Нам всем важно осознавать концептуальные и даже философские основы образовательной деятельности. Мы должны понять, что по-настоящему гражданское общество считает образование и науку в XXI веке приоритетом номер один в мире, в каждом государстве. Этот вывод детерминирован происходящими в мире изменениями, которые имеют общецивилизационный характер. Переход от индустриального производства к научно-информационным технологиям, уже осуществляемый наиболее развитыми государствами, является главной предпосылкой успеха той или иной страны, залогом ее конкурентоспособности в современном и будущем мире. В отличие от индустриального производства, в научно-информационных технологиях все будет решать уровень развития личности, ее самодостаточность, интеллектуализация нации, умение каждого человека на определенном историческом этапе работать современно. Развитие личности, обретение обществом интеллектуального потенциала — это дело образования и науки. Отсюда и вывод, что образование и наука определяют лицо и авторитет государства.
Современное государство является активным участником и отчасти катализатором глобализационного развития. Когда мы ведем речь о глобализации, то обычно оперируем такими категориями, как сближение стран, народов, наций, формирование единого информационного пространства, экономического поля. Происходит также сближение характера общественных отношений между государствами. Страна, которая выпадает из общепринятого характера общественных отношений, выпадает также из общего контекста развития цивилизации и в конце концов становится неконкурентоспособной. Поскольку прогресс в каждой стране сегодня зависит не только от усилий граждан собственно этой страны, но и от способности заимствовать все лучшее, что есть в других странах. При этом не следует забывать: глобализация — это еще и острейшая конкуренция между государствами и нациями, приобретающая планетарный характер и охватывающая конкуренцией все сферы общественной деятельности, а не только экономику, информационные сферы. Лишь то государство займет достойное место в этом мире, которое будет наиболее эффективно работать в современных условиях общественной жизни, овладеет новейшими технологиями. Нация должна быть сплоченной и солидарной. Разобщенная, она не сможет осознать свой национальный интерес, надлежащим образом представить его в конкуренции с другими странами и отстоять свои интересы. Следовательно, не сможет обеспечить благосостояние своих граждан. Отсюда необходимость существенного улучшения гражданского, патриотического воспитания в стране.
Эти и многие другие аспекты выводят образование и науку на первое место в обществе. Следовательно, наша задача — пропагандировать такую идею, заботиться о том, чтобы каждый человек проникся ею. Образование и наука выполняют первостепенную функцию в обществе, тесно связаны со здравоохранением как физиологической предпосылкой бытия человека и экологией, определяющей внешнюю естественную среду жизни человека.
У нас есть определенные сдвиги в этом аспекте. Например, сегодня значительно возросло количество молодых людей, желающих учиться. Десять лет назад, когда господствовала «киосковая» психология, многие считали, что, владея несколькими киосками, можно удержать счастье в руках. Это время прошло. У молодежи сегодня иные представления.
Можно утверждать, что и государство прогрессирует в смысле осознания этой истины. За последние годы ликвидирована задолженность по зарплате, произошло определенное ее повышение. Но все же ощущается недофинансирование образования. Это касается по-прежнему неудовлетворительного уровня оплаты труда просвещенцев и научных работников и уровня обеспечения материально-технической базы учебного процесса, компьютеризации и т.д. Поэтому в понимании приоритетности сферы образования нам еще многое нужно сделать, чтобы это понимание проявлялось во всем, от уважения к просвещенцу до надлежащего бюджетного финансирования отрасли.
Я глубоко убежден: мы будем иметь достаточное финансирование тогда, когда повернем общественное мнение в пользу образования и науки. Тогда все без исключения депутаты, министры вынуждены будут соответствующее отношение к образованию подтверждать конкретными действиями. Это одна из задач, которую мы должны в обществе, в государстве реализовать. Она не на месяц и даже не на год. Но мы постоянно должны работать для роста этой тенденции.
Главной задачей сегодня является модернизация образования. В основном у нас сохранилось образование индустриального периода производства с присущими ему требованиями к человеку. Собственно, нечего скрывать — сохранилось образование авторитарного общества с соответствующими общественными отношениями. Осталось много других вещей, недостатков, изъянов, присущих нашему обществу в предыдущие десятилетия, даже столетия. И это вполне естественно. Образование не может быть отделено от общества. Процессы, происходящие в нем, так или иначе отражают то, что происходило и происходит в обществе в целом. Кроме всего прочего, образование — консервативная в принципе система, и это хорошо. Но консерватизм нашего образования где-то на порядок выше, чем в нормальном, традиционном демократическом обществе с приоритетом прав и свобод личности.
Поэтому, отдавая дань достигнутому и уважая его, нужно постоянно говорить о необходимости изменений и модернизации. Мы должны настроить учителя на потребность перемен. Но недостаточно только говорить, нужно активно действовать. В наше время следует переосмыслить соотношение стабильности и изменяемости. В отличие от предыдущих эпох сейчас человечество постоянно находится в состоянии перемен. Способность воспринимать перемены и творить их — важнейшая характеристика образа жизни человека в XXI веке. Мы должны добиться, чтобы в обществе было именно такое понимание. Надо готовить человека, способного к восприятию и созданию перемен, чтобы он почувствовал, понял, воспринял и содействовал объективно обусловленным изменениям в обществе. Мы вошли в период, когда смена идей, смена технологий, смена знаний происходит быстрее, чем смена поколений, и поэтому перед образованием встают новые задачи.
Образование должно приобрести инновационный характер. То есть оно само должно постоянно меняться и формировать человека, способного к постоянному восприятию изменений на протяжении жизни, к постоянному духовному, моральному и профессиональному прогрессу.
Нередко, как и десятилетия тому назад, мы оцениваем школу только по сумме знаний, которые она дает детям. Это вчерашний день. Сумма знаний, полученная учеником, имеет большое значение, но это не единственный и, возможно, даже не всегда главный критерий. Учебный процесс должен выполнять еще, как минимум, две функции: научить ученика учиться, самостоятельно усваивать знания и выработать у него умение трансформировать приобретенные знания в важную жизненную компетентность. Это непростая проблема, ведь сегодняшняя система контроля знаний нередко побуждает учеников к тому, чтобы на уроке или экзамене пересказывать ту или иную информацию. С умением использовать знание пока намного сложнее.
Определяющим аспектом развития общества должна стать инновационность. Не просто стабильность, а именно инновационность. Общественной, общегосударственной стабильности можно достичь только через инновационность, перманентные изменения. Не будет этих постоянных изменений в правильном направлении — не будет и стабильности в государстве, оно окажется неконкурентоспособным. Это касается каждой отдельной личности.
Необходимо изменение отношений в самих учебных заведениях между главными участниками учебного процесса — учителем и учеником, преподавателем и студентом. Мы чаще, нежели требуется, воспроизводим в наших детях те отношения, при которых формировались сами. Человек вообще активно формируется определенный период, а потом уже, как правило, догоняет время. Вот почему вечны разногласия между старшим и младшим поколениями.
Где учитель — непревзойденный мастер, где он — неопровержимый авторитет, где он — носитель информации и носитель истины, там ученик постоянно адекватно воспринимает информацию, старается воспроизвести в своей деятельности поведение учителя или родителей (взрослых). Человеку не часто удается реализовать себя в полной мере, поскольку он не состоялся как самодостаточная личность. Поэтому, даже рискуя потерять определенную сумму знаний, которую не усвоит ученик, мы прежде всего должны формировать личность. Но это не стоит делать за счет давления, авторитаризма по отношению к ребенку, будущей личности. К величайшему сожалению, авторитарность общества в прошлом, и не только в течение десятилетий, но и столетий, привела к авторитарным отношениям в школе, где учитель — активный субъект, абсолютный авторитет, ученик — пассивный объект учебного процесса.
Убежден: очень многие проблемы в обществе, и не только в образовании, науке, вообще — в демократии, мы решим тогда, когда организуем все дело обучения и воспитания на основе уважения к природным способностям каждого человека. Как и вы, понимаю: это тоже — сверхзадача. Но беспокоит то, что у многих людей даже осознания такого нет, не говоря уж об умении, желании в этом направлении работать. Поэтому мы должны осуществлять изменения в нашей образовательной деятельности так, чтобы и в традиционной школе максимально опираться на способности ребенка. А также поскорее специализировать школу с учетом этих способностей. Вот почему чрезвычайно важно не ждать, пока нынешний второй класс дойдет до десятого, и потом профилировать старшую среднюю школу, а сделать такой рывок уже в следующем учебном году. Мы ставим в министерстве задачу: со следующего учебного года открыть как можно больше лицеев, других учебных заведений профильного направления. Девятиклассник, как правило, уже определяется в своей дальнейшей деятельности.
Способствует этому и прогрессивная по своей гуманной философии двенадцатибалльная система оценивания достижений учеников в учебе. На «12 баллов» школьник, конечно, не все должен знать. Но этот или другие высокие баллы уже дают и ребенку возможность осознать, к чему у него склонности больше и с какими предметами может быть связан его жизненный путь. То есть мы должны влиять на формирование мнения просвещенцев, всех взрослых, чтобы перейти в XXI век на другие условия: на самопознание ребенка для саморазвития с помощью учителей. Чтобы, став взрослым, этот человек мог заниматься любимым делом, реализовать себя. Делать это нужно квалифицированно. Этому должны помогать, прежде всего, школа, высшее учебное заведение. Отсюда — путь и к личному счастью человека, и к динамичному, ненасильственному прогрессу любого общества.
Технологии учебного процесса. Сегодня в традиционной школе разных стран мира происходят чрезвычайно важные перемены, касающиеся технологии обучения. Связаны они с появлением новых информационных технологий, компьютера. Информационные технологии открывают новые возможности для познавательной деятельности человека. Да, есть критические замечания и предостережения. Кое-кто говорит: «Да из-за этой компьютеризации дети могут забыть даже, как писать и читать». Нам это не угрожает. Если компьютеризация будет осуществляться такими темпами, как сегодня, то неизвестно, когда мы ее закончим. Сегодня пишем шариковой ручкой. Вспомните, прежде писали пером с нажимом, а когда появились шариковые авторучки, тоже была острая критика. Сегодня это кажется несерьезным. Поэтому, возможно, и впрямь человек будет читать меньше книг, но и книги не всегда будут такими толстыми. Ведь сегодня текст часто навязывается определенными стандартами.
Есть, как минимум, четыре аспекта значения новых технологий для образования. Во-первых, компьютер — это путь к компьютерной грамотности, без которой сегодня все труднее быть конкурентоспособным, с использованием компьютера связано все возрастающее количество профессий и рабочих мест. Сегодня без него нормальная школа просто не может существовать. Во-вторых, с помощью компьютера изучаются любые предметы во многих зарубежных школах. Компьютер в этом случае можно рассматривать как средство реализации возможностей для индивидуализации учебного процесса, о которых годами мечтали лучшие педагоги, в том числе и отечественные. Каждый при этом осваивает учебную программу с учетом того, как быстро он может ее воспринять. Мы же пока далеки от этой цели, но должны формировать осознание, какой-то опыт.
В-третьих, компьютер и Интернет — путь к общению с миром, мировым опытом и знаниями. В условиях глобальных процессов сегодня развитие любого государства будет зависеть не только от собственных усилий и способностей его граждан. Оно может быть успешным, если государство органично включено в общецивилизационные процессы. А как этого достичь? Только через общение с миром. Каналы общения, информации, передачи технологий, знаний могут быть использованы лишь в том случае, если человек умеет ими пользоваться. Это же касается и Интернета. Но умение пользоваться — это еще и знание языков международного общения.
Четвертая функция компьютера: он открыл новый тип образовательной деятельности — дистанционное образование. Оно еще не получило в нашей стране должного развития, хотя и обладает чрезвычайно мощным потенциалом. Дистанционное образование не знает ни государственных границ, ни национальных. Это мощное информационное, идеологическое влияние и мощный рынок, средство зарабатывания денег. Есть вузы, где учатся сотни тысяч студентов-«дистанционников», и эти университеты зарабатывают десятки миллионов долларов США. В некоторых странах сфера дистанционного образования занимает первые места по доходам государственного бюджета. У нас дистанционное образование часто необоснованно противопоставляют традиционному. Это надуманная проблема, ведь традиционное образование, живое общение студента с преподавателем останутся и в будущем ведущей формой обучения. При этом также не следует закрывать глаза на очевидные преимущества дистанционного образования: расстояние не играет роли, построение курсов индивидуализировано в соответствии с личными потребностями и пр. Поэтому мы подготовили концепцию и программу развития дистанционного образования, которую в ближайшее время на своем заседании рассмотрит Кабинет министров Украины.
Следующая наша задача — активное изучение иностранных языков. Ими с нынешнего года дети начали овладевать со второго класса во всех школах Украины. Знаю, по поводу этого высказывается предостаточно критических замечаний. Но ждать дальше, пока мы «идеально» подготовимся к такому шагу, — означает обеспечивать предпосылки для дальнейшего отставания. Мы основные свои обязательства выполнили: подготовили учебники, направили их в школы. Во всех общеобразовательных учебных заведениях, кроме начальных, и прежде были учителя иностранного языка, поэтому есть возможность привлечь их к этой работе; выпустили и журнал — «Іноземні мови в навчальних закладах». Должны идти дальше.
Если говорить вообще о языках, в нашей стране украинский язык как государственный изучается во всех без исключения школах. Мы и в дальнейшем будем предпринимать усилия по повышению качества его изучения, а также удовлетворению потребностей детей в переходе на обучение на украинском языке. Это по причине нашего, в худшем понимании, хуторянства продолжается спор на тему — «украинский или русский». Полагаю, это позорный для граждан Украины любой национальности спор. Украинский — обязательно. Здесь не может быть никакой альтернативы. У нас есть, конечно, проблемы: Крым, Донбасс. Но мы все же постепенно двигаемся вперед. Уже и в Крыму, и в Севастополе сдают экзамены по украинскому языку. Но, кроме родного, нужно знать еще один или два иностранных, а также русский и другие языки, являющиеся родными для граждан Украины разных национальностей.
Профессионально-техническое образование. Хорошо сделали, что мы его сохранили. У нас около 960 таких учебных заведений. Раньше было больше, но и нынешнее количество достаточное. В текущем году столкнулись с определенными трудностями по наполнению этих заведений. Едва выполнили на сто процентов план приема. Но это очень нужная сфера образования. Видим свою задачу в том, чтобы профессионально-техническое образование превратить в одно из направлений профильной старшей школы. Один человек имеет способности к математике, другой — к истории, а третий — к конкретным технологиям. И вообще, мы должны существенным образом повысить престиж технологического обучения. Уверен, в будущем оно станет значительно интереснее и авторитетнее.
Если подготовим ребенка, воспринимающего современные технологии, умеющего работать, применяя их, значит, обеспечим ему успешный жизненный путь, а он сумеет обеспечить будущее своей семьи, страны. Вот почему мы пошли на создание профессиональных лицеев. Поскольку в самом названии ПТУ отражается еще эпоха индустриализации, а мы должны переходить к научно-информационным технологиям, к изменению перечня профессий в соответствии с потребностями времени и человека.
Высшее образование. С учетом происходящего в мире меняется и статус высшего образования. Оно традиционно выполняло функцию подготовки, как мы говорили, специалистов для народного хозяйства, других сфер общественной деятельности. Безусловно, эта задача остается, но высшее образование уже выполняет не только эту функцию. Оно сегодня все больше превращается в обязательный этап развития личности. Эта вторая функция тесно связана с первой и поглощает ее. Кроме того, она готовит общество к конкурентоспособному и более полному восприятию новых научно-информационных технологий, поскольку их внедрение, реализация будут зависеть от развития личности, научного и образовательного потенциала нации. Расширяя количество тех, кто получил высшее образование, мы повышаем первое и второе.
Мы должны создать наилучшие условия для того, чтобы как можно больше молодых граждан Украины получили высшее образование. Безусловно, правы и те, кто заявляет, что многие выпускники не работают по специальности или вообще определенное время остаются без работы. Но это, чаще всего, не вина образования, а беда нашей экономики, хотя в последние годы и здесь имеем положительные изменения.
Кроме того, более всего следует ориентироваться и на потребность личности. Если юноша или девушка в 20—22 года не стали студентами, они в самопознании и познании мира никогда не достигнут того, чего бы достигли, если бы учились в высшем учебном заведении. То есть человек не состоится в полной мере, как мог бы состояться. А получив высшее образование, быстрее найдет рабочее место и будет более сознательным, демократически настроенным гражданином государства. Выиграет, конечно, и государство. Не сомневаюсь, что в будущем, когда полностью будут созданы экономические и прочие предпосылки для инвестиций в Украину, высокая образованность нации обеспечит нашей стране наиболее благоприятный климат для инвестирования.
В развитии высшего образования мы сделали очень важный шаг вперед. Так, если в 1986 г. (самый лучший год для советской Украины в этом отношении) у нас было 176 студентов на 10 тысяч населения, то в минувшем учебном году — уже 330 студентов в вузах (ІІІ—ІV уровней аккредитации) на 10 тысяч населения. Что касается техникумов — почти 100 на 10 тыс. населения. В нынешнем году этот показатель еще выше.
Конечно, возникает проблема качества. Высшее образование приобретает массовый характер, и вузы, безусловно, есть разные. Уверен, что мы, то есть министерство, общественность, общими усилиями избавимся от учебных заведений, которые дают недостаточно качественное образование. Пока они существуют, поскольку на них есть спрос, существует спрос на диплом как документ, а не на знания и способность работать. И этот спрос, какие бы преграды мы ни создавали, всегда будет себя реализовывать, тем более за деньги. Но я уверен: не за горами время, когда самоценность диплома не будет иметь такого значения, как раньше, а на первое место выйдет способность выпускника вуза эффективно работать по специальности.
У нас еще нередко студент бесправен. Появилось много отрицательных явлений, а именно коррупция, которая была и раньше, особенно во время поступления. Но чтобы на сессионных экзаменах студенты давали взятки, а преподаватели их брали, — такого во времена моего студенчества нельзя было даже представить. В связи с этим в следующем учебном году в некоторых вузах ввели экзамены на основе независимого тестирования.
Необходимо также реформировать организацию учебного процесса в высшей школе. Полагаю, в следующем учебном году проведем эксперимент в нескольких вузах. Должны перейти на кредитную систему организации учебного процесса (слово «кредит» здесь никоим образом не связано с финансами, экономикой). Нужно предоставить студенту право выбора предметов в определенных пределах и вслед за этим — выбора преподавателя. Сегодня опрос показывает: в ряде вузов студент 70—80 процентов лекций не посещал бы потому, что предметы преподают не на должном уровне. Переход к кредитному типу организации учебного процесса — тоже индивидуализация обучения. Даже в пределах той или иной специальности человек себя на каком-то этапе уже начинает проектировать на будущую деятельность. Будет ли, скажем, правоведом, адвокатом или судьей, будет работать в селе или в городе. Поэтому он может сознательно выбирать для себя предметы.
Нужно также выработать систему непрерывного образования. Мы готовим закон об образовании взрослых. И должны организовать дело так, чтобы любые потребности в пополнении знаний, умений, навыков гражданин Украины в любом возрасте, трудясь и проживая где бы то ни было, мог удовлетворить. Именно благодаря системе образования. Поэтому каждый вуз, профтехзаведение должны не только вести традиционную подготовку рабочих, бакалавров, специалистов и магистров, но и иметь большое количество образовательных программ, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей личности, от трехдневных до годовых и т.д.
Одним словом, считаем необходимым сделать все для реализации главной задачи: каждый гражданин Украины, независимо от его социально-экономического положения, должен иметь равный доступ к профессиональному образованию.