В рамках проекта «Топ-200 Украина» кафедра ЮНЕСКО «Высшее техническое образование, прикладной системный анализ и информатика» (Украина) продолжает работу по ежегодному определению рейтингов высших учебных заведений Украины. Проект выполняется на основании меморандума, заключенного между этой кафедрой и центром ЮНЕСКО—СЕПЕС. Согласно указанному меморандуму, кафедре поручается выполнить комплекс мер по внедрению в Украине наработанных международной экспертной группой IREG (International Rankings Expert Group) методик и процедур рейтинговой оценки деятельности университетов и учебных программ.
Внешняя оценка проекта «Топ-200 Украина» осуществляется международным наблюдательным советом в составе: Ян Садлак (ЮНЕСКО — председатель наблюдательного совета), Дженс Петер Гаул (директор стратегического планирования Немецкого исследовательского фонда, Германия), Вальдемар Сивиньски (президент образовательного фонда «Перспективы», Польша), Фердинанд Девинский (председатель комитета Народного совета Словацкой Республики по вопросам молодежи, культуры, спорта и информации, Словакия).
Для участия в проекте приглашены все высшие учебные заведения Украины III, IV уровней аккредитации. С целью его практической реализации была разработана анкета, показатели которой включали сведения, характеризующие научно-педагогический потенциал вуза, данные о его международной деятельности и качестве подготовки студентов. Ответы на вопросы анкеты принимались только при наличии личной подписи ректора вуза. Кроме этого использовалась информация с вэб-сайтов международных ассоциаций университетов, из справочника Министерства образования и науки Украины, а также базы данных информационно-производственной системы «Освiта».
В соответствии с Берлинскими принципами («ЗН», № 28, 2006 г.) проект выполнялся независимой международной организацией, каковой является кафедра ЮНЕСКО. Для максимальной объективности определения рейтингов вузов применялись только показатели, которые имеют однозначное трактование, могут быть легко проверены представителями общественности, а также используя которые можно сравнивать между собой университеты, относящиеся к разным группам.
В марте прошлого года были опубликованы первые результаты по определению рейтинга высших учебных заведений Украины за 2006 год «Топ-200 Украина» («ЗН», № 11, 2007 г.). Это вызвало широкую дискуссию, в ходе которой был поднят ряд вопросов, касающихся методики рейтингового оценивания, используемых критериев, весовых коэффициентов, возможности интеграции украинской методики в международные системы ранжирования и т.д. Проведя совместно с международным наблюдательным советом глубокий анализ представленных результатов, а также, учитывая поступившие пожелания и критические замечания многих специалистов, в существующую методику были внесены определенные дополнения. С целью более адекватной и объективной оценки деятельности учебных заведений расширен перечень используемых показателей и внесены корректировки их весовых коэффициентов.
Как и в прошлом году, деятельность вуза оценивалась с помощью общего индекса рейтинговой оценки — Іо, который является интегральным и определяется тремя комплексными критериями:
— качество научно-педагогического потенциала (IFj);
— качество обучения (IL j );
— международное признание (IIR j).
Однако для уточнения оценки индекса качества научно-педагогического потенциала к существующим индикаторам дополнительно введены следующие показатели:
— количество штатных сотрудников, избранных академиками и членами-корреспондентами государственных отраслевых академий наук (Украинская академия аграрных наук, Академия медицинских наук Украины, Академия педагогических наук Украины, Академия правовых наук Украины, Академия искусств Украины);
— количество патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, полученные вузом за 2007 год (определяет степень креативной деятельности вуза).
Для уточнения индекса международного признания дополнительно включено участие вузов в Международной ассоциации университетов — МАУ (International University Association — IUA, www.unesco.org/iau ).
Уточнение весовых коэффициентов показателей выполнялось группой экспертов высокого уровня в области высшего образования и науки.
Полный перечень использованных показателей представлен в таблице.
В заключение заметим, что не существует абсолютно точных методик определения рейтингов и любое оценивание деятельности таких сложных систем, каковыми являются высшие учебные заведения, совершенно справедливо может быть подвергнуто критическому анализу. Однако попытки сделать как можно более точное «измерение» качества функционирования университетов становятся необходимыми для любой демократической страны. Рейтинговые оценки вузов прежде всего важны для них самих, что позволит им построить целенаправленные стратегии качественного развития. Эти оценки необходимы обществу — для более точной и объективной его ориентации на качество предоставляемых образовательных услуг в стране. С этой точки зрения они важны для представителей рынка труда, органов управления образованием. Важно только, чтобы методики проводимого оценивания были прозрачными для общества, открытыми для широкого обсуждения и усовершенствования, регулярными и распознаваемыми внешним миром.