Образовательная пуповина. О важности развития дистанционного обучения

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться

В этом материале проанализированы пути решения проблем дистанционного образования, заострившиеся на фоне перемещения значительной части населения в другие страны.

Одна из насущных проблем для украинских юношей и девушек за границей — продолжение образования. Украинское образование — это инструмент, который создает ментальную гравитацию, удерживает молодежь в национальном культурном поле. Дистанционная форма обучения является ключевой частью образовательного процесса для украинских беженцев и условной пуповиной, которая должна связывать украинцев с родиной.

Масштаб и суть проблемы

Если сложить количество детей, интегрированных в школы Евросоюза (831 431 учеников), и тех, кто находится за пределами ЕС, то получится, что сейчас за границей проживает больше 1 миллиона украинских детей школьного возраста. Это 25% от общего количества учеников, посещавших учебные заведения в довоенные годы.

Украинские школьники за границей стоят перед решением необычных проблем в чрезвычайных условиях.

Во-первых, им приходится овладевать украинской школьной программой при ограниченном доступе к учебным материалам.

Во-вторых, дети учатся по двум программам, потому что во многих странах обязаны посещать местную школу.

В-третьих, украинцам надо преодолевать языковые барьеры.

И в завершение: учебные программы рассинхронизированы. Украинская программа по изучению точных наук — например по математике — опережает европейскую. Поэтому украинцы, попадая в соответствующий по году обучения класс, отчасти должны учиться по программе, которую уже давно изучили. С учетом того, что обычно в европейских школах украинских учеников переводят на класс ниже, они теряют даже больше года.

Как дистанционный процесс происходит сейчас

Сейчас для дистанционного образования в Украине предложено множество электронных средств, использование которых не регламентируется. Соответственно, государственные учебные заведения сами утверждают процедуры применения цифровых платформ, но им было бы лучше иметь техническую поддержку и единый протокол применения цифровых средств.

Минцифры, почувствовав такую потребность, запустила разработку образовательной платформы «Мрія». Презентация, состоявшаяся при участии президента Зеленского, дает основания рассчитывать на «Мрію» как на единый цифровой протокол, который станет ответом на текущие вызовы дистанционного образования. А именно:

  • Двойная нагрузка. Украинским ученикам, продолжающим учебу по украинской программе, приходится учиться на две школы: днем — в местной, а вечером — дистанционно по украинской программе.
  • Возрастные ограничения. Стандарт преподавания для старшеклассников и начальной школы должен быть абсолютно разным. Маленьким ученикам нужно вечернее общение с преподавателем, хотя бы несколько раз в неделю. Старшеклассники же больше мотивированы на самостоятельную обработку материала.
  • Сейчас же большинство украинских школ исходит из своих возможностей, а не из потребностей учеников за границей. Более того, бывают случаи, когда в школах родителям дают понять, что проблемы заграничных беженцев менее важны, чем тех, кто учится в Украине.
  • Применение электронных образовательных ресурсов. Современные интерактивные образовательные платформы — это учебные материалы в разных форматах, расписание занятий, дневник, онлайн-уроки, консультации учителя, тесты для оценивания. Примеры таких платформ — Human, Prosvita, Moodle и другие разработки. В электронном кабинете ученика учебные материалы структурированы и представлены в нескольких форматах, поэтому ученик имеет возможность посмотреть тематические видео, пройти тест и загрузить свой собранный материал.
  • Низкий уровень технической подготовки школьного персонала и определенные ограничения за неимением оборудования сдерживают использование электронных образовательных платформ.
  • Смешанные классы. В школах часто нет ресурсов для создания отдельного класса для онлайн-обучения ограниченного количества детей. Поэтому учеников подключают к уроку, где они — просто немые свидетели процесса. Если уроки перерываются из-за воздушной тревоги и класс продолжает урок в убежище, онлайн-ученики теряют связь с классом.
  • Перегруженность учителей. Многие учителя — это пожилые люди, которым трудно овладевать техническими средствами. Из-за нагрузки у них часто нет возможности и желания совершенствовать дистанционный образовательный процесс. Поэтому школам не хватает IT-специалистов, ответственных за информационно-техническую поддержку преподавателей.

Перспективы развития дистанционного образования

Развитие информационных технологий, миграции и пандемии меняют базовый жизненный уклад. На фоне этих процессов сетевая связь стала неотъемлемым каналом для социальных взаимоотношений на уровне семьи, друзей, работы и школьного обучения.

Дистанционное образование должно убрать проблемы, связанные со сменой места пребывания, и имеет большую нишу для развития. Оно должно было бы стать отдельным кластером, практически полностью расположенным в цифровом пространстве. Если онлайн-банки, у которых нет физических отделений, успешно существуют, почему такой опыт не может быть применен для организации школ? Виртуальные школы могут располагаться на базе классических, обеспеченных резервными источниками электрического питания, стабильным Интернетом и убежищами для преподавателей.

Преимущества такого формата:

  • гибкий график обучения;
  • объединение синхронного формата обучения с асинхронным;
  • организация вечернего блока онлайн-обучения (очень важно для малышей);
  • дифференциация классов в зависимости от формы обучения: дневные/вечерние онлайн-школы (полностью или частично) с частичным/полным применением асинхронных форм;
  • лишение необходимости искать место в новой школе в случае изменения места пребывания и устранения разрывов в образовательном процессе;
  • возможность выполнять самостоятельные работы и составлять тесты в электронной форме;
  • значительное повышение качества работы с учебным материалом.

Некоторые расчеты. По данным из последнего отчета МОН, дистанционно учатся 1 668 466 учеников в 4363 школах, то есть около 400 учеников на одну школу. Учитывая данные Европейской комиссии о 800 тысячах учеников в школах ЕС, согласно расчетам, нужно организовать около тысячи полностью дистанционных школ. Сейчас в Украине из 12 926 школ дистанционных — 4363 и со смешанной формой обучения — 4608.

В других странах, согласно отчету, находятся 12 349 учителей, которые могут быть привлечены к развитию школьной инфраструктуры вместо того, чтобы искать работу в маникюрных салонах. Согласно статистике, в Украине на одного учителя приходится около десяти учеников, следовательно, потеря одного учителя стоит нам десяти учеников. Роль украинского учителя сверхважна в условиях конкуренции за своих граждан.

Цифровизация значительно уменьшает затраты на организацию учебного процесса: сокращается выпуск печатных материалов, осушается океан бумажного документооборота, увеличиваются классы, уменьшаются затраты на содержание школьных зданий. Цифровая инфраструктура закладывает фундамент для бесконечного усовершенствования образовательного процесса со школьными воротами, всегда открытыми для новых возможностей.

Новые возможности

Коммуникации. Для преподавания теоретического материала целесообразно привлекать современные инструменты, которые большинство применяет, пользуясь видеосервисами. Чаты во время онлайн-конференций и комментарии под видео структурируют общение между преподавателем и учениками.

Интерактивность. Разработка и интеграция в электронную платформу интерактивных учебников, тестов и викторин в игровой форме, функций искусственного интеллекта облегчит усвоение учебного материала и разгрузит учителей.

Коллективные меры. Коллективные компьютерные игры, олимпиады или онлайн-соревнования развивают практические навыки и углубляют уровень социализации учеников.

Виртуальные образовательные пространства. Microsоft предлагает Minecraft Education, в котором проходят обучение (например, по математике) школьники и даже студенты. Японцы в этом году запускают полностью виртуальную школу с эффектом полного 3D-присутствия. Аттестаты таких школ будут аккредитованы так же, как и обычные.

Для внедрения этих мероприятий нужны новые подходы к формированию образовательного контента.

Новые подходы

Чтобы заинтересовать учеников учебным материалом, желательно сформировать заказ на продакшн для разработки уроков в стиле познавательных фильмов наподобие ВВС с яркими визуализациями и хорошим звуком. Привлечь внимание детей и подростков к учебе с помощью такого контента можно было бы, привлекая известных людей из медиа и шоу-бизнеса.

Обратная связь. Для разработки и усовершенствования таких учебных материалов целесообразно, чтобы разработчики имели канал для обратной связи с пользователями — учениками, учителями и родителями. Такой канал можно внедрить при условии существования единой электронной образовательной платформы, через которую будет собираться вся необходимая техническая информация и отклики пользователей.

Рассудительно спускаясь с неба на землю, очертим возможные мероприятия для улучшения состояния дистанционного образования.

  1. Необходимо согласовать и утвердить единый электронный протокол, предусматривающий использование определенных электронных образовательных платформ и приложений в учебном процессе.
  2. Электронные образовательные платформы целесообразно использовать во всех формах обучения (в частности и очного), когда у каждого ученика есть свой кабинет с учебными материалами в разных форматах (текст, видео, тесты, игры).
  3. Нужно запустить интегральную цифровую инфраструктуру (прежде всего для детей, которые учатся за границей), состоящую из онлайн-школ. Такая инфраструктура должна применяться и для детей в Украине, особенно в сельской местности.
  4. Онлайн-школы физически можно расположить в классических школах, обеспеченных системами безопасности, беспрерывного электрического питания и связи. Предлагается активно привлекать к организации онлайн-школ учителей, которые находятся в других странах.
  5. Утвердить для классических школ должность IT-специалиста, в обязанности которого будут входить цифровое образование персонала и информационно-техническая поддержка цифровой школьной инфраструктуры.
  6. Заказать создание образовательных материалов в электронных форматах: видео, игры, интерактивные учебники и т.п.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме