Поле битвы: образование в аннексированном Крыму

30 октября, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №41, 30 октября-6 ноября

"Гибридную" войну на образовательном поле временно оккупированного Крыма Украина проигрывает. Проигрывает, потому что создает в образовательной сфере для живущих там граждан Украины определенные дискриминационные условия.

© Крым.Реалии

 

Битву под Садовой выиграл прусский школьный учитель.

Выражение, которое ошибочно приписывают 
"железному канцлеру" Германии Отто фон Бисмарку

 

 

Образование едва ли не единственная сфера, где "военные действия" начались задолго до настоящего вооруженного вмешательства. 

То, что образование является полем битвы в прошлом, настоящем и будущем, хорошо понимают дальновидные политики. Не зря со страниц СМИ не сходит выражение Бисмарка, вынесенное в эпиграф статьи. В 1866 г. профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель написал: "...Народное образование играет решающую роль в войне... когда пруссаки повергли австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским учителем" (эти слова и трансформировались в выражение "железного канцлера").

В середине октября 2015 г. произошли два события, существенно влияющие на образовательное поле украино-российского противостояния — появились два документа: в России — закон, в Украине — приказ.

Российская Дума сразу во втором и третьем чтениях приняла законопроект, которым еще на год продлен переходный период, когда выпускники школ временно оккупированного Крыма и Севастополя и в 2016 г. будут пользоваться правом выбирать, каким образом поступать в российские вузы — сдавая классические выпускные экзамены или участвуя в Едином государственном экзамене (ЕГЭ): "Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета осуществляется не только на основании результатов ЕГЭ, но и вступительных испытаний, проводимых образовательными организациями высшего образования самостоятельно. Предусматривается, что порядок выделения мест и особенности приема в вузы лиц, постоянно проживающих в Крыму и Севастополе, устанавливаются министерством образования".

Еще в начале октября министр образования оккупационного правительства Крыма Наталья Гончарова обратилась к российскому правительству с просьбой продлить "переходный период в связи с тем, что крымские школьники еще не готовы к ЕГЭ". Она подчеркнула: "Крымские школьники не полностью адаптированы к новой системе образования, так как ранее не изучали тех предметов, которые были в образовательной программе Российской Федерации". 

Однако руководительница министерства, мягко говоря, лукавит. Технически подготовиться и сдать ЕГЭ не так уж и сложно. Для этого необходимо материальное обеспечение (даже не специального назначения) — помещение, компьютерное оборудование и персонал. Обеспечить методически — тоже не проблема: в России ЕГЭ сдают уже в течение нескольких лет, а в аннексированном Крыму выпускники крымских школ пытаются это делать второй год подряд. По данным Министерства образования оккупированного Крыма, в 2015 г. было зарегистрировано 1406 учащихся (из 14,5 тыс. выпускников), хотя сдавать пришли всего 936 крымских выпускников. И результаты ЕГЭ крымчан выше, чем в среднем по Российской Федерации.

На сегодняшний день крымчане на оккупированном полуострове готовы участвовать в ЕГЭ, однако российские парламентарии и далее освобождают их от него. Эти действия являются еще одним шагом в гибридной войне — на образовательном пространстве. Тем более что с начала оккупации для крымских учащихся Российское государство создает определенные преференции в системе образования, а именно: продление переходного периода для ряда направлений, отмена ЕГЭ, выделение 16 тыс. бюджетных мест в российских вузах (чем воспользовалась почти тысяча крымских выпускников), внедрение специальной программы "Крымский выпускник" (прием экзаменов в аннексированном Крыму, дополнительные стипендии, подъемные и оплата авиаперелетов). Шаг за шагом российская оккупационная власть старается "переучить" юношей и девушек в оккупированном Крыму "под российские стандарты". 

Украинское государство тоже не остается в стороне образовательных процессов, происходящих на оккупированном полуострове. 15 октября 2015 г. Министерство образования и науки Украины издало приказ №1085 "Об утверждении Условий приема на обучение в высшие учебные заведения Украины в 2016 г.". Именно в этом документе и сформулированы основные положения и направления образовательной политики в ходе вступительной кампании.

Вопрос оккупированных территорий тоже нашел отражение в Условиях приема на обучение в высшие учебные заведения Украины в 2016 г. В абз. четвертом п. 4 Условий сказано: "Граждане Украины, проживающие на временно оккупированной территории или переселившиеся с нее, имеют право на получение или продолжение получения определенной степени (образовательно-квалификационного уровня) высшего образования на территории других регионов Украины за счет средств государственного бюджета с предоставлением мест в общежитиях на время обучения". Однако рассмотрим этот пункт подробнее.

 Что касается "граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории". Согласно ст. 7 Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины", №1207-VII от 15 апреля 2014 г.": "12. Граждане Украины, проживающие на временно оккупированной территории, имеют право на получение или продолжение получения определенного образовательного уровня на территории других регионов Украины за счет средств государственного бюджета с предоставлением мест в общежитиях на время обучения".

А механизм обеспечения этого обучения разрабатывает Кабинет министров Украины. И действительно, такой механизм есть — он определен постановлением КМУ №450 от 17.09.14 г. "Некоторые вопросы предоставления (размещения) дополнительных мест государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических кадров для граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории или переселившихся с нее", №450 от 17.09.14 г. Только само постановление содержит маленькое уточнение: "2. Зачисление на обучение в высшие учебные заведения поступающих — выпускников 2014 года…". А для выпускников последующих лет этот документ уже не действителен. Вопреки многочисленным обращениям граждан и общественных организаций КМУ не продлил действие постановления №450 на 2015 г., и следующий год тоже под вопросом.

 Относительно "граждан Украины, … переселившихся с нее (временно оккупированной территории)". Вопрос образования внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) регулирует принятый еще в 2014 г. Закон Украины "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц "в п. 9 с. 7: "Зарегистрированное (взятое на учет) внутренне перемещенное лицо имеет право на продолжение получения определенного образовательного уровня на территории других регионов Украины за счет средств государственного бюджета или других источников финансирования. Порядок финансирования обучения … устанавливается Кабинетом министров Украины". Кроме того, в Законе Украины с весьма длинным названием "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно государственной поддержки участников боевых действий и их детей, детей, один из родителей которых погиб в районе проведения антитеррористических операций, боевых действий или вооруженных конфликтов или в ходе массовых акций гражданского протеста, детей, зарегистрированных как внутренне перемещенные лица, для получения профессионально-технического и высшего образования", принятом в мае 2015 г., разъяснено, как именно государство планирует оказывать поддержку — путем внесения изменений в с. 44 Закона Украины "О высшем образовании": "Государственная целевая поддержка для получения высшего образования предоставляется в виде: полной или частичной оплаты обучения за счет средств государственного и местных бюджетов; льготных долгосрочных кредитов для получения образования; социальной стипендии; бесплатного обеспечения учебниками; бесплатного доступа к сети Интернет, системам баз данных в государственных и коммунальных учебных заведениях; бесплатного проживания в общежитии; других мер, утвержденных Кабинетом министров Украины.

Порядок и условия предоставления государственной целевой поддержки для получения высшего образования указанным категориям граждан определяются Кабинетом министров Украины".

В заключительных положениях этого закона Верховная Рада поручила Кабинету министров разработать необходимые нормативные документы. Однако до сих пор Министерство образования и науки и другие министерства не разработали механизм внедрения этого закона в жизнь.

Есть еще один интересный пункт в Условиях приема на обучение в высшие учебные заведения Украины в 2016 г. — о перечне документов: "6.4. Во время подачи заявления в бумажной форме поступающий предъявляет лично…", в частности, "военный билет или удостоверение о прописке — для военнообязанных". И это для граждан, которые находятся на оккупированной территории уже более полутора года. И какие же "военные документы" должны предоставить выпускники с временно оккупированного Крыма — удостоверение о прописке или военный билет российской армии, армии-оккупанта?

Тем более что в нынешнем году эта проблема уже возникала (см. материал "Прикрепление к военкомату — последняя стена для крымского абитуриента") и благодаря общественности была решена — в ответ на обращение Центра общественного образования "Альменда", которое поддержали более 20 общественных организаций, Министерство образования и науки Украины приостановило действие этого пункта (Письмо МОН №1/9-344 с 23.07.15 года "О приеме документов от поступающих в высшие учебные заведения в 2015 г.", №1/9-344 с 23.07.15 г.). Но разрешение принимать документы для поступления на обучение от жителей Автономной Республики Крым и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей без военного билета или удостоверения о прописке было предоставлено только на 2015 г. И вот в Условиях приема на обучение в высшие учебные заведения Украины в 2016 г. снова появляется этот пункт без каких-либо ограничений. Возможно, в Министерстве образования и науки Украины есть информация, что в 2016 г. все оккупированные украинские территории будут освобождены. Или же во время следующей вступительной кампании чиновники снова "пойдут навстречу", "быстро отреагируют" и создадут надлежащие условия для абитуриентов с временно оккупированных территорий?

Еще в Условиях приема на обучение в высшие учебные заведения Украины в 2016 г. перечислены разные категории выпускников, имеющих право поступать вне конкурса или право на первоочередное зачисление, однако никакого упоминания о выпускниках с оккупированных территорий там нет.

На следующий день после появления Условий приема на обучение в высшие учебные заведения Украины в 2016 г., Министерство образования и науки предоставило еще и Комментарий к ним. Но и там вопрос о выпускниках с оккупированных территорий не затрагивался.

Вместе с тем результаты вступительной кампании 2015 г. свидетельствуют о полном провале государственной образовательной политики относительно аннексированного Крыма. В вузы Украины с временно оккупированного Крыма поступили 293 учащихся, что составляет менее 2% от крымских выпускников. Государство создало все условия, чтобы "отпугнуть" молодежь аннексированного Крыма — это и физические преграды для попадания "на материк" (ограничение въезда и выезда детей с оккупированной территории), и экстернатный способ получения аттестата (чтобы получить аттестат, учащийся должен сдать около 18 экзаменов для проверки уровня его знаний), и невыполнение украинских законов.

Подытоживая, отметим, что "гибридную" войну на образовательном поле временно оккупированного Крыма Украина проигрывает. Проигрывает, потому что создает в образовательной сфере для живущих там граждан Украины определенные дискриминационные условия.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно