Поступление-2021: куда пойдут лучшие абитуриенты и выгодно ли это государству

ZN.UA Эксклюзив Инфографика
Поделиться
Поступление-2021: куда пойдут лучшие абитуриенты и выгодно ли это государству © depositphotos/Milkos
О вступительной кампании в схемах и мемах

Ежегодно летом проходит вступительная кампания в вузы, и ее результаты всегда тщательно изучают не только эксперты, но и общество. Обычно интересуются, сколько абитуриентов поступило на бюджет, какие университеты и города самые популярные. А мы предлагаем посмотреть на вступительную кампанию с другого ракурса.

Интересно, на каких специальностях концентрируются мозги страны, куда пойдут лучшие абитуриенты и выгодно ли это государству. Потому что на одних лишь юристах и филологах далеко не уедешь (при всем уважении) — нужно развивать современные технологии, инженерию, научные исследования, словом, нужны специалисты, которые обеспечат конкурентоспособность и самостоятельность государства. И именно те, кто сегодня поступает в университеты, завтра могут стать такими специалистами.

Окончательные итоги вступительной кампании подводить еще слишком рано — проходит зачисление на контракт, но кое-что уже точно известно. Мы решили сосредоточиться на трех вопросах.

Первый. Какие специальности были мегапопулярными у поступающих, а какие — «лузерами»?

Названия топовых специальностей нам давно известны, Минобразования называет их из года в год, и этот перечень не меняется: большинство вчерашних школьников мечтают стать «белыми воротничками» — юристами, экономистами, менеджерами, журналистами... И даже то, что на рынке труда их уже перебор и работу найти все труднее, никого, кажется, особенно не волнует.

Коллаж ZN.UA

Зато на инженеров, учителей химии или физики, технологов очереди в вузы нет. Вот так выглядит рейтинговый список специальностей: мы приводим не все, а только полярные — наиболее и наименее популярные.

ZN.UA

Здесь есть интересные моменты. Физика, химия, математика — специальности для будущих ученых, которые учатся не в педагогических вузах. Теоретически кое-кто из них тоже может пойти преподавать в школу. Поэтому очень условно можем считать это ресурсом для школ.

То же самое и с филологией — она поднялась в рейтингах вкусов абитуриентов не потому, что все хотят пойти в школу и преподавать там украинский или английский (для этого есть отдельные филологические специальности в отрасли «Среднее образование»). На филологию поступают те, кто хочет изучать иностранный, быть, например, переводчиком. Популярна и украинская филология — украинских филологов много и среди госслужащих, и среди журналистов-редакторов, и среди SMMщиков, пресс-служб и т.п. Но, опять же теоретически, специалисты с филологическим образованием могут и преподавать в школе.

Государство всячески старается сдержать наплыв на топовые специальности и поддержать другие, стратегически важные (инженеры, технологи, ракетостроение, машиностроение, наноматериалы, энергетика и т.п.). А для этого увеличивает количество бюджетных мест (госзаказ) на них, чтобы у абитуриентов было больше шансов поступить, дает большую стипендию, отраслевые коэффициенты, повышающие конкурсный балл во время поступления на определенные специальности. Но ничто не помогает, большинство абитуриентов все равно хотят быть юристами-журналистами.

Коллаж ZN.UA

В этом году урезали государственный заказ на право, администрирование и управление, социальные науки. Зато увеличили на приборостроение, инженерию, строительство, био- и химинженерию, аграрные науки. Однако, как видим, кардинально картину это не изменило.

Почему? На то есть несколько причин. Первая: непопулярные специальности обычно являются негуманитарными, и для поступления на них нужно знать физику, химию, математику. Вторая причина — они выглядят не так привлекательно, как международные отношения или журналистика, не обещают высоких заработков. Хотя на самом деле у некоторых технарей и технологов зарплата выше, чем у «белых воротничков». И спрос на рынке труда на них больше (а это означает, что работа у специалиста будет всегда).

Причина диспропорции во вступительной кампании еще и в том, что многие абитуриенты поступают едва ли не наугад, купившись на красивое название учебной программы и не разобравшись, чему же там собственно учат, каковы перспективы. А если в названии программы есть слова «современная», «международная» — это автоматически повышает привлекательность. Например, выбирая между «информационными технологиями» и «современными информационными технологиями», абитуриенты косяками пойдут на вторую, даже если это — то же самое.

К сожалению, у нас недостаточно развита профориентационная работа со школьниками. Обычно этим занимаются школьные психологи и классные руководители, все сводится к выполнению тестов и механическому подсчету баллов. Хотя уже появляются карьерные консультанты (как правило, частные, услуга стоит недешево), их приглашают на встречи со старшеклассниками, а также специальные курсы от работодателей, ОО и международных организаций. Но их мало, и это не системная работа на уровне всего государства.

Согласно данным мониторинга, проведенного Институтом образовательной аналитики, так называемые карьерные центры есть в 1,2% школ, а консультанты — в 0,8%. А 83% школ имеют стенды с информацией о профессиях (о, это коренным образом меняет ситуацию!), что тоже считается профориентацией. Лишь каждая пятая школа использует для профориентации информационные технологии, консультируя молодежь, которая на ты с гаджетами.

А, например, в США в каждой школе есть специализированный советник, который помогает старшеклассникам выбрать карьерный путь и поступить в овеянное мечтой учебное заведение.

Можем сравнить результаты. Согласно данным на 2019 год (к сожалению, более свежих нет, но с тех пор у нас кардинально ничего не изменилось), в Украине не по специальности работали около 45% людей с высшим образованием, в Штатах — 4%.

Если бы все люди могли заниматься делом, к которому лежит душа, представляете, как классно бы мы жили, в какой процветающей и успешной стране?

Второй вопрос. Каким был конкурс на разные специальности?

Конечно, показать здесь все специальности невозможно, так что я выбрала полярные примеры: где конкурс самый большой и где наименьший. Воспользовавшись данными ЕГЭБО, определила сразу два показателя — конкурс заявлений (сколько их было на одно место) и человек. Оба интересны. Количество заявлений свидетельствует о приоритетах поступающих — куда бы они хотели поступить. Хотя, конечно, со временем, когда результаты вступительной кампании будут рассматривать под микроскопом, интересно было бы узнать, сколько абитуриентов просто раскладывали яйца по разным корзинам — подавали заявления на очень разные специальности, чтобы получить хоть какой-то диплом о высшем образовании.

А количество человек на одно место показывает реальный конкурс, как он выглядел еще 15 лет назад, когда один человек мог поступать в один вуз.

Поскольку каждый абитуриент мог подать несколько вступительных заявлений даже на одну специальность, количество людей меньше, чем количество заявлений. Возможно, большая разница между этими показателями свидетельствует о том, что среди поступающих было много мотивированных абитуриентов, подававших много заявлений в разные вузы, но на одну специальность. Так это или нет, покажет более подробный анализ данных вступительной кампании.

Вот данные по некоторым специальностям по широкому конкурсу — то есть одному на всю страну.

ZN.UA

О причинах сумасшедшего конкурса на журналистику сейчас можно лишь догадываться. Это и романтика, и перспективы трудоустройства — от различных изданий до пиар-агентств и пресс-служб. А также то, что соцсети стерли грань между любительством и профессией, и теперь тысячи носителей лайков считают себя готовыми журналистами, которым не хватает лишь диплома об образовании.

Интересно, что вообще на образование (то есть на все учительские специальности) конкурс был более или менее приличный — 2,4 человека на место. Но во время подачи заявлений в системе ЕГЭБО были ситуации, когда в вузах заявлений на поступление было почти столько же, сколько вуз мог дать мест на бюджет.

Сейчас, когда уже началось зачисление новоиспеченных студентов, видим интересную ситуацию с учителями естественно-математических дисциплин (физики, химии, математики). Государство готово было заказать обучение 1672 специалистов. Но отметило: на обучение возьмут лишь тех, у кого конкурсный балл не ниже 125. Не слишком строгие требования, надо сказать, особенно если сравнить с врачами (не менее 150 баллов по двум предметам ВНО) и юристами (конкурсный балл — минимум 140). Ну, мы же понимаем: если повысить планку, останемся без учителей. Обратите внимание, конкурсный балл — это не балл ВНО, а общая копилка, где учитываются еще и разные коэффициенты и дополнительные баллы (например, за подготовительные курсы и мотивационное письмо), поэтому теоретически при конкурсном балле 125 результат ВНО может быть даже ниже 125.

Так вот, даже при этих облегченных требованиях не были заполнены все 1672 места — свободными остались 284. Почему? Потому что среди абитуриентов не хватило тех, у кого был бы даже такой небольшой конкурсный балл.

Коллаж ZN.UA

А с какими баллами поступят будущие педагоги на контракт, боюсь представить. Я пересмотрела данные за прошлый год: даже в Киеве принимали на учителя физики с минимальным конкурсным баллом 101, а это означает, что он едва-едва сдал ВНО.

Это к слову о кризисе нашего естественно-математического образования. Мы никогда его не преодолеем, если не наберем образованных абитуриентов, которые вырастут в квалифицированных учителей. Это проблема, требующая внимания государства.

Если же посмотреть на популярность учительских специальностей, то фаворитами среди абитуриентов являются учителя украинского языка и литературы (8171 заявлений), буквально в спину им дышат преподаватели английского (6932) и историки (6947 заявлений). По сравнению с четырьмя сотнями заявлений на учителя химии выглядит солидно.

Отдельного внимания заслуживает поступление на врачей. Вообще на специальность «медицина» конкурс был 1,2 человека на одно бюджетное место. Медицина — это врачи всех профилей, кроме стоматологии. Почему же такой маленький конкурс на эту специальность? Очевидно, потому, что достаточно бюджетных мест, и потому, что несколько лет назад приняли более жесткие требования к будущим врачам — по меньшей мере 150 баллов за ВНО по двум конкурсным предметам. То есть серьезный фильтр для отбора врачей поставили еще на этапе подачи документов. И это справедливое решение — пандемия наглядно продемонстрировала, как человеческие жизни зависят от профессионализма врача.

А вот на стоматологию конкурс значительно выше — девять человек на место. И это не потому, что так много людей с детства мечтали ковыряться в зубах. Стоматология — золотая специальность, и даже если поступить на контракт, это быстро окупится. Есть много небедных людей, готовых инвестировать в такое образование. На рынке медицинских услуг стоматология — очень перспективная и доходная ниша. Знакомая врач рассказала мне студенческий анекдот: «Стоматологи ездят на машине с третьего курса университета, а обычные врачи — через тридцать лет».

Третий вопрос. С каким наименьшим конкурсным баллом можно было поступить на бюджет?

Здесь я анализировала лишь поступление по широкому конкурсу. Происходит он в общих чертах так: все абитуриенты страны, которые поступают на определенную специальность, выстраиваются в один рейтинговый список в зависимости от конкурсного бала (результаты ВНО и балл аттестата, умноженные на разные коэффициенты). И если, например, в списке десять тысяч абитуриентов, а государство выделило на эту специальность только тысячу мест, это означает, что на бюджет поступит первая тысяча человек.

Итак, какой минимум достижений был нужен, чтобы вступить на бюджет в нашей стране? Какой фильтр стоит на входе в университеты? Фильтр, который отсеивает невежду и оставляет того, кто действительно может стать классным специалистом. Вот данные по нескольким специальностям.

ZN.UA

Как видим, сюрпризов здесь нет. Наилучшие пойдут в журналисты-юристы. А кто будет развивать технологии, строить ракеты и современные приборы, кто сконструирует отечественный комбайн для аграрной страны, неизвестно. Услуги готовы предоставлять десятки тысяч абитуриентов, создавать и строить — тысячи или даже сотни. Это печальная статистика.

Ну что же, будем ждать подробный анализ результатов вступительной кампании. Они имеют значение для будущей государственной политики.

Государство, которое хочет быть сильным, должно крепко стоять на ногах в жизненно важных сферах. Иметь собственные, а не купленные технологии, вакцины, космические ракеты и электронные микроскопы. Только тогда оно будет конкурентоспособным и сможет адекватно отвечать на вызовы, стоящие перед ним и миром. А кто будет готовить этих специалистов? Учитель химии, физики или математики с минимальными баллами ВНО?

Цифры вступительной кампании на самом деле показывают, что в «государстве Датском» надо что-то менять.

Больше статей Оксаны Онищенко читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме