Отцепленный вагон, у которого есть шанс стать поездом

21 мая, 19:38 Распечатать

Каким должен быть украинский университет нового поколения.

Можно тешить себя мыслями, что украинское высшее образование — лучшее в мире, но реалиям это не соответствует. Многие наши выпускники мечтают поступать в заграничные вузы. Украинский институт будущего предлагает концепцию нового украинского университета.

Представьте отцепленный вагон или даже поезд, который кто-то столкнул с маневровой горки. Хорошо, если это вагоны с углем или щебнем, но в этих — люди. И предположение, что поезд этот тихо скатится на запасной путь с заглушкой и надолго там застрянет, — самый оптимистичный сценарий. Вполне возможны сценарии схода с рельсов, столкновения с другими поездами, но больше всего травм будет от столкновения с реальностью.

Конечно, это лишь метафора, даже метафорическое обострение ситуации. Но концепции нередко должны апеллировать к воображению, чтобы показать возможное последствие бездеятельности, дать ответ на вопрос, что надо делать, как и каким инструментом, и очертить вероятный результат. Концепция "Украинский университет нового поколения", подготовленная Украинским институтом будущего совместно с вовлеченными специалистами сферы высшего образования, именно об этом.

Сегодня очень трудно найти человека, который был бы целиком или полностью доволен системой высшего образования в Украине. В то же время в государственном бюджете ежегодно появляется строка о государственном заказе на подготовку специалистов. Под него выделяют 1,2–1,7 % ВВП. В процентном соотношении — это один из самых высоких показателей в Европе. Выпускники школ активно подают заявления на поступление в университеты. Руководители кафедр пишут отчеты, профессоры и доценты тяжело плодят публикации, чтобы было о чем отчитываться. Все вместе получают хотя и небольшую, но стабильную зарплату, и система хотя и скрипит, но по инерции куда-то движется.

Изменения, произошедшие с момента принятия в 2014 году Закона "О высшем образовании", включая введение новой формулы распределения финансирования, остаются косметическими. Основная причина — высшее образование все еще "отцепленный вагон" плановой экономики.

А вот если бы включить это образование в современную логистику людей и капиталов, присоединить к цепочкам экономической стоимости, кардинально модернизировать! Возможно — даже переизобрести. На это нужны ресурсы. Но доступ к ресурсам перекрывают отсутствие понимания, современных технологий управления и катастрофическое отсутствие доверия. Например, с 2014 года университеты получили часть организационной автономии (через право избирать ректора коллективом), но не получили финансовой. Оперирование бюджетными средствами через казначейство все еще связывает руки руководителям, которых в свою очередь избирают преподаватели, чьи мозги привязаны к тарифной сетке. Поэтому академическая автономия так и застряла где-то на верхушке управленческой пирамиды.

Недоверие к высшему образованию подпитывают академическая недобросовестность, коррупция и низкое качество результатов. Такое недоверие урезает инициативу и возможности партнерства с внеакадемическим миром и еще глубже загоняет в тень тех, кому не доверяют, заставляет их отвечать тем же и далее вязнуть в серых схемах и капсулироваться.

Разорвать этот порочный круг, по мнению разработчиков упомянутой концепции, можно, сформировав альянс заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Заинтересованных в том, чтобы дать университетам новую жизнь, а не бороться с тенями прошлого.

Модель управления, предложенная Концепцией, предусматривает, что стейкхолдеры образовывают коллегиальный орган правления университетом (рабочее название — Стратегический совет), который избирает руководителя. Следовательно они разделяют ответственность с академическим миром; больше поощряют и предлагают, чем контролируют и ограничивают.

А самое главное — они вместе с еще более широким кругом заинтересованных сторон, сообществ и бенефициаров образования дают ответ на вопрос, почему и для кого работает именно этот конкретный университет, и какие преимущества тем или другим категориям общества он должен предоставить; откуда и сколько ресурсов следует вложить в лаборатории, мастерские и учебные программы сейчас, чтобы получить значительно больше через 3–5–10 лет.

Соответственно, стратегия как документ, резюмирующий договоренности всех участников процесса, становится основанием для распоряжения средствами — как от налогоплательщиков, так и от доноров, контрагентов и т.п. — на достижение заявленных целей. Одним из оптимальных механизмов для этого являются блок-гранты сроком не менее трех лет. Материальное поощрение ректора и само пребывание его на должности непосредственно зависит от прогресса достижения стратегических целей.

Вместе с тем должны быть надежно защищены средства, которые приносят в университет инициаторы проектов. Для этого надо создать организационную систему поддержки инициаторов, включающую: четкую систему вознаграждений и обеспечения неприкосновенности грантовых средств, их жесткое целевое использование; привлечение необходимых внешних экспертов, если понадобится их консультация.

Полноценная академическая автономия — это когда конкретным исследовательским проектом непосредственно руководит Ведущий научный сотрудник (Principal Іnvestigator), который получает полномочия формировать команду, самостоятельно определять квалификационные требования к ее членам, выбирать методы и инструменты исследования и наделен возможностью привлекать дополнительные ресурсы и распоряжаться этими ресурсами.

Ну, а один из факторов оживления исследования — создание условий для капитализации знаний и навыков. Для этого в университете должны быть структуры, ответственные за трансфер знаний и технологий, создание условий для академического предпринимательства.

Для развития академического предпринимательства надо обеспечить инкубационные и менторские программы, доступность инфраструктуры университета для работы над стартапом: офисы, лаборатории, коворкинги.

По этой модели студенты и преподаватели имеют доступ к внешним инвестициям, в частности — к венчурному капиталу. В университете или высшей профессиональной школе выделено ответственное лицо или подразделение, помогающие инноваторам в поиске финансирования разработок.

Использование модели финансирования трансфера технологий предусматривает возможность софинансирования из нескольких источников — как распорядителями средств государственного бюджета (например, через программы поддержки малого бизнеса), так и частными инвесторами, венчурными фондами и т.п. Для введения упомянутых подходов необходимо изменить ряд положений Бюджетного кодекса Украины, детализирующих финансовую автономию университетов. Это может быть выполнено в рамках подготовки пакета законодательных изменений, направленных на развитие институтов высшего образования как части экосистемы инноваций.

А кто же является теми стейкхолдерами, от которых мы ожидаем согласия на новые правила игры? Конечно, это парламентарии, и особенно — представители профильного комитета ВРУ; члены правительства, в частности руководители МОН и соответствующих подразделений; ректорский корпус, основатели и топ-менеджеры крупных бизнес-структур, муниципалитеты. Но сторонами нового академического соглашения должны стать ученые и публичные интеллектуалы, студенты и представители гражданского сектора, заангажированного в образование. Кроме того, этот альянс надо открыть для исследователей и экспертов международного уровня. Ведь университет в современном мире — это пространство свободы мнения, среда субъектности исследователей и мыслителей, площадка общественных дискуссий о контроверсионных и не всегда очевидных вещах.

От экосистемных университетов мы ожидаем не только хорошо подготовленных специалистов для рынка труда, но и научных открытий, творческих феноменов, крепких методологий, объектов интеллектуальной собственности, компаний, основанных на кампусе, культуры достоинства и интеллектуальной отваги, благодаря которой только и возможно реализовать новую миссию и которая в свою очередь является достоянием и активом.

Сколько нынешних вышей соответствуют таким критериям? Какие из них в дальнейшем останутся университетами с дифференциацией на исследовательские, предпринимательские, Liberal Arts, педагогические, и т.п., а каким уместнее стать высшими профессиональными школами, сосредоточенными на индустриях? Это уже предмет экспертных консультаций, аудита и широких общественных дискуссий с участием всего спектра заинтересованных сторон. Сделать это будет безумно сложно. Но вместе с тем это может стать невероятно важной практикой договороспособности. Невозможность договариваться и строить долгосрочные альянсы и приводит к тому, что отцепленные и забытые вагоны становятся причинами аварий и питомником эпидемии коррупции.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Евгений Буравлев Евгений Буравлев 22 травня, 15:27 БИЛЕТ В ОТЦЕПЛЕННЫЙ ВАГОН. Хотите так, определяйте это ученое дело "отцепленым вагоном". Но в итоге хватит стонать о том, что "поезд давно ушел" и оставил этот "вагон". Давно, это когда мы самая образованная нация, получили долгожданную независимость и стали жлобится на науку и связанные с нею подотрасли учености. Естественно, в стране стали умирать знания. Нет, умничанья во власти остались столько же, а может и больше. Власть имущие даже пытались на первых порах защищать диссертации, плагиатить написанное и уже открытое в науке, но обделенные знания продолжали умирать. И этот естественный процесс эволюционирует и по ныне. И какие бы административные действия не принимала власть, что бы не предпринимала общественность знания и их носители умирают. Естественно они умирают не только в стенах НАНУ, они умирают и в университетах и даже в средней школе. А вот для того, чтобы в стране попытаться прицепить к национальному поезду указанный выше оставленный вагон (везущий знания), нужны конкретные действия. Ведь в стране с рыночной экономикой и рыночными отношениями цениться может только то, что имеет реальную цену. В стране должна быть реальная цена интеллектуальной собственности т.е. знаний. Это обстоятельство должна очень хорошо понимать власть, обеспокоенная ценой "квартальной" продукции согласен 1 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться Валик Мистер Валик Мистер 22 травня, 18:43 Похоже комментируя автора довольно обстоятельно изложившему положение вещей и перспективы в области высшего образования и науки, захотелось возвыситься до оценок "квартальной" продукции? А я то обрадовался - ожидал, если не своих предложений, то по крайней мере поддержки автора. Жаль. А вопрос то актуальный. А то у нас сколько расплодилось "прохвессионалов", что Квартал оказался более востребованным, чем все эти "прохвесора"! согласен 0 не согласен 0 Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно