Как организовать обучение во время войны: опыт израильских школ

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Как организовать обучение во время войны: опыт израильских школ © depositphotos/InnaReznik
Полезные идеи и советы

Реалии заставляют приспосабливаться к условиям, которые еще полгода назад невозможно было представить. И здесь для нас будет интересным опыт других стран: как они защищают свои школы во время войны? Например, Израиля, который находится в состоянии войны уже более 70 лет и где уделяется большое внимание подготовке школ к каким-либо чрезвычайным ситуациям: от землетрясения и до обстрела или террористического акта.

Наш лицей Educator пригласил к разговору израильских коллег из школы Shimon Peres High Tech and Arts high school. Они рассказали, как организовывается безопасное обучение в их школе. Встреча проходила онлайн, поэтому в ней могли принять участие желающие просвещенцы из разных городов и школ. Хочу поделиться самыми интересными идеями из рассказа израильских коллег.

Как устроено укрытие

Как рассказали израильские коллеги, в их стране во всех новых зданиях (школах, детских садах, жилых домах) обязательно есть бомбоубежище. Оно может размещаться не только на цокольном этаже, но и на верхних этажах здания.

Убежище на этаже предусмотрено проектом строения и представляет собой специальный «стояк» — что-то наподобие сквозной трубы из бетонных плит посреди здания, вход в которую возможен с каждого этажа. Такое укрытие предусматривает специальные требования к толщине стен, входы и выходы, количество которых зависит от пропускной способности помещения, наличие вентиляции. Стены такого укрытия изнутри укреплены дополнительными металлическими щитами — это что-то наподобие больших железных ставней. Технические требования утверждены на уровне государства и выполняются обязательно.

Как работает «алгоритм безопасности»

Чтобы обезопасить детей и взрослых, в каждой украинской школе, кроме убежищ, составляют алгоритмы безопасности. То есть инструкцию о том, кто куда двигается и как действует в случае чрезвычайной ситуации. Такой алгоритм есть и в нашем лицее. Схемы эвакуации висят в каждой учебной аудитории на видном месте. На них нанесены стрелочки, которые показывают направление движения к укрытию после оповещения о чрезвычайной ситуации или воздушной тревоге. Есть это и в израильских школах. Но не только это.

Коллеги из Израиля рассказали, что процесс эвакуации в их школе отработан до автоматизма. Что интересно — к организации и помощи во время тревоги привлечены старшеклассники. У каждого из них своя роль, и они проходят специальную подготовку, чтобы как можно лучше справиться с ней. Роли следующие: первая помощь, пожарная безопасность (элементарная помощь в прекращении пожара с помощью подручных материалов), сопровождение и направление потока детей и взрослых во время эвакуации, проверка пространства (все ли спустились в убежище, как расположились, проверка присутствующих по спискам).

Большое значение имеет подготовка к эвакуации. Воздушная тревога, к сожалению, может прозвучать когда угодно и застать ученика или учителя в любой точке школы. Ведь в течение дня в школе, словно в улье, постоянное движение, ученики и взрослые перемещаются между кабинетами, посещают уроки физкультуры в спортивном зале, питаются в столовой. Не всегда в сложной ситуации они могут добежать до своего класса, чтобы эвакуироваться вместе с ним.

В зависимости от места, в котором человек оказался во время воздушной тревоги, разработаны разные маршруты эвакуации. Все они отрабатываются во время тренировок. Каждый участник образовательного процесса, где бы его ни застала тревога, должен четко знать, как и куда ему двигаться.

Тренируются взрослые и дети в разное время и в разные дни. Это делается для того, чтобы каждый (и особенно дети) научился самостоятельно пользоваться алгоритмом безопасности.

Тренировка по эвакуации охватывает четыре этапа: планирование, инструктаж преподавателей, экскурсии в бомбоубежище маленькими группами. Все преподаватели в обязательном порядке проходят инструктаж по предоставлению первой медпомощи, дети приобщаются к нему по желанию.

Какой должна быть коммуникация во время чрезвычайных ситуаций

Важная роль отводится коммуникации между всеми участниками образовательного процесса: педагогическим коллективом, учениками, родителями. У взрослых есть инструкции относительно того, как поддержать друг друга и детей в случае боевой ситуации или обстрела. Это даже не просто инструкции, а схема взаимодействия. Информация спускается от ответственного (в Израиле эту позицию называют — консультант) к коллективу взрослых (учителей, тьюторов и родителей), от взрослых к детям.

Консультант пишет в школьный чат рекомендации педагогам о теме разговора с детьми и родителями, в зависимости от произошедшей ситуации (обстрел, террористический акт). Далее учителя коммуницируют с детьми и родителями, поддерживают их. Коммуникация с родителями возложена на тьюторов. Первоочередным является контроль эмоционального состояния детей и психологическая поддержка. Поэтому преподаватели обязаны регулярно проходить курсы по вопросам собственного психологического здоровья и здоровья окружающих — минимум 60 часов в год.

Чем занять детей в укрытии?

Пребывание в укрытии во время воздушной тревоги не предусматривает продолжения академического процесса обучения в полной мере, Возможно, частично. Нужно ориентироваться по ситуации.

Деятельность в укрытии организовывается в зависимости от обстановки и общего настроения детей.

Команда преподавателей и психологов должна заранее сформировать базу активностей на все возможные случаи и ситуации. Прежде всего это психологическая поддержка, возможно, работа с ассоциативными картами. Или это могут быть, например, математические игры на устный счет или перечень интересных тем для обсуждения. Важно быть с учениками в контакте и поддержать деятельность, а не навредить.

Обязательным является набор техник, помогающих успокоиться. Преимущественно это действия на «выдох», поэтому в каждой комнате-убежище есть, например, стаканчики и коктейльные трубочки. Нужно глубоко вдыхать и выдыхать воздух из легких в воду, это помогает выровнять дыхание, к тому же звук воды производит успокоительный эффект.

Во время бомбардировок и в случае опасности детей никто не отпускает домой. После стабилизации ситуации родители забирают детей самостоятельно.

Как школы переходят на дистанционное обучение?

В случае обострения событий в городе или стране школы Израиля переходят на онлайн обучение. Это решение принимается на уровне государственной, или городской, или школьной администрации.

Коллеги отмечали, что переход на дистанционное обучение должен быть доведен до автоматизма. Нужно предусмотреть все детали и вопросы, которые могут возникнуть: каждый должны знать, где найти ссылку на онлайн-уроки, расписание, знать, какая электронная платформа используется.

Новые реалии жизни требуют от нас новых, смелых и реальных решений. Именно от активной, ответственной позиции просвещенцев зависит сейчас будущее страны — ее молодое поколение.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме