ПТУ на изломе и переломе

6 апреля, 18:16 Распечатать Выпуск №13, 7 апреля-13 апреля

Система профессионально-технического образования долгое время оставалась закостенелой, не реформировалась.

© uc.kr.ua

Профессионально-техническое образование ныне в весьма непростом переходном состоянии. 

Стабильное государственное финансирование в предыдущие десятилетия, несмотря на задержки и дефицит бюджета, было более надежным, чем переход на финансирование из местных бюджетов. И дело не только в том, что здесь может не хватить средств (процесс децентрализации смягчает проблему), но и в том, что надо искать новые механизмы взаимопонимания, сотрудничества, управления. Не всегда это удается, а следовательно — могут теряться опыт, кадры, оборудование. Вместе с тем производственники подчеркивают рост дефицита квалифицированных рабочих кадров.

Центральноукраинское ВПТУ №4, находящееся в нашем городе, входит в десятку лучших учебных заведений этой системы. Здесь недавно отметили необычный для таких заведений юбилей — 150-летие со дня создания училища.

Украинский театр и первый памятник Шевченко

Основатель училища — известный в наших краях украинофил, тогдашний преподаватель Елисаветградского кавалерийского училища Николай Федоровский. Это было первое в то время частное, но бесплатное учебное заведение для детей из народа. Здесь фактически давали начальное образование и обучали столярному, токарному, шорному, сапожному и переплетному ремеслу, а еще — резьбе. Девушки овладевали вышиванием, ремеслом швеи. Ученики старших классов изучали также шелководство и пчеловодство. Они же заложили учебный фруктовый сад "Альгамбра", где ученики сажали деревья, ухаживали за ними, прививали. 

Сам основатель училища Николай Федоровский преподавал садоводство и шелководство, постоянно поддерживал заведение финансово. Определенную часть средств удавалось собрать во время многочисленных концертов, спектаклей, продажи изделий учеников училища. Заведение финансово поддерживали местные предприниматели, в частности братья Эльворти, Евгений Тамм (отец будущего Нобелевского лауреата Игоря Тамма). По содержательности обучения, мастерству преподавателей и правилам внутреннего распорядка это было одно из лучших ремесленных училищ не только в Украине, но и во всей Российской империи. Спустя несколько лет после открытия училищем начало заниматься местное Общество распространения грамотности и ремесел, объединявшее тогдашнюю активную общественность города. 

При училище был организован хор, где пели не только ученики, но и все желающие. Некоторое время им руководила сестра известного драматурга Ивана Карпенко-Карого — будущая звезда украинской сцены Мария Садовская-Барилотти. Здесь пели ее братья Николай (Садовский) и Афанасий (Саксаганский), племянник Тараса Шевченко Иосиф — курсант Елисаветградского кавалерийского училища. Считается, что именно для этого хора Петр Нищинский написал свои знаменитые "Вечерницы", и именно их постановка стала основой, на которой со временем возник первый украинский профессиональный реалистический театр, буквально через несколько лет заявивший о себе на сцене стационарного Зимнего театра знаменитейшей "Наталкой-Полтавкой". 

Ученики училища, участники хора и любительского кружка принимали участие в насыпании — по инициативе Николая Федоровского — символической могилы к десятилетию смерти Шевченко. Она считается первым в Украине памятником Кобзарю, и, обсаженная деревьями и цветами, простояла возле тогдашнего помещения училища (ныне Дом детского технического творчества, микрорайон Ковалевка) до конца 50-х годов прошлого века.

Все это и вся дальнейшая история развития учебного заведения отражена в фотоальбоме "На зламі століть: від ремісничо-грамотного до вищого професійного", изданном к юбилею. В начале этого года ВПТУ №4 присвоено имя Николая Федоровского. 

Первопроходцы дуального образования

Конечно, сегодня в училище уже не учат пошиву сапог или шорному делу. Здесь готовят квалифицированных рабочих, пользующихся спросом на рынке труда: станочников широкого профиля — операторов станков с программным управлением; электрогазосварщиков; электромонтеров; автослесарей. Училище, как и вся система профессионально-технического образования, переживает непростой переходный период. В нашей области только Кропивницкий способен финансировать заведения профтехобразования, все остальные города областного подчинения — Александрия, Знаменка, Светловодск, — которые, по замыслу правительства, должны были бы обеспечивать такие заведения, оказались не в состоянии это делать, и их взял под свое крыло областной бюджет. 

В Кропивницком таких училищ шесть. Это многовато для города. Только для того же ВПТУ №4 нужно около 7 млн грн в год (общеобразовательные предметы финансируются Министерством образования). До сих пор ситуация была парадоксальной: все ПТУ — государственная собственность, оперативное управление осуществляло областное управление образования, науки, молодежи и спорта, а вот финансирование — из городского бюджета. Мэр города Андрей Райкович не раз обращал внимание на этот перекос. Ныне ситуация понемногу улаживается. По словам начальника областного управления Владимира Таборанского, уже сформированы и представлены пакеты документов для переведения училищ и всего их имущества в коммунальную собственность. С начала года городской власти передано также управление заведениями профессионально-технического образования. 

Но и при этом их, очевидно, не обойдет стороной процесс некоей оптимизации. Как это, например, уже произошло в Александрии, где четыре ПТУ теперь объединены в один профессиональный лицей. Владимир Таборанский считает, что это был успешный опыт: теперь здесь вместо четырех училищ со слабой материальной базой и малой наполняемостью — одно мощное полнокомплектное учебное заведение, в котором значительно повысилось качество образования. 

Определенным выходом может стать создание учебно-практических центров. Оборудование для них и подготовку помещения финансирует государство, а дальше они существуют как хозрасчетные, заключая соглашения с производственными и предпринимательскими структурами, центрами занятости (второе профессиональное образование, переподготовка). Такой центр в Кропивницком уже создан при ПТУ №8, готовящем рабочих строительных профессий. Несколько таких центров будут работать также в области. 

Но наиболее перспективная форма развития профессионально-технического образования, по мнению Владимира Таборанского, — дуальная. Эта идея для нашего края не нова, ее уже несколько лет активно пропагандирует глава организации работодателей Кировоградской области, председатель наблюдательных советов "Эльворти-групп" и "Гидросила-групп" Павел Штутман. Фактически продолжая традицию основателей круппнейшего в городе машиностроительного завода братьев Эльворти, которые помогали ремесленно-грамотному училищу, он и и.о. директора ВПТУ №4 Оксана Яценко с 1 сентября прошлого года ввели дуальную форму обучения для двух групп станочников широкого профиля.

Разработан четкий график: месяц ученики осваивают теоретические знания, далее — закрепляют их на практике, получая конкретные задачи и соответствующую оплату. По словам Оксаны Яценко, это взаимовыгодный процесс, поскольку, например, в училище оборудование 1970–1980-х гг., а на предприятии оно современное. То есть уровень и качество подготовки автоматически возрастает, а производитель получает компетентных, квалифицированных рабочих. Павел Штутман, который в одном из последних интервью заявил, что нехватка хорошо подготовленных рабочих и инженеров —  проблема номер один для его предприятий, очень ответственно относится ко всему, что касается дуального образования. Всем необходимым для учеников, мастеров здесь надлежащим образом обеспечивают, стараются создать такую атмосферу, чтобы будущие молодые рабочие чувствовали: их ждут, они нужны. Конечно, главный фактор — уровень заработной платы и престиж рабочих профессий. Но это уже больше зависит от состояния экономики страны. 

Однако пока далеко не все работодатели понимают важность введения дуального образования. Например, городское троллейбусное управление, которое не так давно вернули из неудачной аренды в коммунальную собственность и которое активно развивается, крайне нуждается в электриках и электромонтерах. Их готовит то же ВПТУ №4, но, по словам Оксаны Яценко, троллейбусное управление не спешит откликаться на предложение создать группу дуального обучения для учеников этой профессии. А потому, если городская власть будет ставить вопрос о значительном сокращении количества учеников, группы электромонтеров набирать вообще не будут. Кто выигрывает от этого?

Недавно в нашем городе побывало руководство Министерства образования. Заместитель министра Юрий Рашкевич встретился с работодателями, речь шла как раз о более широком внедрении дуальной формы образования. Павел Штутман убежден, что ее следует распространять и на подготовку инженерных кадров.

Известна статистика, что на Западе производственные профессии выбирают для себя около 40% выпускников школ, у нас же — всего 14. Причин много, но одна из них заключается в том, что система профессионально-технического образования долгое время оставалась закостенелой, не реформировалась. Сейчас она на переломе. И должна выстоять.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно