Патриарх общественного воспитания

Поделиться
Ровно пятьдесят лет назад в Украине была учреждена медаль А.Макаренко «За достижения в области образования и педагогической науки».

Сегодня наследие Макаренко, чей опыт воспитания в коллективе, по оценке ЮНЕСКО, пока что является непревзойденным в истории мировой педагогики, практически бесследно кануло в пучину ничем не оправданного нигилизма. Этот период — 20—30-е годы прошлого века — в истории Украины ассоциируется только с голодомором, террором, кровавой работой НКВД и его карательных учреждений. Практически исчезли публикации о педагогике того времени со страниц периодики, бесперспективными называются исследования деятельности трудовых коммун в Украине. Интереснее сегодня услышать имя Макаренко из уст профессора-иностранца.

Мой собеседник — Гётц ХИЛЛИГ (Goetz HILLIG), доктор философских наук, руководитель лаборатории «Макаренко-реферат» Марбургского университета (Германия).

— Почему именно Макаренко стал предметом вашей исследовательской деятельности?

— Возможно, я буду говорить странные для украинцев вещи, но все модели общинного воспитания, а в этом особенных успехов добился на украинской земле именно Макаренко — настоящая экзотика для сегодняшних моих студентов, изучающих педагогику, будь они родом из Западной Германии, восточных земель бывшей ГДР или из Китая, Италии, постсоветских стран. Показательно, что такого рода попытки общинного воспитания вызывают у нынешней молодежи большой интерес вероятно еще и потому, что они в корне отличаются от хорошо знакомой им практики индивидуального воспитания и вообще от жизни детей в семье.

— То есть они видят нечто экстремальное в макаренковской колонии? А может, некую романтику коллективизма?

— Да, привлекает отличие жизни в коллективе от однообразного существования индивидуума! Для них мажорный дух колонии им. Горького и коммуны им.Дзержинского в Харькове также в педагогическом отношении являются поучительным экспериментом. Поэтому на семинарских занятиях в Марбургском университете, которые я провожу уже много лет, мы рассматриваем, например, макаренковскую колонию им. М.Горького как один из примеров общинного воспитания наряду с двумя другими моделями. Речь идет о еврейских кибуцах, а также о поселении гутеров («брудерхоф») — членов анабаптистской общины. Последние на протяжении более ста лет были поселенцами в Малороссии до того, как в 1874 — 1879 гг. они уехали в Америку. Впрочем, быт, хозяйствование, организация общежития и методы воспитания у гутеров и у Макаренко имеют определенное сходство с практикой кибуцев, основатели которых в большинстве своем были также выходцами из Российской империи.

Кстати, постройки гутеров до сих пор сохранились в Запорожье, на территории окраинного поселка Верхняя Хортица — здание школы гутеров, например, до настоящего времени является школой… Я думаю, можно было бы включить эти сооружения в возможный проект «Педагогическая Украина». Этот опыт когда-то обязательно будет изучаться и у вас. У нас, к примеру, кроме семинарских занятий для студентов Марбургского университета, мною организуются экскурсии в действующие коммуны в Германии, в которых жизнь и трудовая деятельность строятся по социалистическому принципу.

— Я так понимаю, что речь идет о наследии Германской Демократической Республики?

— В том-то и дело, что нет! Почти все эти общины расположены в западных землях ФРГ. Вообще я проследил определенную закономерность… Например, переселенцев из стран СНГ в Израиле совершенно не интересует коллективизм и жизнь в кибуцах. И у «русских» в Европе, имевших за плечами опыт «реального социализма», эксперименты вроде кибуца или коммуны не вызвали особого интереса. Наоборот, они стремились окунуться, наконец, в реальный капитализм, который прежде был закрыт для них.

— Как вы предполагаете популяризировать наследие Макаренко? Что в ваших планах?

— Я опубликовал около 300 статей о Макаренко, являюсь составителем восьми томов двуязычного «Марбургского издания» Собрания сочинений педагога-писателя, а также 25 выпусков международной серии Opuscula Makarenkiana, ряд из которых подготовлен вместе с украинскими исследователями наследия А.Макаренко. Планирую продолжать мои исследования в области историко-биографического макаренковедения для написания биографии педагога-писателя.

Недавно мне было предложено возглавить проект по изданию полного собрания сочинений А.Макаренко на лицензионном компакт-диске, который мог бы стать основой для перевода на другие языки, прежде всего английский. Необходимость моего участия в таком проекте была обоснована лестной оценкой моего скромного труда, поступившей из постсоветской России, что меня, конечно же, не может не порадовать...

В принципе я согласен принять участие в таком проекте, так как фундамент для будущего полного академического издания произведений А.Макаренко заложен. Учитывая безуспешные советские попытки опубликовать сочинения классика педагогики без цензорских купюр, наше международное братство друзей А.Макаренко, без сомнения, может дать свое благословение в работе над столь необходимым материалом.

* * *

Чтобы лучше понять причины кризиса, происходящего сегодня в среде молодежи, повальной криминализации общества, все же стоит обращаться к истории. Так как размеры и характер явления, которое называется «беспризорность детей и подростков», сегодня неизмеримо шире и глубже, чем тогда, в 20-е…

Если мы не хотим, чтобы Антон Макаренко в ходе последовательного разрушения всего, что считается советским, был предан забвению в сегодняшней Украине, следует объединить духовные и материальные ресурсы, и издать работы и достоверную биографию А.Макаренко, невзирая на политическую конъюнктуру. Только таким путем можно создать надежную основу для последующего научного анализа его вклада в историю педагогики.

И все же как-то неловко, что биографию нашего земляка будет писать немецкий исследователь…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме