От чего зависит успешность подростков. Малоизвестные результаты PISA

Поделиться
От чего зависит успешность подростков. Малоизвестные результаты PISA
На успешность обучения в школе детей влияет целый набор определенных факторов – отношение учителя к ученикам, буллинг, индекс дисциплины и многие другие.

Результаты международного исследования PISA оказались в центре внимания общества, и их уже называют "PISA-шок".

Оно и понятно: каждый третий наш подросток не освоил математику даже на базовом уровне (36%). Каждый четвертый (26%) не компетентен в чтении и естественных науках. Но разве мы не догадывались о проблемах? У нас были результаты ВНО, а также первого отечественного мониторинга начальной школы. И все указывало на то, что проблемы есть.

Это диагноз украинскому образованию, давайте искать рецепты выхода из кризиса - зазвучали предложения. Минобразования пообещало объявить 2020-й годом математики (по этому предмету наихудшие результаты), появились предложения увеличить количество уроков по данному предмету.

Но проблема ведь не только в математике. Каждое исследование PISA акцентирует внимание на каком-то одном вопросе. В PISA-2018 был акцент на читательской грамотности. И здесь тоже есть о чем поговорить. Как и о результатах по естественным наукам.

В пылу обсуждений результатов исследования мы как-то выпускаем из виду, что кроме тестов с заданиями, в исследовании были еще и анкеты. Их заполняли 15-летние школьники и студенты профтеха (согласно условиям, в PISA принимают участие только 15-летние подростки, независимо от того, в каком учебном заведении они учатся), а также руководители учебных заведений. Это интересные данные, хотя и в определенной мере субъективные. В поисках волшебного рецепта спасения нашего образования нелишне было бы посмотреть и на них, а не только на проценты правильных-неправильных ответов по математике.

Например, данные о финансировании школ. Руководители учебных заведений отметили нехватку материальных и учебных ресурсов, средств обучения, их ненадлежащее качество.

Чтобы выучить одного ученика с 6 лет и до 15, Украина тратит 27 тыс. долл. (сюда входит и содержание школ, и зарплата учителям и другим сотрудникам, обслуживание и содержание здания, приобретение учебных материалов). Это меньше суммы, которую в среднем тратят другие страны-участницы исследования. И это частично объясняет наши невысокие результаты, отмечено в Национальном отчете PISA. Вообще по данным исследования, расходы на одного ученика, меньшие 50 тыс. долл., негативно сказываются на успешности обучения. Среди референтных стран меньше нас тратят только Молдова и Грузия.

"Так что очень расстраиваться не стоит, - говорят оптимисты. - При нашем уровне финансирования образования у нас хорошие результаты". Но разве дело в размере финансирования? Ведь важно не только количество выделенных средств, но и то, как они расходуются.

Вот свежий пример. Все помнят, как много средств было вложено в школьную реформу НУШ. По данным Государственной счетной палаты - около 2,2 млрд грн за 2018-й и девять месяцев 2019-го. Недавно Счетная палата провела аудит эффективности использования местными бюджетами этих средств. Полный отчет еще не обнародован, но в анонсе, опубликованном пресс-службой ведомства, сообщается, что реализация реформы была "ограничена многочисленными управленческими просчетами и существенными рисками неэффективного внедрения". Аудиторы отметили, что для распорядителей главное было - использовать деньги субвенции, но при этом никто не анализировал, достигнуты ли поставленные задачи.

Есть целый блок результатов, посвященных учебной среде, создаваемой в школе. Ведь она очень влияет на успешность учеников.

Один из показателей комфортной учебной среды - ощущение принадлежности к большому сообществу своей школы. Чувствуют ли подростки принятие и симпатию со стороны сверстников и взрослых, ощущают ли себя защищенными и желанными? 80% школьников ответили, что чувствуют сильную принадлежность к своей школе или колледжу, что у них хорошие отношения со сверстниками. Но каждый пятый отметил, что чувствует себя одиноко в стенах учебного заведения.

Между тем, как отмечено в Национальном отчете PISA, чувство принадлежности к учебному заведению способствует лучшим результатам в учебе, увеличивает уровень самоуважения подростков, они реже отличаются рискованным и асоциальным поведением, реже склонны к употреблению вредных веществ и прогулов занятий, а также реже бросают учебу. Кроме того, по данным исследований, подростки, не чувствующие принадлежности к своему учебному заведению, чаще склонны к депрессиям.

Для создания эффективной учебной среды важна атмосфера в учебном заведении. В исследовании PISA определили индекс буллинга. Он показывает, что буллинг в Украине распространен не более чем в других странах, хотя от этого он не становится менее опасным. Судя по анкетам, в течение 12 месяцев до начала исследования 26% украинских подростков хотя бы раз становились жертвами травли в своих школах. Причем парни чаще, чем девушки: 31 и 20% соответственно. Это немаленькие цифры, и они свидетельствуют о серьезности проблемы, причем не только в Украине (рис. 1)

Как свидетельствуют результаты исследования, травля учащихся в определенной мере связана с их успешностью в обучении (ученики, показавшие высшие результаты на тестах, отметили, что не сталкивались с буллингом). Но индекс буллинга не зависит от типа ученого заведения (лицей или обычная школа) и от социального статуса учеников.

Исследования показывают, что безопасная учебная среда имеет решающее значение для выявления случав буллинга. Ведь в ней существует большая вероятность того, что жертвы травли сообщат о ней учителям, сверстникам и родителям.

Кстати, по закону каждая школа должна разработать собственную политику противодействия буллингу, контролировать, проводятся ли антибуллинговые мероприятия, и иметь четкие механизмы реагирования на случаи травли. Но на практике это работает далеко не всегда.

Сотрудники учебных заведений сами иногда провоцируют буллинг. К сожалению, в анкетах PISA не было подобных вопросов, но родители могут рассказать немало таких историй. Вот свежий пример. Учитель математики прямо на уроке обозвала свою ученицу-девятиклассницу "жирной". На других уроках продолжались шутки-прибаутки о свиньях и т.п. Подросток очень тяжело переживала травлю, отказывалась ходить на уроки. Администрация школы отреагировала на эту ситуацию своеобразно: посоветовала родителям разграничивать профессиональные качества учителя и личные. "Преподаватель она хороший, ну а характер уже не переделаешь. Поэтому переходите в другой класс".

До сих пор у нас не было каких-либо масштабных исследований проблемы буллинга в учебных заведениях. PISA стала первым шагом, надеемся, не последним.

Отношение учителя к ученикам имеет большое значение для создания комфортной и безопасной учебной среды. В исследовании есть такой показатель как индекс обратной связи. Большинство наших подростков отметили, что учителя относятся к ним положительно. Вместе с тем неравнодушие к ученикам на большинстве занятий или на каждом занятии проявляют только 43% преподавателей.

Анализ анкет школьников показал, что более мотивированы учиться те из них, кого учителя поддерживают и помогают, кому разрешают высказывать свое мнение и принимать собственные решения.

Большинство наших школьников сообщили, что в 90% случаев учителя объясняют им, как можно улучшить результаты обучения и над чем нужно работать. В то же время каждый четвертый подросток (25%) отметил, что учителя никогда или почти никогда не говорят о его сильных сторонах. И это отрицательно сказывается на мотивации к учебе.

Индекс обратной связи показывает, что учащиеся сельских школ чаще получают от своих учителей обратную связь, чем их сверстники в городе. Кроме того, этот индекс не зависит ни от социального статуса ученика, ни от его гендерной принадлежности. При этом в крупной городской школе на одного учителя приходится в среднем 14 учеников, а в сельской - 8.

Более 60% опрошенных подростков отметили, что чувствуют, что их учителям нравится преподавать.

Еще один аспект качества преподавания - атмосфера на занятиях. Чтобы лучше ее продемонстрировать, в исследовании PISA подсчитали индекс дисциплины.

Как показало исследование PISA, самое высокое значение индекса дисциплины - в Японии и Корее. Показатели этих стран свидетельствуют об абсолютном или почти абсолютном отсутствии проблем с дисциплиной на уроках. В Украине индекс дисциплины достаточно высок: он выше среднего в исследовании и выше, чем во многих референтных странах: Польше, Венгрии, Словацкой Республике, Эстонии и Грузии. Похожее значение индекса имеет Молдова, а в Беларуси этот показатель выше, чем в Украине.

Что касается украинских школ и профтехов, то здесь данные такие: 24% опрошенных учеников сообщили, что на каждом занятии или на большинстве занятий их одноклассники не слушают, что говорит учитель. Приблизительно в 12–13% случаев на занятиях царят шум и беспорядок, и преподаватель вынужден долго ждать, пока ученики успокоятся. При этом в сельских школах дисциплина лучше чем в городских.

Между тем, как показывает исследование, повышение индекса дисциплины всего на единицу повышает результаты PISA по читательской грамотности на 10 баллов, по математике - на 11, по естественно-научным дисциплинам - на 7.

Сетуют на плохую дисциплину на уроках и руководители школ: 74% в своих анкетах отметили, что ученики на занятиях невнимательны; 33% указали на факты буллинга прямо на уроках, а 28% заметили, что подростки не уважают учителей.

Успешность учащегося зависит и от времени, отведенного для обучения. И здесь имеет значение целая система факторов: а) время, отведенное на учебу и домашку; б) время, которое ученик тратит на то, чтобы понять тему; в) качество учебных мероприятий (методики и методы преподавания); г) время, которое ученик хочет тратить на учебу.

Хотя результаты исследования показывают, что увеличение количества часов на преподавание школьных предметов увеличивает успешность учеников, есть некоторые нюансы. Недостаток времени может быть компенсирован другими факторами. Например, эффективная методика преподавания может не только сэкономить количество уроков, но и стимулировать желание учиться, а значит увеличить время, которое подросток готов тратить на учебу.

"Если учителя действительно планируют поднять результативность своих учеников, они должны постоянно помнить обо всех названных выше составляющих", - говорится в национальном отчете PISA.

Именно поэтому многие учителя, родители и эксперты с осторожностью относятся к идее увеличить количество часов на изучение математики. Есть ли смысл увеличивать число часов, если качество преподавания не изменится?

Да, в Украине на обучение школьника от 6 и до 15 лет уходит меньше часов, чем в среднем в странах-участницах исследования. Но обратите внимание на Эстонию, например. Эта страна показала очень высокие результаты PISA, а количество часов для обучения в ней меньшее, чем у нас (рис. 2).

В Национальном отчете о результатах PISA указано, что количество часов преподавания, конечно, влияет на успешность учеников, но гораздо сильнее на него влияет тип учебного заведения и социально-экономический статус ученика. И если мы хотим поднять качество обучения по всей стране, а не в отдельных элитных гимназиях и лицеях, нам нужно задуматься об этом.

Кстати, данные исследования четко показывают зависимость успешности учеников от социально-экономического статуса и места проживания (город-село).

Не все в учебе зависит от школы. Важную роль играет поддержка родителей. Почти 90% 15-летних учащихся отметили, что родители поддерживают их.

Эксперты отмечают сильное влияние эмоциональной поддержки, которую получают ученики от родителей, на успешность: увеличение индекса эмоциональной поддержки на единицу добавляет 11 баллов к результатам учащихся.

Как показало исследование,девочки и подростки из семей с более высоким социальным статусомполучаютбольшую поддержку от своих родителей.

Как родители могут помочь детям достичь более высоких результатов в обучении? "Ответ прост: один из эффектных методов - возложение на детей домашних или хозяйственных обязанностей", говорится в Национальном отчете PISA. "В подростковом возрасте не стоит оказывать детям какую-то очевидную помощь или давать им указания, что и как делать, лучше сосредоточиться на позитивных моделях поведения, то есть на собственном примере демонстрировать им настойчивость в достижении цели или обсуждать с ними способы решения проблем, показывать им свою заинтересованность процессом их учебы", - считают эксперты. Важна также атмосфера в семье - совместные ужины, общение в семейном кругу.

Большинство опрошенных руководителей учебных заведений отметили, что, по крайней мере, 40% родителей участвуют в делах школы. Правда, плохо это или хорошо, до сих пор остается вопросом дискуссионным. Благодаря исследованию PISA , мы можем сравнить ситуацию в Украине и других странах.

Как бы мы ни относились к результатам PISA, важно, что они заставили общество еще раз задуматься над проблемами качества образования. Теперь главное - что с этим будем делать, какую стратегию выхода из кризиса выбрать. Год математики - это, конечно, хорошо (если он не превратится в череду пустых пафосных мероприятий). И увеличение часов на изучение математики, и увеличение зарплат учителям - тоже. Но этого недостаточно. Нужны глубокие системные решения. Надеюсь, они будут.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме