Лето — не только пора каникул, а и время, когда образовательные заведения имеют возможность подготовиться к новому учебному году. Предыдущий год был нелегким, он проходил в условиях обстрелов, отключений света и Интернета. Но несмотря на все это украинские школы открыли свои классы для учеников и у многих обучение проходило офлайн. Ведь все мы понимаем, что образование — это самый ценный наш капитал и ресурс, вклад в будущее страны. И онлайн-обучение, при всем уважении к этой форме и возможностям, которые оно открывает, не может полностью заменить живого учебного процесса.
В течение года украинские школы уже выработали определенные алгоритмы организации обучения с учетом воздушных тревог. Но этот опыт еще только рождается и шлифуется, поэтому чрезвычайно важно обратиться к практике других стран, сталкивающихся с этим давно и имеющих определенные наработки, которые смогут быть полезными и нам. Наиболее релевантный опыт организации образовательного процесса в условиях военного положения есть в Израиле.
Наверное, каждый учитель сталкивался с тем, что во время воздушной тревоги дети в укрытии бывают очень возбужденными, их трудно организовать для учебных активностей. И это понятно, ведь малышня, как и взрослые, чувствует, что тревога — это сигнал опасности. В израильских школах есть четкое правило: первый час пребывания в укрытии обязательно посвящают психологической разгрузке. Дети должны выплеснуть эмоции и почувствовать себя в безопасности.
В укрытии для них обустроены уютные помещения, похожие на обычные классные комнаты, — с рисунками на стенах, коврами и яркими мягкими матрасами для сна, а также партами, досками и ноутбуками. Дети должны воспринимать укрытие как обычную школьную комнату с хорошо знакомыми и привычными вещами. Для каждой школьной параллели есть отдельное помещение: для первых классов, вторых, третьих и т.п.
Важно, что в укрытии вместе с детьми находятся не только учителя, но и школьные психолог, врач, медсестра и… волонтеры.
Кто такие волонтеры? Это люди, выбравшие волонтерство как альтернативу службе в армии. Как известно, в Израиле военная служба является почетной обязанностью, но если кто-то не может или не хочет надевать военную форму из-за религиозных или других убеждений, он становится волонтером. Такие люди служат в госпиталях, домах для людей преклонного возраста, школах и даже в укрытиях возле жилых домов, куда приходят семьи с детьми во время тревоги. В укрытиях волонтеры поддерживают людей и организовывают досуг детей, которые находятся в бомбоубежищах вместе с родителями.
Но вернемся к школьному укрытию. Первое, что делают учителя и психолог, когда спускаются туда вместе с детьми, — проводят беседу и объясняют школьникам: «Вы в безопасности, мы с вами, все мы сейчас в такой ситуации, потому что это нужно для защиты нашей страны». Разговор выстраивают так, чтобы дети почувствовали принадлежность к своему народу, своей стране.
Чтобы снять эмоциональное напряжение, школьникам предлагают три игры. Первая — «Фильтрация эмоций». Она помогает вспомнить события или вещи, вызывавшие положительные эмоции, дает возможность генерировать силы, чтобы справиться со стрессовой ситуацией. Для этого на школьных ноутбуках загружены специально разработанные анимационные игры. Например такая: дети поочередно открывают окошечки с вопросами и отвечают на них: «Что в этом году принесло тебе самое большое удовольствие?», «Что делает тебя счастливым?», «Что интересного было в школе на этой неделе?».
Вторая игра — «Коробка страха». Каждый ребенок пишет на листочке свой страх (например: «Боюсь, что ракета попадет в мой дом») и кладет бумажку в коробку (все записки анонимные). Потом взрослые обсуждают с детьми эти страхи и помогают таким образом справиться с ними.
Третья игра называется «Найди опору». Во время общения взрослые подчеркивают, что на сегодняшних обстрелах жизнь не остановилась, что война в конце концов завершится, поэтому надо мечтать и строить планы на будущее. Детям предлагают ответить на вопрос: «Чем бы вы хотели заниматься в будущем?». Ответ можно дать устно или даже нарисовать. Кто-то хочет иметь дом с большим садом, кто-то — открыть свой магазин или стать врачом. Такая игра не только переносит фокус внимания с тревог и страха, но и настраивает на позитив.
Так проходит первый час пребывания в укрытии. Если за это время воздушная тревога не миновала, начинается собственно школьная учеба. Чтобы поддержать учебный процесс во время чрезвычайных ситуаций и помочь не только ученикам, но и учителям, Министерство образования Израиля разработало специальную электронную платформу, где собраны интерактивные игры и задания, которые учитель может использовать для занятий. Есть здесь и расписание школьных уроков вместе со ссылками на онлайн-занятия. Это важно для тех, кто находится за пределами школы.
Зайти на этот электронный ресурс может не каждый. Во-первых, доступ возможен только с территории страны по собственному коду, зарубежные пользователи войти не смогут. Вместе с тем навигация для взрослых и детей отличается, у каждого свой контент: у волонтера, учителя или родителей, школьника.
После того как пользователь попадает на главную страницу платформы, он должен нажать иконку с изображением причины чрезвычайной ситуации: землетрясение, пожар или обстрелы. От этого зависит контент, который откроется пользователю.
Для учителей это учебные игры, которые они могут использовать на занятиях в укрытии; советы, как организовать беседу или урок.
Дети могут выбрать себе игру по вкусу. Например, как собрать тревожный рюкзак: на экране нужно быстро нажимать анимированные изображения, которые «падают» в рюкзак, отсортировать полезные и ненужные вещи. Эти игры можно использовать и для обучения — например развивать речь, логическое мышление, моторику.
Такая электронная платформа полезна и для родителей: если они спустились с ребенком в укрытие, то заходят на эту платформу и могут просмотреть информацию по обучению, привлечь ребенка к онлайн-уроку в случае потребности или же просто поиграть с ним в развивающие игры, которые есть на платформе. Впрочем, ребенок может сделать это и сам, если зайдет по своему коду.
Имеют доступ к платформе и волонтеры, работающие в бомбоубежищах за пределами школы. Для них на электронном ресурсе есть контент, который поможет организовать досуг. Иногда тревоги длятся по пять-шесть часов, поэтому поддержка очень важна.
Чтобы и взрослые, и дети четко и слаженно соблюдали алгоритмы поведения во время тревог, в Израиле проводят регулярные учения — обычно раз в месяц. На них гражданам напоминают, как уберечься во время обстрела, пожара или землетрясения, как найти безопасное место, где получить информацию о дальнейших действиях. По всей стране объявляют учебную тревогу, во время которой вся страна, от работников офисов до малышей из детсада, спускается в укрытие и соблюдает правила, установленные для таких случаев.
Кстати, всегда спускаться в укрытие во время тревоги — обязательное требование для всех. Страховая компания даже не выплачивает страховку в случае, если человек пострадал от обстрелов, но не направлялся в безопасное место.
Учителей тоже готовят к работе с детьми в чрезвычайных ситуациях. Кроме специально разработанной электронной платформы, они регулярно проходят тренинги при участии службы по чрезвычайным ситуациям, пожарников, полицейских, медиков, военных. Эти специалисты работают и с детьми: они регулярно приезжают в школы на встречи с малышами. Полицейские — иногда даже со служебными собаками. Объясняют основы защиты, рассказывают о своей работе. По мнению правительства, это не только помогает подготовить население к возможным чрезвычайным ситуациям, но и повышает престиж этих профессий и является определенной профориентацией. В Израиле на улицах можно увидеть много военных с оружием, и очень важно, чтобы дети не боялись их.
Учитывая важность опыта Израиля, Фонд президента Украины по поддержке образования, науки и спорта работает над вопросами налаживания сотрудничества и получения поддержки со стороны образовательных институций Израиля. Во время переговоров с послом Израиля украинская сторона предложила несколько вариантов сотрудничества и помощи, которая может быть полезной для Украины.
По результатам договоренностей почти 50 украинских педагогов и представителей силового блока (директора школ, учителя, руководители управлений образования, представители Министерства образования и науки, Министерства внутренних дел, Национальной полиции, ГСЧС, психологи) в конце прошлого года посетили Израиль по программе обучения, составленной по запросу украинской стороны, в частности по организации образовательного процесса в условиях войны, военных угроз и послевоенного восстановления. Эти люди уже сегодня являются мультипликаторами приобретенных знаний и полученного опыта в нашей стране, а также помогают формировать и внедрять соответствующие изменения в систему образования.
Сама концепция безопасной образовательной среды предусматривает несколько важных компонентов: развитие безопасностной инфраструктуры, создание среды, где каждый участник образовательного процесса четко знает свою роль и алгоритм реагирования в случае наступления чрезвычайной ситуации, а также комплексную систему управления безопасностью. Все эти компоненты были адаптированы к украинским реалиям и положены в основу целостной концепции. Уже с сентября в двух регионах начнется пилотный проект с дальнейшим поэтапным масштабированием, предусматривающий комплексное обучение педагогов, психологов, директоров школ и их заместителей основам первой психологической помощи, комплексу мер обращения в чрезвычайных ситуациях, основам жизнестойкости и т.п. Также планируют ввести систему перенаправления в случаях, требующих дополнительных консультаций психолога и интеграции офицеров безопасности к повышению способности учебных заведений проводить учебный процесс в условиях войны.
Следует заметить, что это не первый наш опыт сотрудничества с Израилем в сфере образования. Недавно делегация украинских учителей и управленцев уже посещала страну, чтобы ознакомиться с системой ее школьного образования и перенять лучшие практики обучения. Несмотря на войну, Украина открыта миру, инновациям и стремится к развитию. Уже сейчас мы должны думать не только о Победе, но и о развитии будущего нашей страны. А оно невозможно без образования.