ПОВТОРЕНИЕ — МАТЬ УЧЕНИЯ

24 декабря, 1999, 00:00 Распечатать

...Школа. Урок. У доски с унылым видом стоит Вася. Вместо бойкого ответа звучит бессвязное повествование, в котором попадаются отдельные осмысленные обрывки...

...Школа. Урок. У доски с унылым видом стоит Вася. Вместо бойкого ответа звучит бессвязное повествование, в котором попадаются отдельные осмысленные обрывки. Вздохнув, учительница спрашивает: «Вася, сколько раз ты читал параграф?» Вася виновато отвечает: «Два раза». «А чтобы запомнить, учебник нужно читать пять-шесть раз, а потом еще повторить! - наставительно говорит учительница. - Садись, два».

- Обычная сценка из школьной жизни, не так ли? - рассуждает специалист в области педагогической психологии, кандидат психологических наук Евгений Заика. - Так вот, это неправильно! Ребенок должен понять и запомнить учебный текст с одного, максимум с двух раз. С точки зрения современной психологии многие существующие школьные учебники никакой критики не выдерживают. Может быть, они хороши по другим показателям - содержанию, систематичности и научности изложения, иллюстративности, полиграфии и тому подобное. Но если текст не усваивается с первого раза - это брак. Это значит, что авторы учебной книги не знают или не умеют использовать законы детской психики. Замечу, что речь идет только о массовой школе. В системе развивающего обучения учебники, как правило, психологически адекватны ребенку. Однако это особая технология обучения, к тому же охватывает пока только младшие классы.

Давайте же посмотрим, какие законы психологии нарушаются чаще всего?

Начнем с памяти, которая так подвела бедного Васю. Дело в том, утверждают ученые, что создатели книги зачастую опираются только на один вид памяти - произвольную, которая держится на волевом усилии. Они не стараются так организовать текст, чтобы он запечатлевался в голове у ребенка как бы сам собой. Надо, Вася, надо! И все. Выкручивайся, как можешь: читай параграф по многу раз, насильно заталкивай в голову скучный текст, зубри его до отвращения. Все так делают!

Также не принимаются в расчет закономерности детского мышления. Например, автор начал с одного, потом перешел к другому, а переход четко не обозначил. Привел непонятную ученику ассоциацию. Не выделил главную мысль. Изложение закончил, но не подвел внятный итог. Не сообщил, к чему отнести весь этот ворох фактов. Короче говоря, не проложил русло для течения мысли. В результате ученик читает текст, каждый отдельный кусочек понимает, но целостного восприятия, целостной картины у него не возникает. Он поневоле вынужден настраиваться на рутинное, магнитофонное воспроизведение параграфа.

Пожалуй, самая большая проблема с мотивацией. Иногда создается впечатление, будто создатели учебников не верят, что в каждого ребенка встроено естественное желание узнавать что-то новое. Общепринята точка зрения, что учеба - это не сахар, а тяжелый труд, постоянное напряжение. Что учеба и радость несовместимы. Говоря словами психолога, высокий всеобъемлющий интерес и повышенная мотивация заменяются усиленным волевым контролем и страхом наказания, суровой дисциплиной и боязнью получить двойку. За этим скрывается представление, что сейчас корень учения горек, но когда-то потом плоды его будут сладки. Что ребенок учится, чтобы подготовиться к жизни, а жить по-настоящему будет только во взрослом состоянии. А что же в таком случае у него сейчас? Как говорится, не жизнь, а каторга?

Современная психология такую точку зрения отвергает полностью! На самом деле ребенок живет полноценной жизнью с момента появления на свет. И он должен получать радость от всей своей жизни. В том числе и на уроке, и дома за учебником, а не только во время детских игр. Иначе вместо легкости и удовольствия учения - недовольство, утомление, перегрузки, стрессы, неврозы. А как же народная пословица, утверждающая, что повторение - мать учения? Нет, - говорят психологи. - Это не мать. Это злая мачеха!

Мать учения - эмоциональное, мотивированное, понятное и увлекательное чтение. Учебник должен быть ученику интересен! С первой фразы до последней.

- И это не фантастика, - говорит Евгений Заика. - В сущности, законы восприятия, все эти приемы, вся технология подготовки текста для наилучшего восприятия, в том числе детьми, давно в психологии известны. Описаны в литературе. Но на практике создания учебников они у нас не применяются, хотя с их помощью можно сделать увлекательным даже самый отвлеченный, далекий от жизни ребенка материал.

Например, что ребенку экономическая география Австралии? Эта тема может «заиграть» благодаря постановке проблемы. «Представь себе, - предлагает автор ученику, - что ты премьер-министр Австралии. Какую бы ты проводил экономическую политику, исходя из ресурсов, численности населения, климата и других показателей? ...А теперь посмотрим, как действует реальное правительство этой страны». Таким образом мы включили ребенка в ситуацию, зацепили интерес, задействовали безотказно действующий механизм «Если бы директором был я...».

Автору не стоит также спешить выложить свои знания, если необходимо сопоставить несколько явлений. Сначала нужно активизировать мысль ученика. Призвать его самого сравнить и найти, что в них есть общего и в чем различие. Конечно, дальше в тексте дается ответ, но на вопрос, который уже вспыхнул в голове ученика. Если же мы даем ответ на не возникший, не заданный, не пережитый учеником вопрос, он его просто не примет.

Кроме того, материал нужно четко структурировать. К примеру, расставлять в тексте особые смысловые вехи: «А теперь перейдем к следующей части» или «На этом закончим». Обычно автор учебника это просто подразумевает. Но школьник - читатель еще неопытный, без этих подсказок в голове у него может образоваться просто каша, как у знакомого нам Васи. Не годится и «сухомятка» из сплошного абстрактного текста. Шесть-семь таких предложений подряд ребенок еще прочтет, но на восьмом его внимание автоматически отключится. Чтобы этого не произошло, нужно заранее привесить яркий эмоциональный «крючочек».

Необходимо использовать разные виды памяти, в том числе непроизвольную. Включать в работу оба полушария мозга. Не только левое, которое отвечает за логику, но и правое, где «гнездятся» эмоции, интуиция, восприятие образов, воображение. Например, все основные положения можно дублировать следующим образом: сначала дать по ходу изложения в свободной форме. Потом повторить в виде формулировки, выделив в рамочке. И закрепить образным рисунком, иллюстрацией, схемой или графиком.

По мнению Е. Заики, это и есть собственно стиль учебника, который качественно отличается от стиля научной и научно-популярной литературы, справочника или инструкции. Его отличительная особенность - сознательное использование психологических технологий, которые помогают управлять памятью, мышлением, вниманием, восприятием и мотивацией учеников разного возраста. Что же делать? Может быть, включать в авторский коллектив специалистов-психологов? Но в каком качестве? Да, они владеют необходимыми технологиями, обладают системой знаний о психических процессах, но не знают ни физических законов, ни исторических событий, ни законов эволюции.

- На мой взгляд, может быть приемлема такая форма: авторы пишут свой учебник как обычно. То есть излагают программный материал в той последовательности, с тем уровнем простоты, который они находят нужным. А уж потом к работе с этим своего рода «подстрочником» приступает психолог. Я, в частности, пробовал таким образом обрабатывать учебник по истории, что оказалось достаточно сложным делом. Многое в первичном тексте нужно было переписывать заново, иначе компоновать его, иногда добавлять эмоциональные вставки из других источников. Законы человеческой психики также нельзя обойти, как законы физики или биологии. Создатели учебника в этом не специалисты, хотя, безусловно, есть авторы и редакторы, которые являются интуитивными психологами. И все-таки обработка первоначального текста психологом должна стать одним из важнейших этапов подготовки учебника.

Проблема еще и в том, что у среднего и особенно слабого ученика плохой учебник порождает отрицательное отношение к учебе. Даже если учительница на уроке хорошо объяснила новый материал, Вася приходит домой, открывает учебник и обнаруживает, что читать не интересно, что он, Вася, ничего не понимает и ничего не запоминает. Он честно перечитывает второй и третий раз с тем же результатом. ...А на улице друзья играют в футбол. Или хоккей. Соблазн так силен! Поэтому день-два, неделю-месяц он позубрит, а потом просто зашвырнет дурацкий учебник подальше и пойдет играть в футбол.

Самое интересное, что с точки зрения психолога так поступит именно нормальный ребенок! Потому что нормальный ребенок не будет себя мучить. И не посчитает сам себя дураком. В нем встроены мощные психологические защитные механизмы. А какой он с точки зрения учителя? Непослушный, неусидчивый, ленивый, нелюбознательный, глупый и так далее и тому подобное.

А ведь есть еще так называемые проблемные дети, то есть запуганные, зажатые, с пониженной самооценкой, страдающие теми или иными неврозами. Они боятся гнева родителей, учителей, двойки в дневнике, насмешек сверстников. Они будут ежедневно подолгу сидеть над уроками и послушно зубрить, тоже, впрочем, без особого результата. Тут уж не до футбола. Любой психолог скажет, что таких плохой учебник еще больше деформирует.

Возникает правомерный вопрос. Почему же тогда часть детей прекрасно учится и при плохих учебниках? Да потому, что они одарены от природы способностью структурировать текст, выделять главное, отделять второстепенное, генерировать подходящие ассоциации, сравнивать, направлять течение мысли по четкому руслу, даже не осознавая этого. Умники потратят энергию, но усвоят учебный материал, как бы он ни был написан, и аккуратно распределят его по ячейкам памяти. Но на то они и умники! Как известно, таких в каждой школе всего 3-5 процентов. Хотя им тоже было бы полезно оттачивать мышление на хороших интеллектуальных моделях.

Содержательный, психологически выверенный учебник дает возможность поднять уровень интеллектуальных аутсайдеров, наделить их так необходимыми в жизни навыками понимания печатных текстов вообще. И поднять их самооценку. Это не провозглашаемая, как бы побочная роль хорошего учебника, своего рода дополнительный продукт. Но он очень важен для формирования личности!

Конечно, талантливый учитель может в большой мере компенсировать плохой учебник, поскольку их функции в чем-то перекрываются. Но не совпадают. Учебник - это информационный блок для самостоятельной работы, а учитель - это общение, это деятельность, это постановка проблем.

...Готова ли наша педагогическая общественность к признанию роли специалистов этого профиля в написании учебников? Трудно сказать. Даже введенный в штат и так необходимый детям школьный психолог пока не стал органичной, неотъемлемой частью педколлективов. (Школьный психолог - это отдельная тема.) Но уже есть самые смелые или самые умные первопроходцы. В Харькове в издательстве «Мир детства» создается новый учебник по биологии, в подготовке которого будет участвовать психолог. А вдруг это будет бестселлер!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно