Распределение государственного заказа: конкурсный подход

25 апреля, 2014, 18:20 Распечатать Выпуск №15, 25 апреля-16 мая

Сегодня никто не возьмет на себя смелость заявить, что все три сотни вузов III—IV уровней аккредитации гарантируют высокое качество образования. Поэтому вопрос сокращения количества государственных вузов крайне актуален.

В Украине 803 высших учебных заведения I—IV уровней аккредитации. Может ли Украина позволить себе такое количество вузов? В сегодняшних экономических условиях вопрос рационального использования государственных ресурсов весьма актуален. Однако еще более важной стратегической задачей является обеспечение высокого качества образования как главного ресурса для развития государства. Сегодня никто не возьмет на себя смелость заявить, что все три сотни вузов III—IV уровней аккредитации гарантируют высокое качество образования. Поэтому вопрос сокращения количества государственных вузов крайне актуален.

Предыдущее руководство Министерства образования и науки пыталось решить проблему путем слияния вузов. Правда, кроме волн недовольства среди преподавателей и студентов, никаких реальных результатов такие объединения не принесли — ни по экономии государственных средств, ни по улучшению учебного процесса.

Другой путь — пересмотр лицензий. Но в существующем виде это вряд ли принесет желаемые изменения. Претензии к действующим процедурам лицензирования и аккредитации давно известны: непрозрачность, чрезмерный объем необходимых документов, зачастую — необоснованность критериев оценки, человеческий фактор. В плане действий Министерства образования и науки Украины на первых 100 дней первым пунктом изменений в контексте высшего образования указано именно упрощение процедур лицензирования. На сегодня Правительством уже согласованы изменения в постановление о лицензировании. Также подготовлены другие документы по повышению эффективности в процессах лицензирования и аккредитации, в первую очередь — благодаря привлеченным внешним экспертам.

Одновременно пересмотреть десятки тысяч лицензий — невозможно чисто с управленческой точки зрения. К тому же, возникнет логичный вопрос — с кого начинать? По какому критерию выбирать тех, чьи лицензии нужно пересмотреть? Это не означает, что в этом направлении не надо работать. Еще как надо! При этом не забывать о временных рамках и других ограничениях на этом пути.

Еще один механизм, доступный сейчас министерству — постепенное сокращение государственного финансирования для вузов, которые не могут гарантировать необходимое качество образования из-за уменьшения объемов государственного заказа и передачи этих мест более сильным университетам. Использование этого пути также не идеально, особенно учитывая четко осознанную потребность основательного реформирования самой идеи государственного заказа. Но кардинальную реформу нельзя делать за три месяца до начала вступительной кампании. Сегодня нужно полностью использовать для общественного блага те механизмы, которые уже доступны.

Главным таким механизмом является принятый в ноябре 2012 г. Закон Украины "О формировании и размещении государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышении квалификации и переподготовки кадров". Массированная критика раздачи мест государственного заказа на основе личного решения министра, а не на основании четких и понятных критериев, побудила к принятию этого закона. Он очень далек от идеала и констатирует лишь рамочные положения. Под него был разработан ряд подзаконных актов — процедура формирования среднесрочного прогноза потребности в специалистах, методика определения стоимости обучения на одного человека, порядок формирования государственного заказа и распределения его между вузами на конкурсной основе.

Закрепление требования по конкурсному характеру распределения было едва ли не главным достижением этого закона. В прошлом году эти конкурсы, конечно, имели бутафорский характер, а места продолжали распределять по личным преференциям. Задача для нового руководства министерства — в полной мере использовать существующие правовые механизмы для повышения прозрачности и эффективности распределения мест. Поэтому мы уже начали работать над формированием комиссии, которая, собственно, будет рассматривать заявки от вузов. При этом будут созданы отдельные секции для распределения мест различных направлений подготовки, ведь понятно, что эксперты по IТ не смогут квалифицированно оценить подготовку специалистов по международному праву и наоборот. При этом членами таких комиссий должны быть не чиновники, а представители ассоциаций работодателей, эксперты, ученые.

Важно, что оценивание будет проходить по тем показателям, которые действительно дают возможность оценить уровень обучения, — в том числе, данным о международных публикациях, рейтингу цитирования и т.д. Бесспорно, нужно учитывать и другие факторы, в первую очередь, потребность в специалистах в определенных регионах. Сокращение никоим образом не затронет мощные региональные вузы, речь идет лишь о необходимости постепенного сокращения финансирования очевидно неэффективных вузов.

Конечно, мы понимаем, что эти меры не приведут к кардинальным мгновенным изменениям. Однако это только начало на пути к новому высшему образованию в Украине.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 16
  • Stefix Stefix 2 травня, 18:50 Инна Совсун - уважаемый автор, новый рреволюционный зам. министра образования и, конечно, преподаватель Киево-Мрогилянской академии, похоже, как и многие авторы ЗН, представляет собой бронзовое тело, которое считает, что в дискуссиях участвовать ниже ее достоинства... Так тому и быть. Ведь они снова лучше всех знают, что делать. Как бы снова не вынесли вместе с креслом... согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно