Получив диплом о высшем образовании, выпускник высшего учебного заведения должен с оптимизмом смотреть в будущее, поскольку верит, что вместе с дипломом получает профессиональные навыки, которые понадобятся на рынке труда.
Но если бы так было всегда, давно бы канула в прошлое инфляция дипломов о высшем образовании, а заодно и работа таксистами, кассирами, продавцами в магазинах для людей с высшим образованием. В действительности доля владельцев дипломов о высшем образовании среди занятых теми видами деятельности, для которых высшее образование не требуется, в Украине составляет 34,3% .
Разрыв между ожиданиями рынка труда от специалиста и тем, чему его научили в университете, — дело давно известное, и это не сугубо украинская проблема. Во всем мире такой разрыв называют «квалификационным», или skills gap. Он становится самым большим разочарованием для выпускников и работодателей. Разочарованием для последних — потому что они получают дипломированного специалиста, которого еще надо учить. Разочарованием для выпускников — потому что высшее образование наконец получено, но квалификационные навыки соответствующего уровня не сформированы, и среди «перспектив» — работа с низкой зарплатой, или не по специальности, или вообще — безработица. У нас в стране только среди тех, кто работает, пораженных квалификационным разрывом, — свыше 45%. Это размер так называемой квалификационной ямы.
Что же это за явление такое — квалификационный разрыв, и как его преодолеть?
Во-первых, это явление распространено даже в развитых странах мира, — у почти 25% работников есть квалификационный разрыв. В развивающихся странах показатель выше — до 60%. Вред от квалификационного разрыва огромный, — потеря производительности труда в странах ОЭСР из-за квалификационного разрыва составляет 6%, а мировой ВВП теряет 5 трлн долл. ежегодно.
Если предположить, что в Украине такой же квалификационный разрыв, как в странах ОЭСР (6%), то ежегодные потери ВВП будут составлять приблизительно 300 млрд грн.
Во-вторых, квалификационный разрыв требует существенного внимания со стороны системы высшего образования. Как свидетельствуют опрос работодателей и международные исследования, университеты должны заботиться о формировании у студентов таких навыков, как способность решать проблемы (разрыв с ожиданиями работодателей составляет 29%); стрессоустойчивость (29%); коммуникационные навыки (разрыв составляет 24%); адаптивность (20%); анализ данных (20%); лидерские качества (19%).
В-третьих, следует задуматься — где и как формировать затребованные на рынке труда навыки. 97% студентов-практикантов считают, что именно практика формирует коммуникационные навыки, размещенные в списке самых затребованных работодателями. 80%, считают, что коммуникационные навыки могут быть сформированы в аудитории университета во время обучения. Навыки работы в команде, по мнению 90% практикантов, тоже формируются, благодаря прохождению практики, и всего 70% считают, что командному труду можно научиться в аудитории университета.
А работодатели считают, что шесть из десяти самых актуальных квалификационных навыков лучше формируются во время практики, чем в аудитории университета. К этим навыкам относятся: коммуникационные навыки (мнение 80% работодателей); работа в команде (78%); навыки решения проблем (75%); технические навыки (65%); креативность (62%); навыки личного общения с клиентами (58%). Следует напомнить, что первый, второй и третий навыки из перечня выше входят в список трех основных квалификационных навыков, по мнению работодателей мира.
Следовательно, не надо надеяться, что университетская аудитория может сформировать у студентов все затребованные работодателями квалификационные навыки надлежащего уровня. То есть образовательная программа, предусматривающая некачественную практику на предприятиях и в организациях с неэффективной системой оценивания приобретенных навыков, не может сформировать выпускника, конкурентоспособного на рынке труда.
В то же время решение проблемы квалификационного разрыва исключительно за счет и усилиями рынка труда, то есть работодателей, — очень сложная задача. В Украине свыше половины наемных работников (53,3%) были охвачены дополнительной подготовкой (переподготовкой) и повышением квалификации, из них всего 32,4% опрошенных учились за счет предприятия, 18,6% — за собственные средства, 2,3% — за счет третьих лиц. Остальные (46,7% респондентов) в течение последних пяти лет не обновляли профессиональную компетенцию, не проходили такую подготовку, в частности 39,8% не получали такого предложения, а 6,9% считают это нецелесообразным.
Решение проблемы квалификационного разрыва должно быть комплексной задачей, то есть проходить с участием как системы высшего образования, так и рынка труда. Развитие практики дуального образования, усовершенствование условий прохождения производственной практики, отход от «отчетного» формализма и соблюдение требований относительно практики всеми задействованными участниками, в т.ч. студентами, усовершенствование результативных практик привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности университетов, развитие программ международного студенческого обмена — все это требует общих усилий заинтересованных лиц. Следует понимать, что в современном мире выпускник как эрудит, хорошо владеющий исключительно предметными знаниями, уже не нужен работодателю. Выпускник — это не «мобильная энциклопедия», ведь без соответствующих навыков эти предметные знания на рынке труда имплементировать невозможно.
В то же время не следует забывать и о том, что формирование выпускника с качественными знаниями, который бы соответствовал ожиданиям рынка труда, требует предварительных инвестиций. Вот сколько тратят на одного студента в год разные страны:
Легко ли нашим университетам с таким показателем генерировать качественный образовательный продукт — выпускника? Можно ли производить более качественный образовательный продукт, если объемы финансирования процесса его производства в несколько раз уступают аналогичному показателю университетов зарубежных стран?
Очень сложные, и вместе с тем актуальные вопросы как для высшего образования Украины в целом, так и для каждого студента в частности. При этом абсолютно понятно одно — эпохе массового, неэффективного государственного финансирования высшего образования надо положить конец. «Деньги должны ходить за студентом», — это правильный тезис, веденный в обращение государством в 2021 году. Но чтобы этот тезис работал, то есть мог уменьшить квалификационный разрыв, надо чтобы денег, которые «ходят за студентом», было достаточно. В свою очередь, нашим абитуриентам и их родителям, выбирающим заведение высшего образования и образовательную программу, следует очень настойчиво интересоваться условиями прохождения практики студентами. Здесь лишних вопросов быть не может.
Больше статей Александра Костюка читайте по ссылке.