).

Так что вполне логично, что ответственность за обеспечение качества третьего уровня высшего образования, введенного во исполнение евроинтеграционных обязательств Украины, следовало взять на себя Национальному агентству. Также естественно, что ответственность за ученую степень, продолжающую сугубо отечественную традицию и присуждаемую ученому за выдающиеся научные достижения общегосударственного (а то и международного) уровня, должно взять на себя МОН.

Именно по этой логике законопроект 4667-1 предлагает разделить полномочия между двумя учреждениями, ответственными за управление системой высшего образования и науки. Такое распределение имеет смысл также потому, что опыт последнего года работы над новым Порядком присуждения ученых степеней — подзаконным актом, который должен урегулировать присуждение степеней и доктора философии, и доктора наук, показал практическую невозможность объединить две разные процедуры защиты в один документ.

Напоминаем, что согласно действующей редакции закона «О высшем образовании», новый Порядок присуждения ученых степеней разрабатывает Национальное агентство и утверждает КМУ после одобрения МОН. Национальное агентство разработало этот порядок еще весной 2020 года, и его проект был изложен на сайте министерства для общественного обсуждения. В конце концов, поступило около 500 поправок и замечаний.

Окончательный документ, после обсуждения с руководством НАНУ и одобрения рабочей группой Научного комитета Национального совета по вопросам развития науки и технологий, подали в МОН на одобрение лишь в начале января 2021 года. Следует отметить, что документ вышел очень объемным и противоречивым именно потому, что разработчики попробовали упорядочить в нем две несовместимые процедуры: присуждение степени европейского доктора философии и степени украинского доктора наук.

Выход из ситуации

На время принятия закона «О высшем образовании» 2014 года законодатель предусмотрел, что возникнет необходимость изменить процедуру защиты ученой степени. Чтобы сделать возможным переходной период между старыми спецсоветами, в которых защищаются кандидаты наук, и новыми, где будут защищаться доктора философии, предусмотрен четырехлетний период параллельного сосуществования двух систем — с сентября 2016 года по 31 декабря 2020 года. В связи с карантином в прошлом году депутаты перенесли этот дедлайн на полгода — до 30 июня 2021-го.
Вместо того чтобы еще раз продлить так называемый переходный период, в законопроекте 4667-1 предложен комплексный выход из ситуации:

  1. Перенести положение о степени доктора наук из Закона «О высшем образовании», устанавливающего совместимость украинской системы высшего образования с европейской, в Закон «О научной и научно-технической деятельности». Это должно произойти с сохранением всех прав, в частности на доплату, научных и научно-педагогических работников с соответствующей степенью.
  2. Предусмотреть разные процедуры и отдельные подзаконные акты (Порядки присуждения) для доктора философии и доктора наук. Первый разрабатывает Национальное агентство, второй — МОН. Принимая во внимание их общественный вес, оба утверждаются постановлением КМУ. В каждом из этих подзаконных актов будет предусмотрена соответствующая процедура отмены степеней в случае обнаружения нарушений академической доброчестности.
  3. Обеспечить увеличение университетской автономии и уменьшение бюрократических преград для аспиранта, который подает диссертацию к защите в разовом спецсовете. Состав такого совета формирует заведение высшего образования или научное учреждение; информация о квалификации членов совета обнародуется на сайте Национального агентства за два месяца до защиты и в случае отсутствия замечаний от образовательной общественности утверждается по принципу молчаливого согласия. После защиты диплом доктора философии выдает заведение или учреждение, где проходила защита (без утверждения аттестационной коллегией Министерства). В случае нарушения академической доброчестности диплом может быть упразднен заведением, его выдавшим, или решением Национального агентства.
  4. Присуждение ученой степени доктора наук осуществляется в постоянно действующем специализированном ученом совете, сформированном Минобразования по отдельному перечню научных специальностей. По сути, эти советы представляют научные сообщества, которые функционируют в Украине. Учитывая вес и общенациональный престиж степени доктора наук, решение о его присуждении утверждает (и отменяет в случае нарушения академической доброчестности) аттестационная коллегия МОН.
  5. 1 июля 2021 года Порядок присуждения ученых степеней утрачивает силу. Этот документ должны заменить Порядок присуждения степени доктора философии, который разрабатывает Национальное агентство, и Порядок присуждения степени доктора наук, разработанный МОН. В последнем документе должно быть предусмотрено, что лица — соискатели степени кандидата наук (начавшие подготовку к введению структурированных в 2016 году аспирантских программ) могут защищать диссертацию в постоянно действующих спецсоветах, созданных для защиты соискателей степени доктора наук. Таким образом, период паузы, во время которой прекратится подача документов к защите, будет минимизирован (будет продолжаться максимум 8–10 недель). А соискателям, желающим защититься по старым правилам, будет обеспечена такая возможность.

Принимая во внимание значительный общественный резонанс (иногда даже с элементами паники), вызванный приближением срока завершения переходного периода между старой процедурой защиты и новой системой, предусматривающей большую прозрачность, уважение к автономии и совместимость с европейской практикой, подход, предложенный законопроектом 4667-1, представляется оптимальным. Сейчас нужно надеяться лишь на дальнейшую оперативность депутатов и мудрость всех заинтересованных лиц, чтобы процесс перехода не затянулся.

Больше статей Михаила Винницкого читайте по ссылке. 

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме