ОТ ЕДИНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДО КОНСОРЦИУМА УНИВЕРСИТЕТОВ

Поделиться
Несовершенство отечественной системы выпускных—вступительных экзаменов уже вошло в легенды, сложенные поколениями абитуриентов и преподавателей, и воспринимается многими как некая данность...

Несовершенство отечественной системы выпускных—вступительных экзаменов уже вошло в легенды, сложенные поколениями абитуриентов и преподавателей, и воспринимается многими как некая данность. Спросите у любого выпускника школы «Что нужно, чтобы поступить в вуз?», и он не задумываясь ответит: «Деньги, знакомство или то и другое вместе».

Недавно Центром «Социальный мониторинг» и Украинским институтом социальных исследований был проведен довольно любопытный опрос молодежи в возрасте от 14 до 28 лет. Как выяснилось, больше половины респондентов считают, что система выпускных экзаменов в средних учебных заведениях несовершенна и не выполняет функцию объективного контроля знаний выпускников. Лишь чуть больше трети (35%) полагают: результат школьного выпускного экзамена можно считать объективным. Но среди приверженцев этой точки зрения больше тех, кто еще не сдавал выпускные экзамены (14—16-летних), а чем взрослее опрошенные, тем чаще они дают негативную оценку существующей системе выпускных экзаменов. Увеличивается процент недовольных и по мере роста образовательного уровня респондентов: от 35% среди тех, у кого начальное образование, до 64% , имеющих полное высшее. Особенно часто ругали систему выпускных экзаменов в средних учебных заведениях молодые люди, которые либо сейчас трудятся, либо прежде работали учителями.

Также весьма критично относится молодежь и к системе вступительных экзаменов в вузы. Лишь 21% участвовавших в вышеупомянутом опросе молодых людей считают, что она прозрачная и объективная, а 63% в той или иной степени уверены в обратном. Как и при ответе на предыдущие вопросы, негативную оценку системы вступительных экзаменов реже дают представители наиболее молодой возрастной группы — 14—16-летние. У них «пессимистов» 54%, тогда как среди старших товарищей их 65—67%. 71% респондентов, имеющих высшее образование, то есть прошедших, причем успешно, через горнило вступительных экзаменов, считают: существующая система непрозрачна, необъективна и требует реформирования.

Одним из возможных путей такого реформирования может стать переход на систему единого внешнего тестирования. Она довольно успешно используется за рубежом (например, Австралии, Англии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Финляндии), апробируется в новых независимых государствах — бывших советских республиках — Азербайджане, России, Узбекистане, Литве, Киргизстане. Как правило, проводят тестирование независимые центры, а его результаты засчитываются затем при поступлении в вузы. 54% опрошенных полагают, что переход на внешнее тестирование сделает поступление в институты и университеты более прозрачным, 20% с этим не согласны, а 26% не определили свою точку зрения в этом вопросе. Больше всего уверенных, что введение внешнего тестирования сделает поступление в вузы более прозрачным, среди 16 —17-летних (64%), то есть среди представителей именно той возрастной группы, где больше всего желающих стать абитуриентами.

Причем такой мысли придерживаются не только большинство тех, кто считает нынешнюю систему недемократичной, но и 54% тех, кто в принципе находит ее достаточно прозрачной. Лишь 18% опрошенных выступают за сохранение существующей системы выпускных —вступительных экзаменов. За ее изменение выступают 54% (в том числе 47% — путем введения системы единого тестирования, 7% — иным путем). Более четверти участников опроса не определились в данном вопросе. Среди «иных путей» чаще всего называлось введение профильного обучения, под которым в данном случае понимался отбор вузами будущих студентов через систему «вузовских» лицеев и т.п. Около 1% респондентов уверены, что наиболее эффективной может оказаться «борьба со взяточничеством при поступлении в вузы». Впрочем, никаких конкретных мер никто из них не предлагал.

За введение системы единого тестирования чаще всего выступают 16 —17-летние — 57%. Среди учеников средних учебных заведений и студентов вуза за нововведение выступает 51%, а среди молодых учителей и преподавателей вузов — 41%.

Вопрос о внешнем тестировании как альтернативе существующим экзаменам возник в исследовании не случайно. Идея такой системы конкурсного отбора и проверки знаний уже давно витает в обществе, а в мае в интервью нашей газете («ЗН» № 16, 2002 г.) ее озвучил министр образования и науки Украины Василий Кремень. Не так давно появился и приказ Минобразования о проведении совместного с Международным фондом «Відродження» эксперимента по разработке и внедрению технологии внешнего тестирования учебных достижений выпускников общеобразовательных учебных заведений, результаты которого учитываются как государственная итоговая аттестация и вступительные экзамены в вузы.

Более подробно рассказать об эксперименте мы попросили директора проекта «Центр тестовых технологий» Международного фонда «Відродження» Лилию Гриневич:

— Украина — одна из немногих стран, где дети должны проходить подряд через два стресса: школьные выпускные экзамены и вступительные в высшие учебные заведения. А если учесть возможность подавать документы одновременно в несколько вузов, то и количество экзаменов и, следовательно, стрессовых ситуаций, увеличивается. Связано это с тем, что университеты не доверяют результатам школьных выпускных экзаменов — ведь знания учеников оценивают те же самые учителя, которые учили их в течение многих лет, а потому не могут быть в полной мере объективными. Посему вузы создают свою систему вступительных экзаменов, которая имеет характерные особенности в каждом отдельном учебном заведении. Это означает, что и готовиться школьнику к поступлению в каждый из них нужно с учетом «местных» особенностей, а лучше с репетитором, преподающим в данном вузе и владеющим полной информацией о содержании и характере вступительных экзаменов.

Подобное положение создает целую серию проблем. К примеру, далеко не все родители могут оплатить труд репетитора, да и не в каждом населенном пункте имеется вуз, с преподавателем которого можно заниматься. Получается, чем дальше находится школа от города, тем меньше шансов у выпускника получить соответствующую подготовку. Кроме того, поскольку школьная программа не может подготовить к поступлению в любой вуз страны, то даже хороший ученик начинает относиться к учебе формально, часто пропускает уроки, отдавая все время занятиям с репетитором. В результате роль школы на последнем этапе обучения практически нивелируется, поскольку, давая полное среднее образование, она фактически не готовит ребенка к поступлению в вуз.

— Какие вузы примут участие в «пилотном» проекте?

— Эксперимент будет проводиться с участием Национального университета «Киево-Могилянская академия», Львовского национального университета им. Ивана Франко, Харьковского государственного педагогического университета им. Григория Сковороды и Одесского национального университета им. Ильи Мечникова.

— В чем будет заключаться их роль?

— В первую очередь, в привлечении специалистов для подготовки тестовых заданий. Также они должны определить одну или несколько специальностей, при поступлении на которые будут признаваться наряду с собственными вступительными экзаменами результаты внешнего тестирования. Вступительный экзамен по соответствующим предметам данной специальности также будет засчитываться по результатам внешнего тестирования.

На экспериментальном этапе в мае 2003 года будет проводиться внешнее тестирование по двум предметам: математике и истории. Результаты, подтвержденные соответствующим сертификатом, могут быть засчитаны как результаты государственной итоговой аттестации по данным предметам, и быть признанными желающими высшими учебными заведениями наряду с собственными вступительными экзаменами. К слову, Министерство образования и науки Украины рекомендует и другим вузам признавать результаты проведенного внешнего тестирования.

Мы призываем вузы к организации прозрачной вступительной кампании. Надеемся, в ближайшее время появится консорциум университетов, которые начнут работать в этом направлении. Школы (по десять в каждой из областей, где проходит эксперимент), принявшие участие в эксперименте, обеспечат необходимыми информационными материалами, будет проведено соответствующее обучение учителей и пробное тестирование — для ознакомления всех участников процесса с новой процедурой.

— Как скоро, на ваш взгляд, внешнее единое тестирование станет для Украины обычным делом?

— Это лишь первый небольшой шаг к реформе. Введение любых серьезных изменений в системе образования требует широкого общественного обсуждения. Очевидно, внедрение системы внешнего единого тестирования требует политического решения и поддержки правительства. Но предварительно нужно досконально отработать вместе с учителями и специалистами вузов технологию и процедуры, наработать качественные тесты. Мы очень надеемся, что все, кто работает в сфере образования, примут активное участие в процессе подготовки реформы, которая позволит сделать систему выпускных—вступительных экзаменов более объективной, прозрачной и обеспечит реальную преемственность между средней и высшей школой.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме