РЕКТОР, БЕРЕГИСЬ ГОСРЭКЕТА

Поделиться
Украина строит демократическое общество, где незыблемыми основами должны быть частная собственность, право на образование, соблюдение законов...

Украина строит демократическое общество, где незыблемыми основами должны быть частная собственность, право на образование, соблюдение законов. А кто будет его строить завтра? Конечно же, сегодняшние девчонки и мальчишки, которые уже учатся в институтах и университетах или мечтают поступить в них. Так что будущее Украины в их руках и головах.

Но способствует ли новый закон Украины «Об образовании», в частности раздел о высшей школе, подготовке тех умов, которые будут строить демократическое государство?

Всего высшей школе в новом законе посвящено пять статей. Хорошо это или плохо? На мой взгляд - недостаточно. В статьях закона трактуются лишь общие подходы к высшему образованию. Например: на какой базе осуществляется получение высшего образования, какие учебные заведения являются высшими, направления деятельности высшего учебного заведения, научная работа вуза и его автономия. Вот и все статьи. А послевузовскому образованию посвящена лишь одна статья! Остальные же нормативные акты по высшей школе Минобразования готовит через постановления Кабинета министров Украины или издает свои внутренние приказы и распоряжения. Сегодня такой нормативной базы для движения вперед высшего образования явно не хватает. Что я имею в виду?

Ограничившись всего лишь несколькими статьями о высшей школе, мы толкаем ее не на государственное, а на ведомственное развитие. То есть чиновник от образования становится гарантом трактовки тех или иных положений, которые не вошли в закон. Хорошо, если чиновник окажется на высоте, хотя в нынешней ситуации с трудом в это верится. Поэтому нужен законодательный акт, который бы трактовал положения высшей школы в системе образования Украины. Попробую доказать это.

Сейчас много говорят и пишут о якобы государственной политике и государственных гарантиях в получении высшего образования. Но закон Украины «Об образовании» предусматривает лишь государственный контроль за деятельностью заведений образования. И все. А какова государственная политика в области высшего образования, каковы его принципы, каким образом государство обеспечивает приоритетность развития высшей школы и посредством чего - в законе ни слова. А то ведь захочется чиновнику от образования прикрыть, а то и закрыть вуз, найдет недостатки и недовольных и закроет, ссылаясь на неудовлетворительную учебную и методическую работу, проводимую в учебном заведении. И апеллировать-то не к кому будет! Поздно окажется, батенька ректор. Поздно!

Или взять такой вопрос, как государственные образовательные стандарты высшего образования. Нет их! А ведь нужны же, как воздух.

Украина по территории - это не Сан-Марино или Лихтенштейн. Здесь и Крым, и Галичина, и Донбасс. И разные там живут люди по менталитету, со своими традициями, обычаями, привычками. А ориентировать вуз, находящийся в Крыму, на учебное заведение в Закарпатье - это несерьезно. Так вот должны быть не только государственные стандарты получения высшего образования, а и национально-территориальные компоненты этих-то госстандартов.

В законе сказано, что вузы определенного уровня аккредитации могут осуществлять подготовку специалистов по образовательно-квалификационным уровням, которые обеспечивают заведения образования более низкого уровня аккредитации. А как осуществлять эту подготовку - не сказано. И будет ли вуз третьего уровня аккредитации выдавать дипломы младших специалистов или нет?

Теперь о видах высших учебных заведений. Кто из нас может сказать: чем университет третьего уровня аккредитации отличается от аналогичного института? А что несет в себе название «академия»? Выше ли она по статусу университета или нет? Я уверен, спроси студентов, обучающихся в университете, - и ответ будет неоднозначным. Поэтому нужно четкое определение понятия университета, академии, института, колледжа и их задачи в подготовке специалистов. Я уж не говорю о том, что целый пласт выкинут из закона «Об образовании» - это высшие военные учебные заведения.

А порядок создания и реорганизации вузов, их лицензирования, аккредитации? Не буду много останавливаться на этом вопросе потому, что об этом пишет и говорит вузовская общественность. Но подчеркну, что система аккредитации и лицензирования вузов (особенно других форм собственности), которую внедряет Минобразования Украины, - это просто госрэкет и плод несостоятельности ее «отцов». В России, например, высшие учебные заведения, не желающие получать государственную аккредитацию, могут получить общественную аккредитацию. И это принято во многих странах мира, потому что там общественность влияет на формирование образовательной политики и именно общество является заказчиком вуза, его ОТК и приемщиком, а не чиновник от образования.

Как-то мне пришлось стать свидетелем одной щепетильной ситуации. Один из вновь созданных вузов проходил лицензирование в Министерстве образования, и ему отказали по многим причинам. Но не прошло двух недель - и он получает лицензию на образовательную деятельность третьего уровня аккредитации. Что, удалось вузу за две недели построить учебный корпус или обзавестись библиотекой и компьютерами? Просто ректор оказался большим знатоком психологии чиновников. Вот и все. И другой пример. Знаю вуз, у которого есть прекрасная учебно-методическая база, просторные учебные аудитории, слаженный педагогический коллектив, наработанные новейшие методики обучения. И что вы думаете? Над ним нависла угроза закрытия. Кому-то, как косточка в горле, этот вуз. Просто ректор не захотел делиться тем, что наработал в течение всей своей жизни. А будь общественная аккредитация в законе «Об образовании», то таких перекосов не было бы никогда.

Не стану перечислять, чего еще не хватает в нашем законе. Хотя... Это и условия приема в вуз отечественных и иностранных граждан, и ответственность вуза по отношению к обучаемым; роль субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего образования; признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем образовании; экономика системы высшего образования; международная деятельность. Это, конечно, не полный перечень того, что ждут вузы от государства и от закона, который, надеемся, когда-нибудь появится.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме