Онлайн или офлайн: какое обучение нам нужно с первого сентября

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Онлайн или офлайн: какое обучение нам нужно с первого сентября © depositphotos / alebloshka
Аргументы за и против

Онлайн или офлайн будут работать школы с первого сентября? Этот вопрос бурно обсуждают учителя и родители. Петиция с требованием запретить очное обучение во время войны набрала уже более 26 тысяч голосов. И хотя президент поручил Кабмину ее рассмотреть, сомневаюсь, что это будет иметь последствия и решение изменят.

«У родителей на это разные взгляды», — говорят одни. Потому что боятся за жизнь своих детей и считают, что эта причина перевешивает все аргументы, звучащие в защиту очного обучения. «Пусть уже дети идут в школу, потому что дистанционка — это имитация обучения!» — считают другие. Им нужно, чтобы малышня не сидела днями в одиночестве у компьютера, чтобы ее учили педагоги, а не мама, и чтобы, когда родители на работе, во время тревоги кто-то из взрослых спустился с ребенком в укрытие.

Для государства выход школ на очное обучение важен по нескольким причинам. Прежде всего из-за качества образования. Мы же понимаем, что в условиях дистанционки его потеряем. Особенно это касается малышни: как дистанционно научить первоклассника писать первые буквы или читать? Наши школьники и так уже несколько лет учатся дистанционно из-за ковида. Второй момент — открытие школ позволит родителям работать, а это важно для экономики. В-третьих, специально или нет, а выход школ на очное обучение сделал переучет в школьном хозяйстве: учителям и ученикам, выехавшим за рубеж, пришлось определиться, с кем они остаются. И если для учеников возможна связь с родной школой дистанционно, то некоторым учителям пришлось уволиться.

Родителям, которые находятся в Украине, дали выбор: хотят — ведут ребенка в школу, хотят — оставляют дома на дистанционном обучении или учат его сами (семейное обучение). Выбор есть и у учредителей школ (местной власти): открывают для очного обучения те школы, где будут обустроенные по всем правилам укрытия.

Родителям пообещали, что очное обучение будет там, где безопасно. А где безопасно? Пока идет война, полностью безопасных территорий нет. Вспомните хотя бы Кременчуг — его торговый центр за считанные минуты превратился в пожарище. Или Винницу, где ракета ударила по центру города.

Даже во время НМТ абитуриентов попросили не разглашать адреса пунктов тестирования, чтобы не подвергать опасности участников. По этой же причине Украинский центр оценивания качества образования не обнародовал перечень пунктов по всей Украине — впервые на моей памяти. А вот адреса школ и объявлять не надо — они общеизвестны. Как и время начала уроков.

Сегодня в Украине от бомбежек и обстрелов пострадали 2116 учебных заведений. Минобразования даже создало интерактивную карту «Образование под угрозой», где собирает данные с фото о школах, пострадавших во время войны. «Агрессор утверждает, что наносит удары исключительно по военным объектам нашей страны. Министерство образования и науки собрало многочисленные факты и аргументы, которые опровергают это утверждение: российские войска разрушают школы и университеты, детсады и детские дома», — сообщают в МОН. Несмотря на все уважение к очному обучению, эти цифры — серьезный аргумент против.

Да и что это за учеба под сирены? По инструкции, во время воздушной тревоги учителя должны прервать урок, спуститься с детьми в укрытие и при необходимости продолжить занятия там. Но это из области фантастики. Полноценных уроков в укрытии не будет. Вся школа соберется в помещении, где, по нормам, на каждого должно приходиться 0,6 кв. м площади. Какая тут учеба? Об опасности ковида, который никуда не исчез, я даже не упоминаю.

Есть вопросы и относительно питания: если школьные повара вместе со всей школой несколько часов просидят в укрытии вместо того, чтобы готовить обед, что будут есть дети?

Сейчас комиссии от местных властей ездят по школам и проверяют готовность укрытий. Но все это надо было начинать не сейчас, а намного раньше. Как минимум весной. Или тогда, когда руководство государства, как оно говорит, узнало о планах нападения на нашу страну. Рекомендации ГСЧС о том, какими должны быть укрытия в учебных заведениях, появились только в середине июня. А теперь, в июле, комиссии составляют акты, узнают, чего не хватает. И некоторые громады уже утвердили решение ввести в школах только дистанционное обучение, потому что не могут обеспечить надежные укрытия, отвечающие всем стандартам.

В рекомендациях МОН к новому учебному году сказано, что персональную ответственность за организацию безопасных условий для учеников и учителей несет директор школы. То же самое указано и в рекомендации ГСЧС: «Обеспечение работников и детей (учеников, студентов) учебных заведений средствами коллективной защиты (объектами фонда защитных сооружений) относится к полномочиям руководителей таких заведений».

Но школа самостоятельно денег не зарабатывает, ее содержит местная власть. К ней и вопрос. Это неправильно, что, как и в случае с ковидным карантином, снова крайний директор. Он может отвечать только за организационные моменты.

Чтобы ввести очное обучение, школам нужны не только укрытия, но и системы оповещения о тревоге. А это недешевые вещи. Наша редакция уже обращалась с запросом в МОН, на какие средства все это должно финансироваться. «За счет средств государственного и местных бюджетов, в том числе путем предоставления образовательной субвенции и других трансферов из государственного бюджета местным бюджетам, а также с привлечением финансовых ресурсов, в частности из дополнительных источников финансирования, не Запрещенных законом», — ответили в министерстве. Но у нас дефицит Госбюджета 140 миллиардов гривен.

Местные бюджеты тоже не роскошествуют. Еще в июне Ассоциация городов Украины (АГУ) обращалась в Минобразования с письмом, в котором сообщала, что укрытия имеет незначительная часть школ, а средств на их строительство или обустройство в местных бюджетах нет. АГУ просила выделить отдельные средства на оборудование укрытий, ввести для этого специальные государственные программы. Недавно Ассоциация получила ответ — средства предлагают взять из остатков образовательной субвенции. Из той, откуда финансируются и тероборона, и эвакуация, и поддержка гражданского населения. На чем из перечисленного должна экономить местная власть? Найдет ли она в полном объеме средства, нужные для оборудования укрытий? Потому что просто взять школьный подвал и назвать его укрытием нельзя. К укрытиям выдвигается много требований, подробно расписанных в рекомендациях ГСЧС.

Там должны быть обязательная вентиляция, два выхода, Wi-Fi, средства связи и оповещения (телефон, радиоприемник), места для сидения и лежания, запасы пищи и воды, медикаментов, искусственное освещение, водопровод и канализация или отдельное помещение для баков с нечистотами (если нет водопровода и туалета). Если толщина стен или материалы, из которых построено помещение для укрытия, не отвечают требованиям, их еще надо обложить мешками с песком. И это далеко не полный перечень необходимого. Хотя инструкции для школ содержат и лайтовый вариант. Как простейшие укрытия можно использовать цокольные и первые этажи помещений. Но к ним тоже есть свои требования. В общем, укрытия должны быть рассчитаны на то, что дети и учителя могут провести в них до 48 часов.

Однако правительство, кажется, настроено оптимистично. «Очень важно, что в заведении созданы все системы безопасности для детей на случай воздушных тревог, — сказал Денис Шмыгаль. — От местной власти мы ожидаем, что все работы завершатся до начала учебного года, который должен стартовать 1 сентября в очном режиме. В областях, где это категорически невозможно, будет применяться смешанная система обучения». То есть даже не онлайн, а смесь очного и дистанционного обучения.

Кстати, в связи с выходом школ на очное обучение возникает еще одна проблема. До сих пор в подвалах или тирах многих школ прятались от обстрелов жители соседних домов (за что отдельная благодарность директорам). Кое-кто даже оставался на ночь. А куда они пойдут теперь? Кроме того, в некоторых школах жили переселенцы. Сейчас их придется выселять.

Поскольку дистанционка никуда не исчезает, параллельно с обустройством укрытий нужно налаживать и ее.

В АГУ заявляют, что Минобразования «фактически отказывается решать вопрос дистанционного обучения», — Ассоциация обращалась в ведомство с просьбой дать возможность органам местной власти оплачивать Интернет (для этого надо изменить Постановление КМУ) и ввести электронные журналы, чтобы информация об обучении не терялась и хранилась в облачных хранилищах.

Для качественного дистанционного обучения нужно поддержать учителей, дать им современные инструменты для проведения уроков и научить ими пользоваться. Только в июле Минобразования объявило набор на тренинги для желающих учителей — им объяснят, как пользоваться инструментами Google. Эти тренинги будут длиться год, по июнь следующего года. А почему же так поздно? Эти знания нужны были вчера. Возможно, тогда потери от дистанционного обучения были бы меньшими.

Конечно, во время войны легких и понятных решений ждать не стоит, ко всему подготовиться и все предусмотреть невозможно. Хорошо, что к первому сентября мы будем иметь уже небольшой опыт обучения под сиренами: некоторые университеты начинают учебный год с середины августа, да и абитуриенты будут сдавать НМТ. Увидим, как это работает. И, возможно, в инструкции внесут какие-то изменения.

Мы верим в победу и думаем о будущем. Но если на одну чашу весов положить качество обучения, а на другую — безопасность жизни, что перевесит? Обучение можно наверстать, а жизнь не вернешь. И эта мысль не дает покоя. Поэтому я бы, наверное, выбрала безопасность для жизни и обучение онлайн.

Другие статьи Оксаны Онищенко читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме