Интернет-технологии и интеллектуальные компьютерные системы открывают захватывающие перспективы для грядущих поколений. Они дают возможность говорить о глобальных знаниях, выходящих за рамки локальных и извечных контекстов. Эти знания нарабатываются мировым, коллективным разумом и принадлежат различным культурам. Они характеризуются разнообразием источников, базируются на глобальной информационной инфраструктуре и зависят от таких приоритетных сфер человеческой деятельности, как наука и технологии, политика и экономика, культура и образование. Накануне парламентских слушаний по этим вопросам (сентябрь 2005 г.) и всемирной встречи на высшем уровне по проблемам информационного общества (Тунис, 16—18 ноября 2005 г.) еженедельник «ЗН» обратился к академику М.Згуровскому с просьбой изложить свое видение этих важных процессов и очертить их дальнейшие перспективы.
Одно из характерных явлений, присущих современному обществу, — постоянно нарастающий «информационный бум». Только в 2005 г. мировое сообщество выработает свыше 20000 петабайт (1015 байт) информации научного, экономического, политического и иного характера (http://www.codata.org). Приблизительно такой же объем информации был наработан человечеством за всю его историю до Второй мировой войны. Необходимость осмысления этого явления побудила ООН положить начало всемирным встречам на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS) в Женеве (декабрь 2003 г.) и в Тунисе (ноябрь 2005 г.). Женевская встреча собрала представителей 172 стран мира и 20 международных организаций. Принятые на ней Декларация принципов и Программа действий стали главным «каркасом» глобального информационного общества начала ХХІ века.
К следующему, тунисскому этапу встречи готовятся авторитетные международные организации, в первую очередь Международный союз связи (ITU), ЮНЕСКО, Международный совет по науке (ICSU), Комитет по данным для наук и технологий (CODATA), Международный совет по научной и технической информации (ICSTI), Международная сеть доступности научных публикаций (INASP), Международная федерация по обработке информации (IFIP), Межакадемическое агентство (IAP), Академия наук развивающихся стран (TWAS) и прочие. Профессиональные общества, специалисты, ученые и общественные деятели большинства стран мира через свои национальные комитеты также нарабатывают новые идеи и подходы к развитию информационного общества. Так, по данным INASP, количество научных публикаций, посвященных этой проблеме, за последних три года увеличилось в семь раз.
Чем же вызвана такая заинтересованность прогрессивной общественности и правительственных организаций обозначенной проблемой? Ответ ученых, профессиональных обществ и международных организаций сводится к следующему: человечество находится на этапе перехода от индустриального общества к информационному и его следующей фазе — общества, построенного на знаниях. Анализу этого явления, его тенденций и закономерностей и будет посвящена тунисская и последующие встречи на высшем уровне.
Главные черты информационного общества и общества, построенного
на знаниях
Место и роль любого государства в мировом сообществе связаны с его способностью вырабатывать, потреблять и применять новые знания и технологии. Эти процессы непосредственно зависят от четырех составляющих: науки, образования, производства и бизнеса, общим инструментом для которых является информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). На рубеже ХХ и ХХІ веков быстро менялись концепции общества, построенного на знаниях и информации: коммуникационное общество, информационное общество, общество, построенное на знаниях.
Коммуникационному обществу 80-х — начала 90-х годов прошлого века были присущи превращение важной для людей информации в цифровую форму, создание больших хранилищ для ее хранения (базы данных и базы знаний), передачи ее на расстояние с помощью телекоммуникационных технологий и начала развития на этой основе глобальной компьютерной сети Интернет. Этот этап можно связать с возникновением качественно нового взаимодействия между людьми, получившего названия «электронное общество», «электронная страна», «электронное правительство» и т.п.
Информационное общество стало развиваться со второй половины девяностых годов прошлого века. Информация начала играть роль товара, который можно было купить и продать. Но она еще не стала знанием, а только, аналогично «сырью», обрабатывалась перед использованием. То есть информация не имела человеческого измерения, если даже была «оцифрованной», интерактивной, динамичной.
Общество, построенное на знаниях, естественно, возникло из двух предыдущих, сравнительно коротких фаз, объединив их главный продукт — ИКТ — с человеческим, творческим компонентом. Иначе говоря: коммуникационное и информационное общества базируются на технологиях; общество, построенное на знаниях, — на людях-творцах, вооруженных технологиями.
В этом обществе знаниям присущи такие признаки:
1. Человеческое измерение, знания создаются и развиваются людьми и связан с тем, что делают и думают люди.
2. Знания, креативно вырабатывающиеся людьми, являются товаром, который можно покупать, сохранять, распространять, продавать, он может быть предметом обмена. Но это товар, постоянно изменяющийся и обогащающийся.
3. Новые глобальные знания изменяют конфигурацию геополитических сфер влияния в мире. Традиционные географические и политические границы между странами уже не играют той решающей роли, как было прежде. Некоторые страны и большие компании способны создавать новые знания, защищать и продавать их, другие являются преимущественно пользователями чужих знаний. По этим признаком происходит перегруппировка стран мира и транснациональных компаний на мощные и зависимые. Появляются новые альянсы, новые территории, новая могущественная власть, которая группируется с целью изготовления и владения глобальными знаниями (например, 45 стран — участниц Болонского процесса, Евросоюз и тому подобное).
4. Знание уже невозможно определить в терминах классических дисциплин — математики, физики, биологии, астрономии, литературы, истории и пр. Новые знания становятся более комплексными, проблемно-ориентированными и междисциплинарными. Проблемы, которые должны решаться с их использованием, более сложные и взаимосвязанные.
5. Знания являются одновременно индивидуальными и коллективными. Традиционно познание мира базировалось на индивидуальных научных достижениях. В обществе, построенном на знаниях, все большее значение в изучении окружающего мира приобретает коллективный разум, формирующийся на базе коллективных форм интеллектуальной работы. При этом ИКТ позволяют, преодолевая границы, создать единое виртуальное пространство для взаимодействия групп исследователей из различных уголков мира, объединенных между собой общей целью при решении тех или иных проблем.
6. Знания приобретают синергетический характер. Коллективный разум, формирующийся в результате такой деятельности, не является простой суммой индивидуальных интеллектуальных вкладов отдельных исследователей. В этом случае существует, условно говоря, «добавленная стоимость» коллективного разума, возникающая за счет огромного количества взаимодействий исследователей. Поэтому наработанные таким образом знания — общественные, они не могут принадлежать какому-то одному индивиду.
7. Процесс создания и распространения новых знаний носит сетевой характер. Традиционные пирамиды и вертикали власти принципиально не присущи новому типу общества. Главными его элементами являются узлы (отдельные люди, группы людей, учреждения и организации) и ветви, воплощающие связь между узлами и развивающиеся естественно и произвольно. В результате формируются разветвленные сети людей, учреждений и организаций (без границ), в которых происходит создание новых знаний и обмен ими, производство интеллектуальной продукции (например, программного обеспечения), проводятся финансовые операции, культурологические обмены и еще огромное количество иных видов взаимодействия между людьми.
Экономика знаний
Новые знания, генерируемые наукой, подготовка высококачественного человеческого капитала, на базе качественного образования, создание дополнительных богатств производственным сектором и бизнесом — неотъемлемые компоненты современного общества, построенного на знаниях. В таком обществе происходит постепенное замещение традиционных индустриальных средств производства новыми, продуцирующими прогрессивные знания, с помощью которых создаются дополнительные богатства.
Это общество изменяет структуру труда, трудовых отношений, занятости населения, приводит к появлению новых профессий и видов деятельности. Возникает новое социальное окружение, в котором информация и научные знания становятся главными продуктивными факторами, вместо материи и энергии, определяющими как стратегический потенциал общества, так и перспективы его развития.
При таких условиях наиболее успешными компаниями становятся те, которые создают интеллектуально емкие технологии и системы, программное обеспечение, консалтинговые и юридические услуги, новые экономические модели, сценарии и прочее. В их структуру обязательно входят собственные исследовательские центры, учебные заведения, мощные юридические компании, осуществляющие патентование и лицензирование новых идей, и сеть маркетинговых, трейдинговых и провайдерских компаний, выводящих на мировые рынки интеллектуально наполненную продукцию.
Традиционные же индустриальные производства, постепенно теряя пальму первенства, находят свою нишу в странах третьего мира за счет использования экологических квот, сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы последних.
Для группы развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), темпы базового долгосрочного роста экономики зависят от поддержки и расширения глобальных баз знаний по избранным приоритетным направлениям. Сегодня эти страны развивают свои экономики, создавая миллионы дополнительных рабочих мест по группам неожиданно открытых новых направлений и дисциплин. По данным Всемирного банка, в большинстве стран ОЭСР в течение последних 15 лет рост добавленной стоимости в отраслях, основывающихся на знаниях, в среднем составил 3%, что стабильно превышало темпы общего экономического роста в традиционных отраслях, не превышающих 2,3%. Доля первых в совокупной добавленной стоимости увеличилась в Германии с 51% до 60%, в Великобритании — с 45% до 51%, в Финляндии — с 34% до 42%.
Поэтому общественный прогресс определяется прежде всего процессом накопления знаний, что в результате обеспечивает накопление капитала. В странах ОЭСР объемы капиталовложений в нематериальные активы, формирующие национальные базы знаний, в частности, в профессиональную подготовку кадров, научные исследования, патентование и лицензирование, программное обеспечение для вычислительных систем, маркетинг, приравнивают, а иногда и превышают капиталовложения в основные фонды.
К сожалению, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, к которым относится и Украина, идеологически и политически еще не готовы воспользоваться преимуществами и потенциальными выгодами, которые предоставляет общество нового типа. Выработка и использование знаний, инвестиции в науку и образование для обеспечения постоянного развития и повышения уровня жизни в различных странах существенным образом различаются. По данным Всемирного банка, 85% совокупных мировых инвестиций в науку осуществляют страны — члены ОЭСР, 11% — Индия, Китай и Бразилия и новые технологически развитые страны Восточной Азии и только 4% — остальные страны мира, к которым относится и Украина. Поэтому страны с развитой экономикой создали для себя благодатный замкнутый круг, когда ради получения новых богатств они приоритетно инвестируют собственную науку и образование и, как следствие, результаты научных исследований и качественной подготовки кадров обеспечивают приумножение желательных богатств, укрепление власти и расширение сфер влияния.
Наука в обществе, построенном на знаниях и информации
Современные базы данных и базы знаний в различных разделах науки играют роль гигантских «хранилищ» для бесконечных фактов и базовых истин, а глобальные компьютерные сети становятся мощным инструментом для высокоскоростного доступа к ним из любого уголка мира. При этих условиях методология и принципы организации современной науки приобретают качественно новые признаки, которые будут обсуждаться на тунисской встрече. Главные из них следующие:
1. Возрастает роль методологических, системных, междисциплинарных знаний человека, необходимых для рационального оперирования с разнообразными знаниями и гигантскими объемами данных при решении новых, нестандартных проблем. Главное место отводится аналитическим способностям ученого или педагога, его способности точно формулировать проблемы и гипотезы, усматривать в огромных совокупностях данных определенные закономерности, находить решение сложных междисциплинарных задач.
2. Важную роль играет умение исследователя оперировать новым видом информации — метаданными — большими массивами, кластерами унифицированных по определенным признакам данных и знаний, осуществлять поиск и выделение метаданных из всемирных информационных ресурсов, целостно анализировать эти метаданные при выполнении исследований и решении новых проблем.
3. Новым вызовом для науки является обеспечение открытого доступа к данным, отображающим общие факты природы или общественного развития. В последнее время распространяются новые юридические, протекционистские механизмы коммерциализации исследований, финансируемых государствами, защиты авторского права в сфере цифровой информации, технологического контроля за доступом к цифровым данным в случае контрактных ограничений и т.д. Достижения и потери от этих явлений должны быть глубоко изучены международным профессиональным сообществом и сбалансированы с учетом интересов развития науки и практической целесообразности.
4. Научные базы данных не всегда являются статическими. В ходе своих исследований ученые часто обращаются к различным источникам с целью создания новой базы, предназначенной для конкретных исследований. Синтез данных, полученных из различных источников, дает новые возможности в понимании природы и является существенной составляющей научного процесса. Важно, что маргинальная стоимость любой копии информации, полученной из Интернета, снизилась почти до нуля, что упрощает синтез данных, полученных из различных источников.
5. Важными являются новые сетевые принципы организации современной науки и формирования виртуальных сообществ, базирующихся на наднациональных, общественных интересах получения новых знаний. Они известны как общественное движение «открытого кода» (Open source). По этим же принципам начали создаваться общественные и благотворительные фонды поддержки такой активности под названием «пространство общественной научной информации» (public scientific information commons). Это явление отображает новую корпоративную этику мировой общественной науки относительно результатов исследований, что не является чьей-то собственностью, а принадлежат обществу. Например, так были созданы и постоянно развиваются операционная система «Linux», языки программирования «РНР» и «Perl», базы данных для Интернет «MySQL» и «mSQL», многоязычная энциклопедия «Википедия», карты вулканических кратеров «Марс» и прочие творения коллективного человеческого разума.
6. В процессе перехода от печатной к цифровой среде нарушился принцип общей доступности к научным изданиям. Сейчас в мире (по данным INASP) открытыми является около 40% всех изданий, к остальным 60% существует ограниченный доступ. Благодаря деятельности многих международных организаций в Интернете обеспечен свободный доступ к более чем 1300 научным журналам, в том числе к фондам международной научной публичной библиотеки (Public Library of Science) и Биомедицинского центрального портала (BioMed Central). В 2004 г. много издателей научных журналов разработали «Принципы прямой коммуникации» (DC Principles). В частности Массачусетский технологический институт (США) открыл прямой доступ к препринтам журнальных статей Cornell arXiv в отрасли физики высоких энергий, математики, компьютерной науки и вычислительной биологии.
7. Для современной науки важным является спасение данных и информации, которые находятся под угрозой исчезновения. Такие данные или не существуют в цифровом формате, или записаны на носителях, которые могут испортиться или разрушиться. Эта проблема особенно остро стоит для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Ученые должны провести инвентаризацию редкостных данных, с занесением их перечня в «белую книгу» и определением приоритетов их спасения. Страны и компании, прилагающие значительные усилия к сохранению редкостных данных, должны рассмотреть возможность партнерства.
8. Важным является архивное хранение научных данных и информации. В некоторых отраслях науки практикуется архивное хранение данных, но это не является общепринятой практикой. Существует различие между центрами научной информации, предоставляющими быстрый доступ к данным, и архивами, обеспечивающими их постоянное хранение. Научное сообщество должно предложить сеть международных архивов, принципы их работы и взаимодействия, пути снижения стоимости архивного хранения данных.
9. Сбор, подготовка, распространение и постоянное архивное хранение научной информации стали причиной появления нового вида деятельности — менеджмент данных. Им начали заниматься национальные и международные институты, профессиональные общества и отдельные компании.
10. Легкость совмещения и интегрирования электронных данных, полученных из разных источников, с другой стороны, делает актуальными защиту и конфиденциальность научных данных на индивидуальном, национальном и корпоративном уровнях. Международные организации должны проанализировать этические и регуляторные аспекты этой проблемы и предложить изменения в национальные законодательства. Защиту данных, их целостность необходимо гармонизировать с основами свободного доступа к ним в контексте процедур менеджмента данных.
Образование в обществе нового типа
Общество, построенное на знаниях и информации, вносит важные качественные изменения в методологию и содержание современного образования. В контексте этих преобразований образование приобретает несколько измерений:
1. Образование для общества, построенного на знаниях и информации. Быть активным участником этого общества, уметь пользоваться его благами могут лишь люди, имеющие соответствующее образование и способные его постоянно обновлять в соответствии со стремительным развитием ИКТ. Поэтому современное образование должно постоянно улучшаться путем усовершенствования учебных планов, открытия новых специальностей, воплощения принципа «образование в течение всей жизни».
2. Образование в обществе, построенном на знаниях и информации. Те, кто учится в этом обществе по его методикам и технологиям, постепенно отходят от традиционной категории студентов или учеников, приобретая статус его граждан, предусматривающий наднациональный подход к этническим, конфессионным и прочим различиям людей, глобальную человеческую этику, толерантность, солидарность, равное человеческое достоинство и др.
Участники этого процесса не «привязаны» к одному и тому же месту и к одному и тому же времени, к тем или иным национальным системам образования. Возникло новое явление — образование без границ, основанное на технологиях дистанционного обучения и рассматриваемое как дополняющее традиционное новыми возможностями, не присущими человеку. Оно обеспечивает непревзойденную скорость обновления знаний, взятых из мировых информационных ресурсов, позволяет без ограничений расширить аудиторию преподавателя, игнорируя при этом географические границы, максимально приблизиться к специальным потребностям инвалидов при получении ими образования.
3. Общество нового типа изменяет миссию, роль и поле деятельности как учебных заведений, так и преподавателей. Методология и политика обучения уже не могут ориентироваться на быстрые технологические изменения, что было характерно для индустриального общества. Мировоззренчески они должны быть направлены на переосмысление основных парадигм и фундаментальных принципов природы и общества, должны обеспечивать опережение его технологического развития. В этом плане очень важное значение опять приобретает фундаментализация знаний.
4. Изменяется система взаимоотношений между теми, кто учит, и теми, кто учится. Появляется новая педагогика образования. Вне преподавателя возникает непосредственный доступ тех, кто учится, к знаниям, данным и информации. Преподаватель, оставаясь главным действующим лицом, приобретает роль «навигатора», интерпретатора новых знаний для тех, кто учится, формируя их индивидуальные образовательные траектории. Педагогическая составляющая и подготовка преподавателей по новой креативной модели, вместо репродуктивной, становится центральной проблемой образовательной политики.
Главные вызовы
Индустриальное общество, кроме выдающихся достижений, принесло человечеству большое экономическое неравенство как между разными странами мира, так и между определенными слоями населения отдельных стран. По данным Всемирного банка, в 1973 г. разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными странами определялся соотношением 44:1. Общество нового типа вооружило развитые страны мира и крупнейшие транснациональные компании более мощными продуктивными силами, которыми являются знания и информация. Они были использованы крупным капиталом для своего дальнейшего обогащения. Как следствие, в начале XXI ст. разрыв в прибылях между самыми богатыми и самыми бедными странами мира увеличился до 72:1.
Сегодня 4,5 млрд. из 6,54 млрд. людей на Земле живут в развивающихся странах. Из них свыше 3,3 млрд., включая и большинство населения Украины, живет на два-три доллара в сутки. Блага цивилизации для этой группы остаются недосягаемыми. Их распорядителями являются только 100 млн. человек на Земле, имеющих месячную прибыль 20 тыс. долларов и более (В.Фортов, ВВШ, № 1, 2001).
Разрыв между этими двумя группами в течение последних двадцати пяти лет вырос почти в десять раз. Один из крупнейших в мире «прыжков» неравенства зарегистрирован в Восточной Европе и странах СНГ после развала социалистического лагеря. Эта тенденция вызывает большую тревогу, учитывая увеличение количества конфликтов в мире, рост коррупции, терроризма, преступности, ухудшение состояния окружающей среды и медицинского обеспечения людей. Такие диспропорции создают огромные проблемы для развития новой экономики.
По данным ЮНЕСКО [www. wsis-roundtable-ed. iite-unesco. org], 80% людей на Земле получили начальное и достаточно примитивное образование или не имеют его совсем, 85% никогда не пользовались телефоном, а 93% не использовали компьютер. Для них существуют образовательные препятствия, не позволяющие им приобщиться к благам ИКТ. Без создания фундаментального потенциала в сфере человеческих ресурсов отдача от гигантских инвестиций в аппаратное и программное обеспечения ИКТ существенным образом уменьшится, а темпы развития общества, построенного на знаниях и информации, замедлятся.
Увеличивается разрыв в уровне жизни, в возможности получения современных знаний и использования информационных технологий между развитыми странами и остальным миром, между разными слоями населения внутри стран — богатыми и бедными, молодыми и людьми преклонного возраста, здоровыми по сравнению с инвалидами и т.д. Это явление известно как разрыв, разделение или неравенство (Divide). В глобализированном мире оно приобрело три основные формы:
— экономическое неравенство (Economic Divide);
— неравенство знаний (Knowledge Divide);
— цифровое неравенство (Digital Divide).
Будучи взаимосвязанными, они имеют свои характерные особенности.
Экономическое неравенство определяется различием форм и уровней развития производственных отношений и производственных сил в разных странах мира.
Неравенство знаний имеет идеологическую природу и определяется разной способностью стран или отдельных слоев населения получать, производить, распространять и использовать новые знания для собственного развития.
Цифровое неравенство имеет технологическую природу и определяет разную способность стран обеспечить как в национальном масштабе, так и для отдельных групп населения доступ к современной информационной инфраструктуре (телефонная связь, Интернет, базы данных и базы знаний и т.д.) с целью ее эффективного использования в практической деятельности.
Законы развития крупного, наднационального капитала, опирающегося на новые знания и информацию, ускоряют нарастание всех форм неравенства. Возникает острая потребность в наработке и соблюдении в глобальном масштабе четких правил, которые бы стали политическими и экономическими предохранителями на пути сокращения фундаментальных прав большинства населения планеты на жизнь, здоровье, образование, информацию и пр.
Для осуществления такой политики особое значение приобретают регулирующие функции авторитетных международных организаций, в первую очередь ООН, ЕС, ЮНЕСКО, ЮНИДО, Всемирной организации по защите интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и т.д.
Вместе с тем беспокоит безраздельное доминирование международных организаций, поддерживающих крупный капитал и глобальные рынки, таких, как ВТО, МВФ, Всемирный банк, по сравнению с организациями, которые проявляют заботу об обеспечении общественных благ, в частности, сохранения мира, охраны окружающей среды, защиты прав человека, борьбы с бедностью, здравоохранения, культуры, образования. Роль последних в урегулировании мирового порядка, к сожалению, начинает ослабевать, а их финансирование — уменьшается.
Бывший президент США Билл Клинтон отмечает (www. worldcongress2002. org), что достижения мирового глобального развития в форме новых знаний и информационных технологий должны распространяться от богатых к бедным. Если это удастся, то «наши дети будут жить в более интересную и мирную эпоху истории человечества, а если нет — им нужно будет натянуть колючую проволоку, чтобы отделиться от тех, кто находится по другую сторону разделения, поскольку бедность порождает терроризм». Он предостерегает, что время ограничено — шесть лет, после чего трудности, вызванные ростом неравенства, станут непреодолимыми.
Неравенство порождает и иные проблемы, связанные с нарушением прав человека на частную жизнь, на его общественную и профессиональную деятельность, разрушением нравственных норм воспитания детей в связи с их информационной незащищенностью, ограничением доступа людей к общественно важной информации и пр.
Ответ на новые вызовы призваны дать женевская, тунисская и последующие этапы всемирных встреч на высшем уровне. Они должны наработать механизмы сдерживания негативных тенденций, повлиять на правительства стран и транснациональные компании с целью обеспечения баланса между интересами бизнесовых кругов и гуманитарными интересами мирового сообщества. Актуален поиск компромисса между использованием преимуществ общества нового типа и нарастанием неравенства.
Как действовать Украине?
Несмотря на огромные потери высококачественного человеческого капитала, Украина имеет один из наивысших в мире индексов образованности (98% грамотного населения, ООН) и мощный научный потенциал, способный выполнять сложные фундаментальные и прикладные исследования.
Благодаря развитой науке, промышленности и амбициозным государственным приоритетам Украина еще в 1952 г. создала третий в мире компьютер после США и Великобритании, сформировала всемирно известную школу кибернетики и вычислительной техники во главе с академиками С.Лебедевым и В.Глушковым. Еще в 70—80 гг. прошлого века академик Глушков сформулировал ряд очень важных идей, связанных с информатизацией общества, в частности, с введением электронных денег, созданием государственных автоматизированных систем управления и тому подобное. Разработанные украинской школой направления — искусственный интеллект, теория самоорганизации, системный анализ, новые подходы к разработке многопроцессорных ЭВМ — характеризовались как новый качественный рубеж в мировой кибернетике. Они были наиболее перспективными и базировались на воспроизведении механизма деятельности мозга человека. К тому времени, когда еще только начинали формироваться первые концептуальные основы будущего информационного общества, Украина находилась среди бесспорных лидеров, идеологов его построения.
К сожалению, за годы независимости страна не смогла воспользоваться этими определяющими факторами общественного развития, не сформировала и не воплотила в жизнь политику приоритетного научно-технологического прогресса и, как следствие, была отброшена в списке 104 стран мира на 76 место по общему индексу макроэкономической среды, на 83 место по общему индексу технологий, на 97 место по индексу общественных институтов, оставаясь среди лидеров в этом списке по уровню бюрократизма, коррупции и отмывания денег (Дженнифер Блэнк, «ЗН», № 25, 2005 г.).
Отсутствие в Украине последовательной государственной политики, направленной на развитие информационного общества и общества, построенного на знаниях (82 место из 104 стран мира по важности для правительства этого направления («ЗН», № 25, 2005 г.), привело к спонтанному развитию лишь отдельных фрагментов его начальной стадии (коммуникационного общества): систем связи и телекоммуникаций, упрощенного перечня интернет-услуг.
Сейчас Украина занимает 62 место из 104 стран мира по количеству интернет-хостов — 18,3 на 10000 население; 85 место по количеству пользователей Интернета — 180 на 100000 населения; 81 место по количеству абонентов мобильной связи — 8,4 на 100 жителей; 78 место по количеству персональных компьютеров — 1,9 на 100 жителей; 55 место по количеству телефонных линий — 21,6 на 100 жителей (Дженнифер Блэнк, «ЗН», №25, 2005 г.).
Построение коммуникационного общества по модели «Электронная Украина» или «Электронное правительство» для Украины является важной, но не конечной целью, поскольку если все свести только к этому, нам останется роль зависимых пользователей чужих знаний и технологий, а не их идеологов и разработчиков. Современное информационное общество и общество, построенное на знаниях, кроме технологического, приобрело много измерений: гуманитарное, масс-медийное, культурологическое, образовательно-научное и др. К сожалению, создание целостной модели такого общества, построение собственной экономики знаний и индустрии интеллектуальных информационных технологий на основе фундаментальной науки и образования в государственной политике Украины отсутствуют, тогда как значительный интеллектуальный потенциал страны не используется.
В ближайшее время Украину ожидают жесткие условия на внешних рынках металла, переход к расчетам за энергоносители по мировым ценам, потеря прочих преференций постсоветского пространства. Избежать экономического коллапса страна сможет, лишь немедленно перейдя к политике приоритетного научно-технологического развития. Важным элементом такой политики должно быть развитие в Украине общества, построенного на знаниях и информации. Если такая политика будет предложена высшей политической властью государства, встанет вопрос: какой должна быть стратегия развития нового типа общества в Украине? Возможны два пути.
Первый. Исходя из того, что Украина еще не завершила построение коммуникационного общества (нет национальной информационной сети образования и науки, информационная среда Украины не соответствует базовым международным индикаторам), можно избрать традиционный путь. Он состоит в том, чтобы копировать и догонять развитые страны в части последовательного прохождения соответствующих фаз — коммуникационное общество, информационное общество и общество, построенное на знаниях.
Второй. Понимая важность и целостность всех трех фаз развития национального информационного сегмента, целесообразно действовать параллельно, а именно:
— ускорить развитие первой фазы путем привлечения внешних и внутренних инвестиций (приватизация «Укртелекома», расширение конкурентной среды среди провайдеров Интернета и мобильной связи, охват органов государственного управления и ведущих государственных институтов такими средствами коммуникационного общества, как «Электронная Украина», «Электронное правительство» и тому подобное);
— одновременно мобилизовать в едином комплексе национальную науку, образование, промышленность, гуманитарную, масс-медийную сферу, бизнес на приоритетное развитие следующих двух фаз — информационного общества и общества, построенного на знаниях.
Эта стратегия позволила бы Украине построить развитую информационную среду, конкурентоспособную индустрию интеллектуальных информационных технологий и с этим сегментом войти в глобальную экономику знаний. Она была бы привлекательна, амбициозна и затребована со стороны мирового сообщества, в частности на тунисской встрече по вопросам информационного общества.